МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 30 декабря 2020 года N 913/пр
Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды
(с изменениями на 2 сентября 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
____________________________________________________________________
В целях обеспечения реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды.
2. Установить, что методическую и координационную поддержку по вопросам вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", оказывает Департамент стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.
Министр
И.Э.Файзуллин
Методические рекомендации по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды
(с изменениями на 2 сентября 2022 года)
1.1. Настоящие методические рекомендации по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды (далее - Методические рекомендации) подготовлены с целью оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, ответственным за реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее соответственно - уполномоченные органы, ФП ФКГС) в вопросах:
создания системы вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов формирования комфортной городской среды;
создания и выбора форматов вовлечения граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов формирования комфортной городской среды в зависимости от целей, вида и этапа реализации проекта развития комфортной городской среды;
обеспечения устойчивого социального и экономического развития городской среды;
формирования сообщества лиц, заинтересованных в развитии территории населенного пункта;
повышения качества разрабатываемых проектов развития территорий, архитектурных и планировочных решений;
формирования адресного перечня территорий, нуждающихся в благоустройстве;
увеличения востребованности общественных и дворовых территорий населенного пункта и иных вопросах развития городской среды.
1.2. Согласно паспорту ФП ФКГС, утвержденному протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3 (с последующими изменениями), доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территориях которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, к 2030 году должна составить 30%.
1.3. С целью формирования комфортной городской среды в муниципальных образованиях Российской Федерации уполномоченным органам рекомендуется осуществлять мероприятия по инициированию проектов, выбору территорий, подлежащих благоустройству, созданию, корректировке и реализации документов архитектурно-строительного проектирования, реализации проектров развития территорий, направленных в том числе на создание, реконструкцию, ремонт и благоустройство и эксплуатацию общественных и дворовых территорий (далее - развитие городской среды) с привлечением граждан, их объединений и иных лиц - потенциальных пользователей проектов развития территорий (далее соответственно - вовлечение граждан, вовлечение).
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 сентября 2022 года N 723/пр. - См. предыдущую редакцию)
1.4. Уполномоченным органам рекомендуется осуществлять вовлечение граждан в обсуждение проектов развития территорий (независимо от формы собственности на земельный участок, на котором они расположены) на всех этапах реализации таких проектов (формирование адресного перечня территорий, нуждающихся в благоустройстве, инициация проекта развития территории, разработка и согласование концепции и архитектурного облика территории, разработка и согласование проектной документации, реализация, контроль качества и приемка работ, функционирование территории).
Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в том числе при осуществлении реконструкции и ремонта общественных и дворовых территорий, когда проводимые работы предполагают изменение функционального, архитектурного и/или пространственного решений таких территорий.
1.5. Вовлечение граждан рекомендуется организовывать в форме структурированного, управляемого процесса, ориентированного на достижение заранее поставленных целей развития территории населенного пункта.
2.1. Уполномоченным органам при вовлечении граждан рекомендуется относить к потенциальным участникам процесса развития городской среды (далее - участники вовлечения) следующие группы лиц:
а) жители населенного пункта (граждане, их объединения - группы граждан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, инициативная группа, добровольцы (волонтеры) с целью:
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 сентября 2022 года N 723/пр. - См. предыдущую редакцию)
исследования и учета мнения местных жителей о принимаемых решениях по проектам развития территорий;
появления новых, современных общественных и дворовых территорий, иных объектов, соответствующих ожиданиям и потребностям местных жителей;
возможности осуществления контроля за развитием благоустраиваемой территории населенного пункта;
формирования активного и сплоченного сообщества местных жителей, заинтересованного в развитии городской среды;
б) некоммерческие организации (в том числе бюджетные организации, учреждения культуры (библиотеки, музеи, театры, галереи и др.), религиозные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, общеобразовательные, художественные, спортивные школы, учредители средств массовой информации (далее - СМИ), товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ), территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) и т.д.), для которых участие в вовлечении является возможностью:
развития реализации уставной деятельности с учетом развития и эксплуатации территорий населенного пункта;
укрепления лояльности и авторитета среди жителей населенного пункта;
расширения целевой аудитории;
в) представители предпринимательского сообщества (субъекты крупного, малого и среднего предпринимательства, представители застройщиков, индивидуальные предприниматели, самозанятые и т.д.), для которых участие в вовлечении является возможностью:
повышения эффективности коммерческой деятельности (для объектов, расположенных в непосредственной близости от территории реализации проекта развития территории);
повышения капитализации территории реализуемого проекта путем повышения качества проектных решений и удовлетворения потребностей местного населения;
формирования позитивного имиджа организации в населенном пункте;
формирования позитивного имиджа населенного пункта и его туристический и инвестиционной привлекательности;
реализации корпоративной социальной ответственности;
г) представители экспертного сообщества (эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, экономики города, истории, культуры, археологии, дендрологии, экологии, обслуживающие организации, строители и иные эксперты) с целью повышения эффективности проектных решений путем получения от жителей населенного пункта полной и актуальной информации о территории, на которой планируется реализация проекта благоустройства;
д) представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, члены муниципальных общественных комиссий по благоустройству, представители региональных центров компетенций по вопросам формирования комфортной городской среды с целью:
достижения целевых значений показателя ФП ФКГС "Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды";
синхронизации мероприятий, реализуемых в рамках ФП ФКГС с иными национальными проектами, региональными и муниципальными программами;
повышения качества городской среды в населенном пункте, в том числе повышения индекса качества городской среды, формируемого в соответствии с Методикой формирования индекса качества городской среды, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. N 510-р;
формирования лояльного городского сообщества, повышение уровня доверия среди жителей населенного пункта;
формирования лояльных, конструктивных отношений с представителями крупного предпринимательства;
предотвращения и (или) разрешения градостроительных, социальных и экономических конфликтов на территории населенного пункта;
привлечения дополнительного финансирования, в том числе частных инвестиций, на цели реализации проекта развития территории;
повышения инвестиционной привлекательности населенного пункта;
изучения мнения жителей населенного пункта по вопросам развития городской среды;
привлечения граждан, их объединений и иных лиц к участию в содержании и эксплуатации общественных и дворовых территорий населенного пункта;
е) иные заинтересованные лица.
2.2. В качестве возможных результатов вовлечения рекомендуется рассматривать:
а) создание и развитие в населенном пункте сообществ, вовлеченных в развитие города;
б) формирование ответственного отношения всех участников вовлечения к разрабатываемым и реализуемым в населенном пункте проектам развития территорий;
в) повышение эффективности взаимодействия участников вовлечения.
3.1. При организации процесса вовлечения уполномоченным органам рекомендуется распределить функции и зоны ответственности участников вовлечения на всех этапах реализации проекта развития территории.
3.2. При реализации проектов развития территорий рекомендуется учитывать интересы, персональные и организационные цели и задачи всех групп участников вовлечения с целью формирования заинтересованного в развитии территории населенного пункта сообщества, включающего в себя представителей всех групп участников вовлечения.
3.3. Информирование граждан, их объединений и иных лиц на всех этапах реализации проекта развития территории рекомендуется осуществлять в полном объеме и в доступной форме для наибольшего количества участников вовлечения. Рекомендуется использовать визуализации, раскрывать информацию о бюджете проекта развития территории, планируемых мероприятиях, отчеты о промежуточных и окончательных результатах.
3.4. Рекомендуется предоставлять всем гражданам и иным участникам вовлечения равные возможности участия в процессе вовлечения в решение вопросов развития городской среды с целью исключения возникновения конфликтов интересов среди лиц, заинтересованных в развитии территории населенного пункта и (или) реализации конкретного проекта развития территории. Не рекомендуется вовлекать в решение вопросов развития городской среды исключительно представителей местной администрации и (или) представителей предпринимательского сообщества, ответственных за реализацию проекта, и (или) представителей бюджетных муниципальных учреждений, поскольку в этом случае из процесса принятия решений исключаются жители населенного пункта и близлежащих кварталов, которые являются конечными пользователями благоустраиваемой территории.
3.5. В процессе управления ожиданиями граждан, их объединений и иных лиц уполномоченным органам рекомендуется определить цели и задачи, которые ставят жители населенного пункта перед органами местного самоуправления, участвуя в проектах развития территории, проблемы, которые они пытаются решить. Рекомендуется разъяснять гражданам, участвующим в обсуждении проекта развития территории, какие из заявленных потребностей не могут быть удовлетворены в ходе реализации проекта с целью исключения возникновения конфликтов интересов между участниками вовлечения.
3.6. Вовлечение граждан в обсуждение проекта развития территории рекомендуется обеспечивать способом, учитывающим пожелания конкретной группы участников вовлечения, с использованием различных форматов вовлечения, указанных в разделе 7 настоящих Методических рекомендаций, в зависимости от этапа реализации проекта развития территории.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 сентября 2022 года N 723/пр. - См. предыдущую редакцию)
3.7. Уполномоченным органам рекомендуется информировать участников вовлечения о том, каким образом учитываются предложения участников вовлечения в ходе реализации проекта развития территории, в том числе их отражение на результате реализации проекта развития территории.
3.8. Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять на всех этапах реализации проекта развития территории, начиная с инициирования проекта развития такой территории. Также рекомендуется осуществлять вовлечение граждан на этапе эксплуатации реализованного проекта развития территории в целях формирования у жителей населенного пункта культуры ответственного использования территории и обеспечения участия жителей и организаций населенного пункта в событийном наполнении и реализации социокультурной программы.
3.9. Наряду с информированием в отношении участников вовлечения рекомендуется реализовывать образовательную функцию по вопросам проблем и возможностей развития территории населенного пункта, в том числе путем организации лекций, семинаров, выступлений, других встреч с экспертами в сфере архитектуры, градостроительства, урбанистики, истории, культуры, экономики города и другими экспертами.
4.1. Разработку уполномоченными органами проекта развития территории рекомендуется сопровождать планированием процесса вовлечения на всех стадиях реализации такого проекта с целью определения степени и формата участия на каждом этапе реализации проекта, а также планирования ресурсов, необходимых для организации вовлечения.
4.2. Вовлечение граждан рекомендуется осуществлять в отношении отдельных заинтересованных целевых групп и (или) в отношении всех жителей населенного пункта (общегражданское участие). В случае вовлечения отдельных заинтересованных целевых групп к участию в обсуждении вопросов развития городской среды рекомендуется приглашать конкретных лиц (группы лиц), мнение которых рекомендуется учитываться при принятии решений. В случае общегражданского участия потенциальных участников вовлечения рекомендуется разделить на целевые группы по возрасту, доходу, роду занятий, месту проживания или другим критериям.
4.3. На этапе планирования процесса вовлечения рекомендуется определить: