БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О регулировании отдельных вопросов в области обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области, о внесении изменений в областной закон "Об административных правонарушениях" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов и отдельных положений законодательных актов



Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
27 января 2021 года



Статья 1. Предмет регулирования настоящего областного закона


Настоящий областной закон в целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека, сбережения природных ресурсов регулирует отдельные вопросы в области обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы) в Ленинградской области.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем областном законе

     

1. Для целей настоящего областного закона используются следующие основные понятия:

биологические отходы - трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным;

медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов;

строительные отходы - отходы строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунты - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов строительства, образующиеся при строительстве, разрушении, сносе, реконструкции, ремонте, в том числе капитальном, зданий, сооружений, помещений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов;

разрешение на перемещение отходов - документ, подтверждающий право на транспортирование (перемещение) отходов, в том числе строительных и твердых коммунальных отходов;

техногенный грунт - грунт, измененный, перемещенный или образованный в результате инженерно-хозяйственной деятельности человека;

уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области -орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий государственное управление и реализацию полномочий Ленинградской области в сфере обращения с отходами;

места несанкционированного размещения отходов - территория, используемая для размещения, но не предназначенная для размещения отходов, и (или) объект размещения отходов, не обустроенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов и (или) в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, для которых выполняется хотя бы одно из следующих условий: площадь указанных территорий и (или) объекта составляет более 10 кв. метров; объем размещения отходов на указанных территориях и (или) объекте составляет более 5 куб. метров.

2. Иные понятия, используемые в настоящем областном законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с отходами.

Статья 3. Правовая основа обращения с отходами в Ленинградской области


Правовую основу обращения с отходами в Ленинградской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обращения с отходами, Устав Ленинградской области, настоящий областной закон, другие областные законы и иные нормативные правовые акты Ленинградской области в области обращения с отходами.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти в области обращения с отходами

     

1. К полномочиям Законодательного собрания Ленинградской области в области обращения с отходами относятся:

1) принятие областных законов в области обращения с отходами, осуществление контроля за их соблюдением и исполнением;

2) осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области.

2. К полномочиям Правительства Ленинградской области в области обращения с отходами относятся:

1) принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативных правовых актов в области обращения с отходами, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональные операторы), осуществление контроля за их исполнением;

2) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами на территории Ленинградской области;

3) разработка, утверждение и реализация государственных программ Ленинградской области в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

4) участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Ленинградской области;

5) осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

6) участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

7) установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

8) осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

9) установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

10) определение в программах социально-экономического развития Ленинградской области прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;

11) утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области;

12) утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области;

13) утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области;

14) установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ленинградской области;

15) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Ленинградской области;

16) утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ленинградской области;

17) регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

18) разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами;

19) утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

20) утверждение перечня разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов на территории Ленинградской области;

21) получение от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих здания, сооружения и иные объекты, связанные с обращением с отходами на территории Ленинградской области, информации о возникновении или угрозе аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц;

22) установление содержания и порядка заключения соглашения между органами исполнительной власти Ленинградской области и региональными операторами, условий проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов;

23) осуществление государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области;

24) осуществление регионального государственного контроля (надзора) в части правильности применения тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

25) осуществление предварительного согласования условий проведения торгов с целью формирования цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора в случаях, определенных Правительством Российской Федерации;

26) осуществление иных полномочий в области обращения с отходами на территории Ленинградской области, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области.

3. Правительство Ленинградской области вправе полностью или частично передавать осуществление своих полномочий в области обращения с отходами, указанных в пунктах 2-26 части 2 настоящей статьи, отраслевым, территориальным и иным органам исполнительной власти Ленинградской области, если это не противоречит федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Ленинградской области или иным областным законам.

Статья 5. Организация транспортирования (перемещения) отходов на территории Ленинградской области

     

1. Транспортирование (перемещение) отходов на территории Ленинградской области осуществляется с учетом требований, установленных федеральным законодательством, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Ленинградской области и иными нормативными правыми актами Ленинградской области в области обращения с отходами.

2. Транспортные средства, осуществляющие транспортирование (перемещение) отходов в Ленинградской области, подлежат оснащению в порядке, установленном Правительством Ленинградской области, техническими устройствами, позволяющими осуществлять фиксацию их перемещения на территории Ленинградской области в целях транспортирования отходов.

3. Транспортирование (перемещение) отходов, в том числе строительных отходов и твердых коммунальных отходов, объемом более 5 куб.м осуществляется на основании выданного уполномоченным органом разрешения на перемещение отходов, содержащего индивидуальный идентификационный QR-код.

Разрешение на перемещение отходов выдается юридическому или физическому лицу, осуществляющему транспортирование (перемещение) отходов, в том числе строительных и твердых коммунальных отходов, в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.

4. Требования, установленные частями 1-3 настоящей статьи, распространяются на случаи транспортирования (перемещение) отходов на территории Ленинградской области, с территории других субъектов Российской Федерации на территорию Ленинградской области, а также на случай транзитного транспортирования (перемещение) отходов по территории Ленинградской области на территорию иных субъектов Российской Федерации.

5. Транспортирование (перемещение) медицинских и биологических отходов осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством.

Статья 6. Особенности накопления и утилизации отходов на территории Ленинградской области

     

1. Накопление отходов на территории Ленинградской области осуществляется в том числе путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) с учетом требований, установленных федеральным законодательством и законодательством Ленинградской области.

2. Отходы, образующиеся на территории Ленинградской области или ввезенные на территорию Ленинградской области, не подлежат захоронению на территории Ленинградской области, если они могут быть утилизированы на объектах утилизации отходов Ленинградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, предусмотренном территориальной схемой по обращению с отходами Ленинградской области.

3. Организация мест несанкционированного размещения отходов, а равно накопление, складирование, сброс отходов вне мест (площадок) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, в том числе на землях лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения, землях особо охраняемых природных территорий, запрещается.

4. Ликвидация мест несанкционированного размещения отходов осуществляется лицами, причинившими вред окружающей среде, а в случае, если такие лица не установлены, осуществляется за счет средств собственника, землевладельца земельного участка либо арендатора, землепользователя земельного участка в случае использования такого участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Финансирование мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов осуществляется за счет средств местных бюджетов и средств областного бюджета Ленинградской области путем предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Ленинградской области, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.

6. Средства из областного бюджета Ленинградской области органам местного самоуправления Ленинградской области на реализацию мероприятий, установленных частью 5 настоящей статьи, предоставляются в форме субсидий бюджетам муниципальных образований Ленинградской области в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом Ленинградской области.

Статья 7. Требования к обращению с медицинскими и биологическими отходами


Обращение с медицинскими и биологическими отходами на территории Ленинградской области осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии", санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, ветеринарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 8. Особенности рекультивации земель на территории Ленинградской области

     

1. Рекультивация земель на территории Ленинградской области осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Использование техногенного грунта при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель допускается при условии соблюдения установленных законодательством Российской Федерации запретов на использование отходов и захоронение токсичных вскрышных пород для рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, а также на применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

3. В случае включения в состав техногенного грунта продуктов, полученных в результате утилизации отходов, его использование при осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации на технологию получения техногенного грунта и (или) на проект технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.

Статья 9. Государственный надзор в области обращения с отходами


Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.

Статья 10. Ответственность за нарушение законодательства в области обращения с отходами


Лица, виновные в нарушении настоящего областного закона и иных нормативных правовых актов Ленинградской области в области обращения с отходами, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.