ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 13 ноября 2020 года N 438

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Инструкция по безопасной перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных (сланцевых) шахт"



В соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 27, ст.4248),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по безопасной перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных (сланцевых) шахт".

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Руководитель
А.В.Алёшин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

15 декабря 2020 года,

регистрационный N 61473

     

     

     

          УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 13 ноября 2020 года N 438

     

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по безопасной перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных (сланцевых) шахт"

     

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Инструкция по безопасной перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных (сланцевых) шахт" (далее - Инструкция) разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860).

2. Настоящая Инструкция распространяется на:

организации, осуществляющие добычу угля (горючих сланцев) подземным способом (далее - угледобывающие организации), руководителей и работников организаций;

обособленные подразделения, занимающиеся проектированием, строительством и эксплуатацией опасных производственных объектов угольной промышленности, на которых ведутся подземные горные работы (далее - шахта), конструированием, изготовлением, монтажом, эксплуатацией и ремонтом технических устройств;

надзорные и контролирующие органы;

профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования;

работников подрядных и иных организаций, деятельность которых связана с посещением шахт.

3. Настоящая Инструкция устанавливает требования к конструкции и оснащению ленточных конвейеров, предназначенных для перевозки людей, включая систему их управления, требования по зазорам и освещенности горных выработок, а также требования к организации безопасной перевозки людей и правила их поведения на ленточных конвейерах.

II. Общие требования безопасности по перевозке людей ленточными конвейерами

4. Перевозка людей ленточными конвейерами в конвейеризированных горных выработках обязательна при длине выработки 500 м и более и углах наклона до 6° и при длине 200 м и более при углах наклона выработки от 6° до 18° в случае отсутствия других средств механизированной доставки людей к месту ведения работ.

5. Перевозка людей ленточными конвейерами разрешается в выработках с углами наклона до 18° при номинальной скорости ленты не более 3,15 м/с. При этом ширина ленты должна быть не менее 800 мм при углах наклона выработки до 10° включительно и не менее 1000 мм - при углах более 10°.

6. Разрешается перевозка людей одновременно по верхней и нижней ветвям ленты конвейера.

7. Разрешается перевозка людей одновременно с транспортированием горной массы, если максимальные размеры кусков транспортируемого материала не превышают 150 мм.

8. Перевозка людей ленточными конвейерами должна осуществляться в соответствии с документацией, утвержденной главным инженером шахты.

9. Документация на перевозку людей ленточными конвейерами должна содержать:

техническую характеристику, чертежи общего вида и описание конструкции конвейера;

схему размещения конвейера в выработке с указанием сечения выработки, углов наклона, габаритных размеров установленного оборудования и зазоров;

чертежи и описания конструкций станций посадки и схода, предохранительных устройств, средств сигнализации и контроля;

принципиальную и монтажную схемы управления, сигнализации и аварийного отключения конвейера с описанием принципа их работы;

расчет запаса прочности ленты и расчет устройств для ее улавливания в случае обрыва при углах наклона более 10°;

основные правила перевозки людей.

10. Конвейер для перевозки людей должен быть технически исправен и дополнительно к грузовому варианту использования оборудоваться:

станциями посадки и схода;

средствами оповещения о подъезде к станциям схода;

устройствами автоматического отключения конвейера при проезде пассажиров конечных станций схода;

устройствами для принудительного смещения пассажиров с нижней ветви ленты при проезде конечной станции схода (при перевозке на нижней ветви);

устройствами для отключения конвейера с движущейся ленты.

11. Не допускается проезд людей на грузовой ветви под загрузочными устройствами (питателями, гезенками, печами). На участках конвейеров, используемых для перевозки людей, перед загрузочными устройствами должны быть станции схода, а после загрузочных устройств - станции посадки.

12. Свободное пространство для проезда людей на конвейере должно быть не менее 0,8 м по ширине и высоте. В местах установки устройств улавливания ленточного полотна в конструкции ленточного конвейера (далее - ловители ленты) ширину свободного пространства допускается уменьшать до 0,7 м.

13. Отдельные препятствия, расположенные ближе 100 мм от свободного пространства для проезда людей, должны быть обозначены освещаемыми предупреждающими знаками и иметь ограждения с отводами, исключающими фронтальный наезд пассажиров. Угол отвода должен быть не более 20°.

14. Верхняя ветвь конвейера в местах проезда людей не должна возвышаться над почвой выработки или над пешеходным тротуаром более чем на 2,5 м.

15. Выработка на всем протяжении перевозки людей должна быть освещена светильниками, обеспечивающими на уровне почвы освещенность не менее 2 лк.

16. Около каждой станции посадки должны быть размещены правила поведения людей при езде на конвейерах.

III. Станции посадки и схода

17. Станции посадки и схода должны обеспечивать посадку и сход пассажиров без остановки конвейера. Промежуточные станции посадки и схода должны обеспечивать проезд транзитных пассажиров.

18. Станции посадки должны располагаться не ближе 5 м от загрузочных устройств и ограждающих устройств барабанов. Станции схода должны располагаться на расстоянии не ближе 20 м (это расстояние отсчитывается от датчика проезда станции схода) от загрузочных устройств и барабанов конвейера, включая барабаны промежуточного приводного блока конвейера.

19. Станции посадки должны оборудоваться площадками шириной не менее 0,6 м, расположенными сбоку конвейера или над конвейером. Длина посадочных площадок должна быть не менее 0,8 м при посадке из положения стоя или сидя и не менее 1,9 м при посадке из положения лежа (при езде на нижней ветви ленты конвейера). Отклонение посадочных площадок по высоте от средней части ленты, а при перевозке людей на загруженной ленте - от находящейся на ней горной массы не должно превышать 100 мм при посадке в положении сидя и 200 мм при посадке из положения лежа.

20. По всей длине посадочных площадок и за ними на расстоянии не менее 10 м над площадками и лентой (или над находящейся на ней горной массой) должно быть свободное пространство высотой не менее 1,2 м. На станциях, предназначенных для посадки на движущуюся ленту путем перекатывания в положении лежа, высоту свободного пространства над нижней лентой допускается уменьшать до 0,8 м.

21. Станции посадки с нерабочей стороны должны иметь ограждения длиной не менее 3 м и высотой не менее 0,5 м, препятствующие случайному смещению пассажиров за пределы ленты при посадке. Ограждения должны устанавливаться вертикально на расстоянии 0,6 номинальной ширины ленты от оси конвейера и возвышаться своей нижней кромкой над боковой кромкой ленты на 100-150 мм.

Станции посадки на верхнюю ветвь ленты должны иметь боковое ограждение высотой не менее 1 м, препятствующее случайному падению пассажиров с площадки станции посадки.

22. Станции схода должны оборудоваться площадками шириной не менее 0,7 м, расположенными сбоку конвейера. Площадки должны иметь участок для схода пассажиров с движущейся ленты путем перешагивания с нее (или перекатывания в положении лежа) и участок для последующего движения пассажиров после их схода.

23. Участок площадки, предназначенный для схода, должен располагаться параллельно ленте с отклонением по высоте от ее кромок не более 200 мм и иметь длину не менее указанной в таблице N 1.

Таблица N 1

     

Минимальная длина участка схода, м

Способ схода

Скорость конвейера, м/с

1,6

2,0

2,5

3,15

Перешагиванием

2,8

3,2

3,8

4,5

Перекатыванием

4,7

5,1

5,7

6,4

24. Участок площадки, предназначенный для последующей остановки после схода с движущейся ленты, должен иметь длину не менее указанной в таблице N 2 приложения к настоящей Инструкции.

Таблица N 2

     

Минимальная длина участка остановки, м

Способ схода

Скорость,

Угол наклона площадки, град.

м/с

от -18

от -9,9

от -5,9

от -2,9

от 10,1

до -10

до -6

до -3

до 10

до 18

Перешагивание

1,6

Применять

5,2

2,6

2,1

0,9

нельзя

2,0

6,0

3,3

2,6

1,2

2,5

7,0

4,1

3,3

1,6

3,15

8,4

5,3

4,3

1,8

Перешагивание с

1,6

2,4

1,3

1,0

0,9

0,6

опорой на поручень

2,0

2,9

1,6

1,3

1,2

0,8

2,5

3,7

2,1

1,7

1,6

1,0

3,15

4,8

2,9

2,4

2,2

1,5

Перекатывание

1,6

1,9

0,8

Способ не применяется

2,0

3,0

1,2

2,5

4,6

1,8

3,15

7,6

3,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»