ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 3 декабря 2020 года N 488
Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах"
В соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 27, ст.4248),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах".
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Руководитель
А.В.Алёшин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
23 декабря 2020 года,
регистрационный N 61728
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах"
1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах" (далее - ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860), Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 27, ст.4248).
2. ФНП устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются эскалаторы в метрополитенах (далее - эскалаторы), при:
а) технологических процессах, связанных с эксплуатацией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией;
б) изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте эскалаторов;
в) проведении экспертизы промышленной безопасности, а также к безопасности технологических процессов на ОПО и к работникам ОПО.
3. ФНП направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение несчастных случаев, аварий, инцидентов на ОПО, на которых используются эскалаторы.
4. В настоящем документе использованы термины и определения, приведенные в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
5. Настоящие ФНП обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 ФНП.
6. В метрополитенах должны использоваться эскалаторы тяжелого режима работы с номинальной скоростью не более 0.75 м/с, шириной лестничного полотна 1000±10 мм и углом наклона не более 30°, соответствующие требованиям пункта 5.2.5 раздела 5 межгосударственного стандарта "Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Требования безопасности к устройству и установке" (ГОСТ 33966.1-2016 (EN 115-1:2008+А1:2010), введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Росстандарта от 17 марта 2017 г. N 157-ст, далее - ГОСТ 33966.1-2016).
7. Для выполнения работ по обслуживанию и ремонту эскалатора должны быть предусмотрены машинные помещения и проходы в зоне облуживания эскалатора. Установка эскалаторов без машинных помещений и проходов между ними в зоне обслуживания на объектах не допускается.
8. Эскалаторы, вводимые в эксплуатацию, и в процессе эксплуатации, подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2020 года N 420 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2020 года, регистрационный N 61391).
9. Организации, выполняющие работы по изготовлению, монтажу, модернизации, реконструкции, эксплуатации и ремонту эскалаторов, являются ответственными за соответствующий этап работ.
10. При изготовлении составных частей и деталей эскалатора несколькими организациями изготовитель (поставщик) является ответственным за качество изготовления эскалатора, а также соответствие эскалатора требованиям конструкторской документации.
11. Внесение при изготовлении, модернизации или реконструкции эскалатора изменений в его конструкцию осуществляется только после согласования этих изменений с организацией-разработчиком или специализированной проектной организацией и владельцем ОПО, на котором используется эскалатор.
12. Отступления от требований конструкторской документации, необходимость в которых возникает в процессе монтажа, ремонта, модернизации, реконструкции и эксплуатации эскалаторов, должны быть согласованы с владельцем ОПО, а также организацией-изготовителем эскалатора или организацией-разработчиком данной документации, либо со специализированной по эскалаторам проектной организацией.
13. Перевозку и хранение оборудования эскалатора, узлов и деталей необходимо осуществлять с учетом требований по безопасности, предусмотренных конструкторской документацией.
14. При изготовлении эскалаторов должно быть обеспечено их соответствие требованиям конструкторской документации и ФНП.
15. При изготовлении эскалатора производитель должен выполнять меры по обеспечению безопасности, определенный конструкторской документацией, при этом должна быть обеспечена возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность, а также расчетный срок службы эскалатора.
16. При изготовлении эскалатора необходимо проводить контрольные проверки, предусмотренные конструкторской документацией.
17. Конструкторская документация на эскалатор должна быть выполнена в соответствии с требованиями ФНП.
18. Конструкторская документация на эскалаторы иностранного производства, поставляемая вместе с эскалатором, должна предоставляться организацией-изготовителем заказчику на русском языке.
19. Каждый изготовленный эскалатор должен быть снабжен:
паспортом (приложение N 1 к ФНП);
установочным чертежом;
электрической схемой с перечнем элементов схемы;
электрическими схемами соединений;
техническим описанием;
руководством (инструкцией) по эксплуатации, руководством (инструкцией) по техническому обслуживанию;
руководством (инструкцией) по ремонту;
методикой грузовых испытаний;
конструкторской документацией на быстроизнашиваемые узлы;
паспортами ступеней и тяговых цепей;
актами испытаний ступеней и тяговых цепей;
руководством (инструкцией) по монтажу, пуску, регулированию и обкатке;
ведомостью запасных частей, инструментов и принадлежностей (далее - ЗИП);
ведомостью комплекта запасных изделий для пусконаладочных работ;
чертежами сборочных единиц и деталей в соответствии с требованиями технических условий (технического задания) на эскалатор;
перечнем документации, поставляемой с эскалатором.
При поставке двух и более эскалаторов одной модели для одного здания или сооружения количество поставляемых комплектов документации, за исключением паспорта эскалатора, может быть менее числа эскалаторов, но не менее одного комплекта на каждые 4 эскалатора. Паспорт эскалатора должен поставляться с каждым эскалатором.
20. Электроснабжение комплекса (блока) эскалаторов должно осуществляться не менее чем от двух независимых источников питания. Электроснабжение должно обеспечивать одновременную работу на подъем с максимальной пассажирской нагрузкой комплекса (блока) эскалаторов от одного источника питания.
21. В случае расстыковки тяговой цепи эскалатор должен быть остановлен блокировочным устройством, при этом конструкция эскалатора должна обеспечивать сохранность геометрической формы рабочей ветви лестничного полотна.
22. В конструкции эскалатора должны быть предусмотрены устройства, препятствующие подъему ступени перед входными площадками.
23. Крепление разъемных соединений должно исключать их самопроизвольное разъединение.
24. В составных частях привода эскалатора, передающих крутящий момент, применение посадок с гарантированным натягом без дополнительного крепления не допускается.
25. Составные части эскалатора должны быть защищены от коррозии в соответствии с условиями их эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
26. Неподвижные оси, служащие опорой для блоков, роликов и прочих вращающихся деталей, должны быть надежно укреплены и снабжены приспособлениями, обеспечивающими их фиксацию.
27. Легкодоступные части эскалатора, находящиеся в движении, должны быть закрыты ограждениями, обеспечивающими безопасность обслуживающего персонала, но допускающими осмотр, смазку и техническое обслуживание указанных частей. При работе эскалатора в зоне обслуживания может находиться только персонал, выполняющий работы по обслуживанию эскалатора. Под легкодоступными частями подразумеваются детали, к которым можно прикоснуться случайно в зоне обслуживания.
28. К механизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию, требующим обслуживания, должен быть обеспечен безопасный доступ. Для этой цели должны быть устроены площадки, съемные ограждения, лестницы и специальные приспособления.
29. Конструкция эскалатора должна предусматривать устройства, защищающие механизмы и электрооборудование, находящиеся в зоне прохождения и опрокидывания ступеней, от попадания пыли и грязи.
30. Эскалатор должен иметь предупреждающие четкие и нестираемые надписи или знаки о видах опасности в соответствии с требованиями раздела 7.3 ГОСТ 33966.1-2016.
31. Основные параметры эскалаторов должны соответствовать данным, приведенным в таблице N 1.
Параметр | Буквенное обозначение | Величина |
Номинальная скорость, не более 0.75 м/с | V | 0,75 |
Ремонтная скорость, м/с, не более | Vp | 0,040 |
Ускорение лестничного полотна эскалатора, независимо от пассажирской нагрузки, м/с, не более: | 0,75 | |
Замедление лестничного полотна эскалатора, независимо от пассажирской нагрузки, м/с, не более: | ||
а) при торможении рабочими тормозами: | ||
при работе на спуск | 0,6 | |
при работе на подъем | 1.0 | |
б) при торможении аварийными тормозами: | 1,00 | |
Замедление лестничного полотна эскалатора, загруженного максимальной эксплуатационной нагрузкой, при нарушении кинематической связи между приводом и главным валом и торможении аварийным тормозом, м/с, не более: | 2,00 | |
Фактическая провозная способность (производительность) эскалатора: | ||
чел./час, не более | 8800 (2,1 - V) V | |
чел./мин, не более | 190 (2,1 - V) V |