105. Пункт утратил силу с 1 сентября 2024 года - приказ Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27. - См. предыдущую редакцию.
106. Для обеспечения безопасности ведения горных работ в зонах, опасных по геомеханическим условиям, указанных в подпунктах 1.1-1.3 пункта 1, подпунктах 2.1, 2.3, 2.5-2.7, 2.10, 2.11 пункта 2 приложения №1(1) к настоящим Правилам безопасности, необходимо выполнение следующих мер по обеспечению безопасного ведения горных работ:
обоснование параметров зоны возможных деформаций в соответствии с особенностями геологического строения и гидрогеологических условий прибортового массива горных пород и откоса отвала;
определение наличия (отсутствия) деформаций, характера и стадии их развития;
определение основных факторов, влияющих на развитие нарушений устойчивости;
определение уровня подземных вод и мест высачивания воды на откосах бортов и отвалов;
определение смещения контролируемых знаков (реперов, точек), скорости деформаций, направление и развитие процессов сдвижения и деформации во времени;
оценка устойчивости откосов (прогноз возникновения опасных ситуаций) по результатам мониторинга устойчивости;
выполнение прогноза угла устойчивого откоса борта, отвала на основе анализа результатов мониторинга устойчивости;
определение призмы возможного обрушения по результатам натурных наблюдений и расчетов в соответствии со схемой деформирования прибортового массива горных пород и откоса отвала;
построение границы опасной зоны, которая определяется границами призмы возможного обрушения (оползания), а в случае произошедшей деформации - границами призмы возможного обрушения (оползания) и границей распространения оползшей горной массы;
разработка противодеформационных мероприятий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
107. При снижении деформаций и закономерном перераспределении напряжений противодеформационные мероприятия не требуются. Если наблюдения показывают нарастание деформаций, необходимо провести их анализ и установить факторы, влияющие на развитие деформаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
108. При превышении скоростей смещения реперов от построенного графика, появлении трещин и заколов необходимо остановить горные работы в опасной зоне, разработать и реализовать противодеформационные мероприятия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
109. Для отвалов, отсыпаемых на слабое основание или имеющих в отвальной смеси на приоткосных участках высокое содержание глинистых пород, и для многоярусных отвалов, отсыпаемых на наклонное основание (с углами наклона более 5°), выбор оптимальных параметров и ведение горных работ в опасной зоне необходимо производить только на основании проектной документации, если это не было выполнено в техническом проекте разработки месторождения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
109(1). Если горная выработка находилась на консервации и была затоплена водой, необходимо провести исследование физико-механических свойств пород у контура выработки. По результатам исследования необходимо произвести расчет параметров устойчивости уступа (борта) и разработать мероприятия по обеспечению безопасного ведения горных работ.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года приказом Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27)
110. При ведении горных работ под высокими уступами необходимо разработать мероприятия по безопасному ведению горных работ в опасных зонах в соответствии с проектом строительства (реконструкции) угольного разреза или документацией на техническое перевооружение.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2024 года приказом Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27. - См. предыдущую редакцию)
110(1). Автосамосвалы должны разгружаться на отвале, перегрузочном пункте или в иных местах разгрузки, предусмотренных документацией на производство работ, вне призмы возможного обрушения. Размеры этой призмы устанавливаются маркшейдерской службой угольного разреза на основании геомеханических расчетов устойчивости отвала, нагруженного весом автосамосвала (максимальной грузоподъемности).
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года приказом Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27)
110(2). Площадки бульдозерных отвалов и перегрузочных пунктов должны иметь по всему фронту разгрузки автосамосвалов поперечный уклон не менее 3°, направленный от бровки откоса в глубину отвала на длину базы работающих автосамосвалов, и необходимый фронт для маневровых операций транспортных средств, бульдозеров.
(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2024 года приказом Ростехнадзора от 29 января 2024 года N 27)