ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 декабря 2020 года N 3709-р
[О Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года]
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года (далее - Концепция).
2. Минфину России:
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России обеспечить реализацию Концепции;
в 3-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года
Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на дальнейшее развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года. Концепция раскрывает цель, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, механизмы, меры и действия по их реализации в интересах повышения роли этой деятельности в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов. Концепция призвана обеспечить решение следующих задач:
оценка основных проблем развития аудиторской деятельности в Российской Федерации;
определение основной долгосрочной целевой модели организации, регулирования, осуществления аудиторской деятельности, а также контроля (надзора) за аудиторской деятельностью;
реализация потенциала института аудита как важного элемента инфраструктуры финансовой системы Российской Федерации;
определение ключевых мер, направленных на достижение цели дальнейшего развития аудиторской деятельности.
Положения Концепции не распространяются на деятельность по осуществлению аудита органами государственного (муниципального) финансового контроля, распорядителями и получателями бюджетных средств, администраторами доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета, службами внутреннего аудита организаций, а также на деятельность по оказанию услуг, которые согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" не являются аудиторскими услугами.
Деятельность аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти направлена в первую очередь на защиту такой охраняемой законом ценности, как право граждан и юридических лиц на получение информации (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации). Исходя из этого, главная цель дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации - формирование и поддержание доверия делового сообщества и общества в целом к результатам оказания аудиторских услуг. При этом целевая модель организации, регулирования, осуществления аудиторской деятельности, а также контроля (надзора) за аудиторской деятельностью основывается на современных международно признанных стандартах.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач:
повышение качества аудиторских услуг;
повышение конкурентоспособности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;
укрепление престижа аудиторской профессии.
Решение указанных задач предполагает целенаправленное осуществление комплекса регуляторных, организационных и иных мер, направленных:
на развитие рынка аудиторских услуг;
на совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности;
на консолидацию аудиторской профессии;
на повышение квалификации аудиторов;
на совершенствование системы мониторинга аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности;
на повышение вовлеченности представителей отечественного аудиторского сообщества в международное сотрудничество.
Реализация указанных мер обеспечивает достижение главной цели дальнейшего развития аудиторской деятельности. Реализация мер по конкретному направлению развития аудиторской деятельности может непосредственно влиять на решение одной или нескольких задач, направленных на достижение главной цели дальнейшего развития аудиторской деятельности, и опосредованно - на решение других аналогичных задач.
В процессе развития аудиторской деятельности особую актуальность приобретает обеспечение стабильности института аудита, в частности выявление рисков отставания уровня его развития от уровня развития российской экономики в целом, рисков непоследовательности его регулирования.
Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления скоординированных действий уполномоченных государственных органов, саморегулируемой организации аудиторов и иных заинтересованных организаций. При этом изменения института аудита должны происходить с учетом как потребностей и готовности государства, делового сообщества, финансового рынка, так и возможностей, потребностей и готовности субъектов аудиторской деятельности.
Ситуация на рынке аудиторских услуг в большой степени определяется общими экономическими условиями. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на данный сегмент рынка, являются:
состояние деловой и инвестиционной среды, в том числе сокращение притока новых клиентов и отток имеющихся;
жесткая экономия при планировании заказчиками аудиторских и консалтинговых услуг расходов на привлечение соответственно аудиторов и консультантов;
снижение или фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги;
снижение платежеспособности клиентов;
ценовой демпинг;
сложившаяся практика проведения открытых конкурсов по закупкам аудиторских услуг.
По-прежнему низким остается уровень востребованности качественных аудиторских услуг. Основными причинами этого являются:
недооценка субъектами экономической деятельности, собственниками и инвесторами ценности аудиторских услуг;
низкий интерес к аудиторским услугам со стороны государства;
ограниченный набор услуг, предлагаемых аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами;
введение случаев обязательного аудита без учета потребностей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Субъекты экономической деятельности в большинстве случаев продолжают рассматривать аудит как излишнее административное обременение, навязываемое государством. На состояние института аудита отрицательное воздействие также оказывают продолжающиеся попытки необоснованного сужения деятельности, традиционно осуществляемой аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
На состоянии и развитии института аудита отрицательно сказывается несовершенство системы нормативных правовых и иных актов, в частности нестабильность законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, в том числе несогласованность федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", недооценка роли и значения регулирования аудиторской деятельности путем издания соответствующих рекомендаций. В последнее время наметилась тенденция к излишней формализации правил аудиторской деятельности, что противоречит характеру этой деятельности и общепризнанной международной практике регулирования на основе принципов, зафиксированных, в частности, в международных стандартах аудита, а также дискредитирует институт профессионального мнения аудитора.
Ограничивают развитие аудиторской деятельности ряд институциональных проблем аудиторской профессии, в частности:
низкая активность участия членов саморегулируемой организации аудиторов в ее деятельности;
недостаточный уровень корпоративного управления в саморегулируемой организации аудиторов;
нацеленность саморегулируемой организации аудиторов на решение главным образом узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения;
недостаточность финансовых ресурсов саморегулируемой организации аудиторов, препятствующая ведению полноценной методической, исследовательской деятельности, оказанию поддержки своим членам, а также нерациональное использование этой базы финансовых ресурсов.
Одной из наиболее значимых причин низкого уровня доверия к аудиторскому мнению продолжает оставаться недостаточный уровень квалификации аудиторов. Система непрерывного повышения квалификации аудиторов во многих случаях носит формальный характер. Имеет место дефицит преподавательских кадров для обучения аудиторов по программам повышения квалификации. Отсутствуют должный контроль за организацией повышения квалификации аудиторов и итоговый контроль качества обучения аудиторов.
В последние годы наблюдается падение престижа аудиторской профессии. В определенной степени данное явление порождено влиянием общей экономической ситуации на аудиторский рынок. В то же время не создана действенная система мотивации наиболее профессиональных и опытных работников с целью удержания их в аудиторской профессии. Молодые специалисты демонстрируют крайне низкий уровень заинтересованности в получении аудиторской профессии.
Существенным недостатком осуществляемого Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов остается использование формальных подходов. Одной из причин этого является отсутствие у Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов полномочий содержательно оценивать риски аудиторской деятельности и деятельности конкретных проверяемых субъектов в целом. Не реализована в полной мере система ответственности аудиторских организаций, аудиторов за недобросовестное поведение на рынке аудиторских услуг.
Несмотря на активизацию международного сотрудничества в сфере аудита, уровень вовлеченности представителей отечественного аудиторского сообщества в международную деятельность остается низким. Представители отечественного аудиторского сообщества практически не принимают участия в работе по совершенствованию системы международных стандартов аудита, не представлены в руководящих и специализированных органах Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC).
Совершенствование основ функционирования рынка аудиторских услуг и поддержание его стабильности являются определяющими условиями дальнейшего развития института аудита. Решение вопросов, связанных с уточнением предмета и сферы аудиторской деятельности, развитием конкуренции в этом сегменте рынка, улучшением взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг, является ключевым фактором повышения качества аудиторских услуг, конкурентоспособности субъектов аудиторской деятельности, престижа аудиторской профессии. При этом институт аудита должен развиваться во взаимосвязи с развитием бухгалтерского учета, отчетности, а также системы корпоративного управления.
В целях совершенствования основ функционирования рынка аудиторских услуг должны быть реализованы следующие меры:
уточнение предмета и сферы аудиторской деятельности исходя из современных потребностей заказчиков аудиторских услуг, уровня развития науки и практики аудиторской деятельности, в том числе посредством расширения предмета аудиторской деятельности, диверсификации оказываемых аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами услуг, в частности расширения практики выполнения заданий, обеспечивающих уверенность в достоверности нефинансовой отчетности и иной информации, поэтапного введения расширенного формата аудиторского заключения по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для разных групп аудируемых лиц;
совершенствование практики оказания аудиторских услуг, в том числе посредством применения электронных технологий анализа данных, интенсификации процесса оказания аудиторских и связанных с ними услуг (в частности, за счет стандартизации бизнес-процессов оказания этих услуг), расширение практики выполнения аудиторскими организациями дополнительной работы при проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций (в частности, проверки заявлений руководства таких организаций об эффективности созданных и поддерживаемых ими систем управления рисками и систем внутреннего контроля (на основе нормативно устанавливаемых критериев создания таких систем), проверки соответствия деятельности таких организаций их стратегическим документам (на основе нормативно устанавливаемых критериев такого соответствия);
дифференциация требований к субъектам аудиторской деятельности в зависимости от общественной значимости информации об обслуживаемых ими аудируемых лицах, в частности повышение требований к аудиторским организациям, обслуживающим общественно значимые организации (прежде всего общественно значимые организации на финансовом рынке), совершенствование процедур регистрации таких аудиторских организаций;
введение в законодательство Российской Федерации понятия "руководитель задания по аудиту" и установление требований к лицам, назначаемым руководителями заданий по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций;
конкретизация понятий "общественно значимые организации" и "общественно значимые организации на финансовом рынке", пересмотр сферы обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также иных форм обязательного подтверждения достоверности информации, проводимого в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, исходя из общественных интересов и с учетом того, что административные меры по увеличению количества аудируемых лиц могут привести к дискредитации института аудита, росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;
повышение вовлеченности аудиторского сообщества в национальную систему противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в борьбу с коррупцией, в том числе с подкупом иностранных должностных лиц;
усиление ответственности субъектов экономической деятельности за недостоверность их бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также за уклонение от проведения обязательного аудита этой отчетности, совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности аудиторских организаций, аудиторов перед заказчиками аудиторских услуг и иными лицами, заинтересованными в этих услугах.
Пользователи финансовой и нефинансовой информации, потребители аудиторских услуг, государственные органы, а также аудиторские организации, аудиторы заинтересованы в обеспечении добросовестного поведения на рынке аудиторских услуг. Важнейшими факторами обеспечения такого поведения являются своевременное выявление случаев недобросовестного поведения и неотвратимость соразмерного наказания в отношении недобросовестных аудиторских организаций, аудиторов. Создание условий для добросовестного поведения на рынке аудиторских услуг и активное противодействие недобросовестным аудиторским организациям, аудиторам позволят укрепить доверие к аудиторскому рынку, повысить престиж аудиторской профессии, а также будут способствовать обеспечению справедливой конкуренции на рынке аудиторских услуг, его стабильному функционированию и развитию. С целью улучшения условий конкуренции на рынке аудиторских услуг необходимо:
повышение эффективности взаимодействия комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) юридических лиц, отнесенных к общественно значимым организациям, с аудиторскими организациями;
обеспечение прозрачности деятельности аудиторских организаций (в частности, необходимо предусмотреть в законодательстве Российской Федерации об аудиторской деятельности для аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации, требование раскрывать сведения о своей деятельности на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
введение для общественно значимых организаций, которым оказываются аудиторские услуги, требования раскрывать сведения о вознаграждениях, выплаченных аудиторской организации, в том числе по видам услуг, оказанных такой аудиторской организацией;
совершенствование конкурсных процедур отбора аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, в частности посредством актуализации нестоимостных критериев оценки заявок и окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг, разработки критериев оценки качества оказанных аудиторских услуг;