Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 января 2021 года N Р-6

Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2022 года на основании
распоряжения Минпросвещения России от 1 декабря 2021 года N Р-321
____________________________________________________________________



Во исполнение пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведённых в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Т.В.Васильева



Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
просвещения
Российской Федерации
от 12 января 2021 года N Р-6



Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей

1. Общие положения


Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста", в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), в том числе установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей".

Приведенные в настоящих Рекомендациях требования являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - Центры "Точка роста") вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими Рекомендациями.

Целями создания Центров "Точка роста" является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам "Физика", "Химия", "Биология".

Центры "Точка роста" обеспечивают повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования.

Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации Центров "Точка роста" осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор). Адрес сайта: https://www.apkpro.ru/.

2. Порядок создания


Центры "Точка роста" могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Современная школа", так и в рамках иных программ и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

Создание Центров "Точка роста" осуществляется на базе общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, при этом в первую очередь создание Центров "Точка роста" рекомендуется осуществлять в организациях, показывающих низкие образовательные результаты.

В случае создания Центра "Точка роста" за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Современная школа" субъект Российской Федерации определяет:

- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию и обеспечению функционирования Центров "Точка роста" на территории субъекта Российской Федерации (Региональный координатор);

- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Центров "Точка роста" согласно Приложению N 1* к настоящим Рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Комплексом мер признается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центров "Точка роста", включающий в том числе:

мероприятия, направленные на создание и открытие Центров "Точка роста";

мероприятия, направленные на обеспечение функционирования Центров "Точка роста";

мероприятия по повышению профессионального мастерства работников Центров "Точка роста";

мероприятия по контролю достижения минимальных показателей создания и функционирования Центров "Точка роста".

Региональный координатор в соответствии со сроками, установленными в Приложении N 1 к Рекомендациям, утверждает:

- должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование Центров "Точка роста";

- перечень показателей и индикаторов, соответствующих приведенным в Приложении N 2* к настоящим Рекомендациям, их значений;

- перечень общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, на базе которых планируется создание Центров "Точка роста" (по форме, представленной в Приложении N 3*);

________________

* Приложения см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- типовое Положение о Центре образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (Приложение N 4*).

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Создание центра "Точка роста" на базе общеобразовательной организации допускается как путем выделения соответствующего структурного подразделения общеобразовательной организации, так и без выделения отдельного подразделения.

Общеобразовательная организация издает локальный нормативный акт о назначении руководителя Центра "Точка роста" (куратора, ответственного за функционирование и развитие), а также о создании центра "Точка роста" и утверждении положения о деятельности Центра "Точка роста".

Региональный координатор не позднее дня открытия Центра "Точка роста" обеспечивает размещение в специально созданном разделе "Центр "Точка роста" официального сайта общеобразовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о создании и функционировании Центра "Точка роста", в том числе информации об образовательных программах, оборудовании Центра "Точка роста", планируемом режиме занятий обучающихся, планируемых мероприятиях. В созданном разделе официального сайта образовательной организации также размещается информация о национальном проекте "Образование" (в том числе логотип), адрес сайта и официальная символика Министерства просвещения Российской Федерации.

Региональный координатор обеспечивает информирование Федерального оператора в случае создания на территории субъекта Российской Федерации Центров "Точка роста" в рамках иных программ и проектов, не относящихся к реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, а также направление на согласование Федеральному оператору концепции создания и функционирования таких Центров.

3. Требования к помещениям, комплектованию оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания


Создание Центров "Точка роста" предполагает комплекс условий по оснащению образовательных организаций оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания для достижения образовательных результатов по предметным областям "Естественнонаучные предметы", "Естественные науки", "Математика и информатика", "Обществознание и естествознание", "Технология", образовательных программ общего образования естественно-научной и технологической направленностей, при реализации курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной и технической направленностей.

Перечень направленностей реализуемых на базе Центров "Точка роста" образовательных программ может быть расширен в зависимости от имеющихся у общеобразовательных организаций условий, а также потребностей участников образовательных отношений.

Создание центра "Точка роста" предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации:

- оборудованием, средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной направленности и технологической направленностей при реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебных предметов "Физика", "Химия", "Биология";

- оборудованием, средствами обучения и воспитания для изучения основ робототехники, механики, мехатроники, освоения основ программирования, реализации программ дополнительного образования технической и естественно-научной направленностей и т.д.;

- компьютерным и иным оборудованием.

Перечень, минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для оснащения Центров "Точка роста" (далее - инфраструктурный лист), определяются Региональным координатором с учетом Примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста" в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах (Приложение N 6*), примерного типового инфраструктурного листа, определяемого Федеральным оператором, и настоящих Рекомендаций.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

В рамках оснащения общеобразовательных организаций при формировании инфраструктурного листа субъект Российской Федерации вправе выбрать стандартный или профильный комплект оборудования, представленный в примерном перечне оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для оснащения Центров "Точка роста" (Приложение N 6). Для малокомплектных общеобразовательных организаций объем единиц средств обучения и воспитания формируется в меньшем количестве.

________________

Малокомплектной общеобразовательной организацией в рамках реализации мероприятий по созданию и функционированию центров естественно-научной и технологической направленностей признается общеобразовательная организация, численность классов-комплектов в каждой из параллелей которой составляет не более 1 единицы.

Профильный комплект оборудования может быть выбран для общеобразовательных организаций, имеющих на момент создания центра "Точка роста" набор средств обучения и воспитания, покрывающий своими функциональными возможностями базовые потребности при изучении предметов "Физика", "Химия" и "Биология".

Профильный комплект оборудования обеспечивает эффективное достижение образовательных результатов обучающимися по программам естественно-научной и технологической направленностей, возможность углубленного изучения отдельных предметов, в том числе для формирования изобретательского, креативного, критического мышления, развития функциональной грамотности у обучающихся, в том числе естественнонаучной и математической.

При формировании инфраструктурного листа из профильного комплекта в обязательном порядке обеспечивается выбор средств обучения и воспитания не менее чем по трем учебным предметам ("Физика", "Химия", "Биология") и компьютерного оборудования. Оставшиеся по итогам определения обязательного оборудования средства, предусмотренные для оснащения Центра "Точка роста", распределяются на приобретение дополнительного оборудования, входящего в перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания профильного комплекта (Приложение N 6 к методическим рекомендациям).

При выборе дополнительного оборудования также следует учитывать специфику и потребности отраслей экономики субъекта Российской Федерации.

Региональный координатор обеспечивает согласование сформированного в соответствии с типовой формой инфраструктурного листа с Федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором.

При направлении на согласование инфраструктурного листа, содержащего стандартные комплекты, Региональный координатор предоставляет (по форме Федерального оператора):

- подтверждение отсутствия в соответствующих образовательных организациях, оснащение которых планируется, оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, указанных в перечне стандартного комплекта;

- подтверждение наличия (либо обеспечение наличия до момента оснащения Центров "Точка роста") условий для хранения и использования химических реактивов, в том числе необходимого оборудования, включая шкаф вытяжной панорамный и шкаф для хранения химических реактивов огнеупорный, согласно Перечню средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, утвержденному приказом Минпросвещения России от 3 сентября 2019 г. N 465.

Образовательные организации, на базе которых создаются и функционируют Центры "Точка роста", должны соответствовать действующим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам, определяющим требования к организации общего и дополнительного образования детей.

Помещения (функциональные зоны, в том числе учебные кабинеты физики, химии, биологии) Центра "Точка роста" рекомендуется располагать в пределах одного здания.

Проектирование, зонирование помещений Центров "Точка роста" и определение дизайн-решений осуществляется с учетом руководства по проектированию центров "Точка роста", утверждаемого федеральным оператором.

При проектировании, зонировании помещений Центров "Точка роста" следует учитывать особенности оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, которым будет обеспечиваться образовательная организация.

Проект зонирования помещений Центров "Точка роста" представляется Федеральному оператору одновременно с представлением инфраструктурных листов.

4. Организация образовательной деятельности

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»