ПРИКАЗ
от 9 ноября 2020 года N 912
Об утверждении Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов
(с изменениями на 12 мая 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минприроды России от 12.05.2022 N 331 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.08.2022, N 0001202208170005) (вступил в силу c 1 марта 2023 года и действует до 1 января 2027 года).
____________________________________________________________________
В соответствии с частью 5 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 53, ст.8464) и подпунктом 5.2.141(2) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст.6586; 2020, N 42, ст.6635),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
Министр природных
ресурсов и экологии
Российской Федерации
Д.Н.Кобылкин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 декабря 2020 года,
регистрационный N 61509
Правила осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов
(с изменениями на 12 мая 2022 года)
1. Предупреждение распространения вредных организмов в лесах включает в себя проведение:
а) профилактических мероприятий по защите лесов;
б) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений;
в) других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий.
________________
Часть 1 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50; 2020, N 31, ст.5028).
2. Проведение мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов обеспечивается органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50; 2020, N 31, ст.5028) (далее - уполномоченные органы) (далее - Лесной кодекс) в соответствии с правилами санитарной безопасности в лесах, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса.
3. Мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов; на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду уполномоченными органами.
4. Мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов осуществляются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса.
5. Документированная информация, подтверждающая осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов и иных мер санитарной безопасности в лесах, представляется для внесения в государственный лесной реестр в порядке, установленном частью 9 статьи 91 Лесного кодекса, а информация в части проведения сплошных и выборочных санитарных рубок, рубок аварийных деревьев представляется в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.
6. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, проведение мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов осуществляется с учетом особенностей режима особой охраны территорий.
7. Не допускается осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов:
1) в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования;
2) в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направлено предписание об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений;
3) в течение двадцати дней после размещения в соответствии с частью 3 статьи 60.6 Лесного кодекса акта лесопатологического обследования на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
________________
Часть 4 статьи 60.7 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2018, N 53, ст.8464).
8. В случае выявления в лесах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, для профилактики их распространения осуществляется комплекс мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений в части, не противоречащей лесному законодательству.
9. Профилактические мероприятия направлены на повышение устойчивости лесов и предотвращение неблагоприятных воздействий на леса.
10. Профилактические мероприятия проводятся с целью предотвращения формирования очагов вредных лесных организмов и (или) с целью предотвращения нанесения ущерба лесам вредными лесными организмами и осуществляются как на постоянной основе в течение ряда лет, так и в течение одного - двух лет.
11. Профилактические мероприятия планируются на основании прогноза развития вспышек массового размножения вредных лесных организмов в лесах, в которых прогнозируется формирование очагов, или в случае, когда применение иных мер защиты леса запрещено федеральными законами.
Результаты планирования профилактических мероприятий отражаются в лесном плане субъекта Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах и проектах освоения лесов.
12. Основанием для назначения профилактических мероприятий являются результаты лесопатологических обследований (далее - ЛПО).
13. Профилактические мероприятия подразделяются на лесохозяйственные и биотехнические.
14. К профилактическим лесохозяйственным мероприятиям относятся:
а) использование удобрений и минеральных добавок для повышения устойчивости лесных насаждений в неблагоприятные периоды (засуха, повреждение насекомыми);
б) лечение деревьев;
в) применение пестицидов и биологических средств защиты леса для предотвращения появления очагов вредных организмов.
15. Лечение деревьев осуществляется в первую очередь на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности. Лечение деревьев заключается в обрезке отдельных усыхающих и поврежденных ветвей, удалении плодовых тел дереворазрушающих грибов, лечении ран, санации дупел.
16. Применение пестицидов и биологических средств защиты леса, в том числе способом внутристволового инъектирования деревьев, для предотвращения появления очагов вредных организмов в первую очередь производится на участках ценных лесов, объектах лесного семеноводства, в питомниках, лесах, расположенных вблизи населенных пунктов, на основании прогнозных данных на начальной фазе развития очага вредного организма. При этом не допускается использование пестицидов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, действующий на период проведения мероприятий (далее - пестициды).
17. Внутристволовое инъектирование деревьев осуществляется с целью снижения численности стволовых вредителей, гнилевых, сосудистых и иных болезней с использованием пестицидов и регламентов их применения.
18. Профилактическими биотехническими мероприятиями являются:
а) улучшение условий обитания и размножения насекомоядных птиц и других насекомоядных животных;
б) охрана местообитаний, выпуск, расселение и интродукция насекомых-энтомофагов;
в) посев травянистых нектароносных растений;
г) использование феромонов.
19. Улучшение условий обитания и размножения насекомоядных птиц и других насекомоядных животных заключается в их охране, посадке деревьев и кустарников для гнездования, развешивании скворечников и дуплянок, подкормке, посадке ремиз (полос или куртин из древесных или кустарниковых растений, служащих местами укрытия и кормления полезных птиц), сохранении и создании в лесу источников воды.
20. Охрана местообитаний насекомых-энтомофагов заключается в создании условий, способствующих поддержанию численности природных популяций энтомофагов в конкретных участках леса, а также обеспечивающих их сохранение и накопление.
21. Использование энтомофагов в качестве средства профилактики формирования очагов и (или) предотвращения нанесения ущерба лесам осуществляется следующими методами:
а) выпуск энтомофагов (метод сезонной колонизации) - лабораторное разведение и выпуск накопленного запаса энтомофагов на лесных участках;
б) расселение энтомофагов (внутриареальное расселение) - массовое переселение специализированных паразитов и хищников (олигофагов), возбудителей заболеваний из старых очагов вредных организмов во вновь возникающие очаги в пределах зоны, где эти естественные враги отсутствуют или ещё не накопились.
в) интродукция энтомофагов - изыскание эффективных естественных врагов на родине вредителя и их последующее переселение (акклиматизация) в новые районы.
22. Посев травянистых нектароносных растений производится в непосредственной близости от лесотаксационных выделов или их частей, на которых возникают очаги вредных насекомых, или по опушкам этих лесотаксационных выделов или их частей.
23. Использование феромонов необходимо для раннего выявления очагов, отслеживания динамики численности популяций вредителей, а в определенных случаях - и для их истребления путем массового отлова, а также для определения сроков проведения защитных мероприятий и оценки их эффективности.
24. Санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) проводятся с целью улучшения санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, борьбы с вредителями и болезнями леса, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).
25. СОМ назначают в первую очередь в насаждениях, поврежденных пожаром, ветром, снегом, засухой, промышленными выбросами или иными неблагоприятными факторами, а также в очагах болезней леса и массового размножения вредных насекомых, вызвавших повреждение и гибель деревьев в размерах, угрожающих целостности и устойчивости лесных насаждений, нарушению их целевых функций.
При проведении СОМ должны соблюдаться требования охраны животного мира, редких и исчезающих видов растений и уникальных растительных сообществ.
26. К СОМ относятся рубка погибших (утративших жизнеспособность в результате воздействия неблагоприятных факторов) и поврежденных (имеющих видимые признаки воздействия неблагоприятных факторов) лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (уборка как поваленных, так и стоящих деревьев, древесина которых оставляется на перегнивание на лесосеке).
27. Планирование объемов СОМ отражается в лесном плане субъекта Российской Федерации, лесохозяйственном регламенте лесничества на основании данных государственного лесопатологического мониторинга и/или ЛПО.
28. Сведения о видах и объемах СОМ, планируемых к проведению лицами, использующими леса на основании договора аренды, решения о передаче лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, отражаются в лесной декларации.
29. При распределении объемов СОМ по кварталам года учитываются степень и время повреждения лесных насаждений, биология древесной породы, вредных насекомых и возбудителей заболеваний. Во избежание распространения инфекции сплошные и выборочные санитарные рубки следует проводить преимущественно в зимний период.
30. СОМ не планируются в лесных насаждениях 4 и 5 бонитетов, за исключением случаев угрозы возникновения и распространения в этих лесных насаждениях очагов вредных организмов, а также в лесничествах, где лесные насаждения данных бонитетов являются преобладающими.
31. СОМ планируются в защитных и эксплуатационных лесах, кроме заповедных участков.
32. Отвод лесосек для проведения СОМ проводится в вегетационный период, кроме лесотаксационных выделов или их частей, поврежденных ветрами и верховыми пожарами, или в чистых по составу вечнозеленых лесных насаждениях (8 и более единиц вечнозеленых и хвойных пород в составе насаждений, за исключением лиственницы).
33. Размер лесосек и сроки примыкания для проведения СОМ не лимитируется. Доля ликвидной, в том числе деловой древесины, устанавливается на основании материальной оценки лесосек.
34. Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений проводится в форме сплошной (для погибших и поврежденных насаждений) и выборочной (для поврежденных насаждений) санитарной рубки.
35. При проведении сплошных санитарных рубок в лесных насаждениях обязательным условием является обеспечение лесовосстановления способами, предусмотренными правилами лесовосстановления, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса.