Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 января 2021 года N Р-5

Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию центров цифрового образования "IT-куб"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Минпросвещения России от 19 ноября 2021 года N Р-309
____________________________________________________________________



Во исполнение пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведённых в Приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования "IT-куб" в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование";

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Т.В.Васильева



Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Министерства просвещения
Российской Федерации
от 12 января 2021 года N Р-5



Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования "IТ-куб"

1. Общие положения


Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию центров цифрового образования детей "IT-куб" (далее - Центр) в целях реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (далее - федеральный проект), в том числе в том числе установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Созданы центры цифрового образования детей "IТ-куб".

Приведенные в настоящих Рекомендациях требования являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими Рекомендациями.

Целью создания Центров является создание среды, обеспечивающей продвижение компетенций в области цифровизации, освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, а также создание условий для выявления, поддержки и развития у детей способностей и талантов, их профориентации, развития математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления.

Центры обеспечивают реализацию программ дополнительного образования, проведение мероприятий по тематике современных цифровых технологий и информатики, знакомства с технологиями искусственного интеллекта, а также просветительскую работу по цифровой грамотности и цифровой безопасности.

Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение создания в субъектах Российской Федерации Центров осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный оператор). Адрес сайта: https://www.apkpro.ru/.

2. Порядок создания


Центры могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", так и в рамках иных программ и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

В случае создания Центра за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" субъект Российской Федерации определяет:

- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию Центра на территории субъекта Российской Федерации (Региональный координатор);

- комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию Центра (далее - комплекс мер) согласно Приложению N 1* к настоящим Рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Комплексом мер признается план мероприятий на очередной год и двухлетний плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центра, включающий в том числе:

мероприятия, направленные на создание и открытие Центра;

мероприятия, направленные на обеспечение функционирования Центра;

мероприятия по повышению профессионального мастерства работников Центра;

мероприятия по контролю достижения минимальных показателей создания и функционирования Центра.

Региональный координатор в соответствии со сроками, установленными в Приложении N 1 к Рекомендациям, утверждает Концепцию по созданию и функционированию Центра на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.    

В концепции отражаются основные характеристики Центра, в том числе:

- предполагаемое месторасположение Центра (адрес, площадь помещений, транспортная доступность для населения);

- определение не менее шести направлений реализации образовательных программ Центра;

- перечень минимальных показателей создания и функционирования Центра в соответствии с Приложением N 2* к настоящим Рекомендациям,

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

- иные параметры.

Центр создается на базе существующей образовательной организации общего, среднего профессионального или дополнительного образования, за исключением казённых учреждений, путем выделения соответствующего структурного подразделения или без выделения отдельного подразделения.

Образовательная организация издает локальный нормативный акт о назначении руководителя (куратора, ответственного за функционирование и развитие) Центра, а также о создании Центра и утверждении Положения о деятельности Центра. Типовая форма Положения о деятельности Центра представлена в Приложении N 4* к настоящим Рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Региональный координатор не позднее дня открытия Центра обеспечивает размещение в специально созданном разделе "Центр цифрового образования "IT-куб" официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о создании и функционировании Центра, в том числе информации об образовательных программах, оборудовании Центра, планируемом режиме занятий обучающихся, планируемых мероприятиях. В созданном разделе официального сайта образовательной организации также размещается информация о национальном проекте "Образование" (в том числе логотип), адрес сайта и официальная символика Министерства просвещения Российской Федерации.

Региональный координатор обеспечивает информирование Федерального оператора в случае создания на территории субъекта Российской Федерации Центра в рамках иных программ и проектов, не относящихся к реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, а также направление на согласование Федеральному оператору концепции создания и функционирования такого Центра.

3. Требования к помещениям, комплектованию оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания


Центр включает в себя комплекс условий по оснащению образовательной организации оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания, в том числе с целью обеспечения на инфраструктурно-содержательном уровне продвижения компетенций в области цифровизации, а также ранней профориентации при осуществлении обучающимися выбора будущей профессии и построении траектории собственного развития.

Обязательными направлениями дополнительных общеобразовательных программ ("кубами"), реализуемых Центром, являются:

- "Программирование на Python";

- "Мобильная разработка";

- "Программирование роботов".

Вариативными (определяемыми по выбору) направлениями дополнительных общеобразовательных программ ("кубами") являются:

- "Системное администрирование";

- "Программирование на Java";

- "Кибергигиена и работа с большими данными";

- "Основы алгоритмики и логики";

- "Разработка VR/AR-приложений".

Перечень вариативных направлений дополнительных общеобразовательных программ может дополняться Федеральным оператором.

Региональный координатор определяет перечень дополнительных общеобразовательных программ Центра из трех обязательных программ и не менее трех вариативных программ.

Перечень, минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и функционирования Центра (далее - инфраструктурный лист) определяются Региональным координатором на основе примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и функционирования Центра, приведенного (Приложение N 3* к настоящим Рекомендациям), примерного типового инфраструктурного листа, определяемого Федеральным оператором, и настоящих Рекомендаций.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

При формировании инфраструктурного листа количество оборудования определяется из расчета 12 учеников и 1 педагога для каждого направления образовательных программ.

Региональный координатор обеспечивает согласование сформированного в соответствии с типовой формой инфраструктурного листа с Федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором.

Имущественный комплекс Центра может находиться в государственной или муниципальной собственности.

Образовательные организации, на базе которых создаются и функционируют Центры, должны соответствовать действующим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций и иным нормативным правовым актам.

Помещения (функциональные зоны) Центра необходимо располагать в пределах одного здания образовательной организации. Не допускается размещение на площадях в других зданиях.

Проектирование, зонирование помещений в Центре и определение дизайн-решений осуществляется с учетом руководства по проектированию Центра, определяемого Федеральным оператором.

При проектировании, зонировании помещений Центра следует учитывать особенности оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, которыми будет обеспечиваться образовательная организация.

Проект зонирования помещений Центра представляется Федеральному оператору на согласование одновременно с представлением инфраструктурных листов.

4. Организация образовательной деятельности


Образовательная деятельность Центра осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам.

Требования к формату организации образовательной деятельности регулируются настоящими Рекомендациями и иными информационными и методическими материалами, определяемыми Федеральным оператором. Направления реализуемых с использованием ресурсов Центров программ определяются в соответствии с методическими материалами и рекомендациями, устанавливаемыми и актуализируемыми Федеральным оператором.

Перечень направленностей реализуемых на базе Центров образовательных программ может быть расширен в зависимости от имеющихся у образовательной организации условий, а также потребностей участников образовательных отношений.

Информация о реализуемых на базе Центров программах представляется Федеральному оператору в рамках ежеквартального мониторинга.

Центром обеспечивается утверждение дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с выбранными направлениями на основе материалов Федерального оператора. Программы размещаются на сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствующем разделе.

Федеральным оператором на регулярной основе обеспечивается проведение мероприятий по вопросам организации образовательного процесса в Центрах, оказание методической поддержки педагогическим работникам при разработке дополнительных общеобразовательных программ, учебных материалов, заданий для обучающихся.

Педагогические работники, осуществляющие деятельность на базе Центров, проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) из реестра программ Федерального оператора. Повышение квалификации педагогических работников осуществляется не реже одного раза в три года.

Руководители Центров (кураторы из числа педагогических работников общеобразовательных организаций) проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования Федерального оператора.

5. Организационно-методическое сопровождение и использование иной созданной в рамках реализации национального проекта "Образование" инфраструктуры


В целях комплексного сопровождения Центров Федеральным оператором обеспечивается осуществление публикаций и обновления методических материалов, включающих учебно-методические материалы (инструкции, методические пособия, информационные материалы, перечни рекомендуемых литературных источников, видеоматериалы и др.), а также материалы по итогам проведения мероприятий Федерального оператора (вебинары, семинары, конференции, совещания и др.).

Для педагогических работников Центров Федеральным оператором обеспечивается проведение тематических вебинаров, направленных на дополнительное разъяснение вопросов реализации образовательных программ на базе Центров, проведение образовательных мероприятий по вопросам использования оборудования Центров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»