ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2024 года № 49
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 284
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 284 "Об утверждении государственной программы "Управление государственным имуществом Нижегородской области" следующие изменения:
1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Нижегородской
области "Управление государственным имуществом
Нижегородской области".
1.2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Нижегородской области "Управление государственным имуществом Нижегородской области".
1.3. Пункт 4 исключить.
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Управление государственным имуществом Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 284.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г., и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Г.С.Никитин
Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Управление государственным имуществом Нижегородской
области", утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 284
Государственную программу изложить в следующей редакции:
"Государственная программа Нижегородской области
"Управление государственным имуществом
Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной программы
Нижегородской области "Управление государственным
имуществом Нижегородской области"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического
развития Нижегородской области в
сфере реализации Программы
Управление государственным имуществом Нижегородской области является неотъемлемой частью деятельности Правительства Нижегородской области по решению экономических и социальных задач, созданию эффективной конкурентной экономики, оздоровлению и укреплению финансовой системы, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
От эффективности управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Нижегородской области в значительной степени зависят объемы поступлений в областной бюджет. Поступления от управления государственным имуществом Нижегородской области относятся к неналоговым доходам областного бюджета.
Основной составляющей поступлений в областной бюджет доходов от управления государственным имуществом Нижегородской области являются доходы от земли, которые поступят в виде перечислений за аренду, продажу права аренды на земельные участки и продажу земельных участков, находящихся в государственной собственности Нижегородской области.
Учитывая системное сокращение физического объема государственной собственности и перехода ее в разряд частного капитала, динамика поступления доходов по остальным источникам в основном имеет тенденцию лишь несущественного роста и не позволяет существенно увеличить поступления в областной бюджет.
Для качественного учета объектов недвижимого и движимого имущества, вновь включенных в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области, требуется проведение их инвентаризации, изготовление кадастровых планов, паспортов и так далее, для чего необходимо предусмотреть соответствующие расходы областного бюджета.
С момента начала действия Программы стоимость имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, существенно сократилась, в том числе за счет сноса объектов недвижимости на площадках, предназначенных для строительства стадиона для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года, и иных спортивных сооружений, за счет выбытия имущества в процессе приватизации, передачи федеральным органам власти и в собственность муниципальных образований, физического износа.
Решение вопроса физического износа объектов недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, возможно за счет расширения перечня объектов, на которых будут проведены работы по их капитальному ремонту либо капитальному ремонту отдельных частей их инженерной инфраструктуры. Без проведения таких работ качественный состав объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, будет ухудшаться и, в некоторых случаях, может привести к утрате объектов недвижимости.
Перспективным направлением деятельности является развитие механизмов государственно-частного партнерства, как наиболее эффективного инструмента преодоления инфраструктурных ограничений развития реального сектора экономики.
В период реализации Программы предполагается завершить реорганизацию/ликвидацию государственных предприятий Нижегородской области, которые не приносят прибыль, а также оптимизировать количество долей области в хозяйствующих обществах с неэффективными показателями деятельности и без значимых для Нижегородской области активов.
В течение срока реализации Программы планируется провести на территории Нижегородской области государственную кадастровую оценку земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий. Для этих целей создано государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" (далее - ГБУ НО "Кадастровая оценка"). Указанная работа будет проводиться в тесном взаимодействии с управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Росреестр).
В рамках решения задачи по оптимизации государственного сектора экономики Нижегородской области в период реализации Программы планируется провести комплексные кадастровые работы и разработку проектов межевания территории.
Структура и состав государственной собственности Нижегородской области включают в себя много самостоятельных элементов: землю, государственный жилищный фонд, нежилые помещения, имущественные комплексы, пакеты акций и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, иное движимое и недвижимое имущество. Каждый из указанных элементов характеризуется качественной однородностью, имеет ярко выраженную специфику, в том числе и с точки зрения форм и методов управления.
Рассматривая ситуацию в целом, на время реализации Программы приоритетной целью стоит считать сохранение достигнутого уровня доходов от управления и распоряжения государственным имуществом Нижегородской области (с учетом показателей ежегодной инфляции). Достижение цели возможно благодаря реализации программных мероприятий, которые позволят повысить эффективность управления государственным имуществом Нижегородской области.
Программа представляет собой комплексный план действий по внедрению и использованию современных методов, механизмов и инструментов в организации управления имущественно-земельными ресурсами на территории Нижегородской области.
2. Описание приоритетов и целей социально-экономического развития
Нижегородской области в сфере реализации Программы
Целью Программы является повышение эффективности управления государственным имуществом Нижегородской области на основе современных принципов и методов управления собственностью, качественное развитие процесса оптимизации состава собственности и увеличение доли имущественных и земельных ресурсов в неналоговых доходах областного бюджета.
При управлении государственным имуществом Нижегородской области определяются следующие основные цели: инфраструктурные, политические, экономические и финансовые. Эти цели касаются градостроительства, экологии, отношений с федеральным центром и другими регионами, занятости населения и повышения уровня жизни, областного обеспечения, привлечения инвестиций, пополнения областного бюджета.
3. Сведения о взаимосвязи Программы со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ Российской Федерации
В рамках реализации федерального проекта "Национальная система пространственных данных" государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. № 2148, предусмотрено предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ, в том числе для последующего предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на указанные цели (порядок предоставления и распределения субсидии за счет средств областного бюджета и средств, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет, бюджетам муниципальных и городских округов Нижегородской области на проведение комплексных кадастровых работ предусмотрен приложением 1 к настоящему Порядку).
Кроме того, в целях проведения комплексных кадастровых работ и разработки проектов межевания территории Программой предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных и городских округов Нижегородской области на проведение комплексных кадастровых работ и разработку проектов межевания территории согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного
решения в сфере реализации Программы
Основными задачами Программы являются:
1. Совершенствование учета и разграничения государственного имущества Нижегородской области.
2. Внедрение современных форм и методов управления государственным имуществом Нижегородской области. Улучшение технических характеристик государственного имущества Нижегородской области, повышение его коммерческой привлекательности.
3. Оптимизация государственного сектора экономики Нижегородской области. Проведение сбалансированной политики в сфере приватизации и продажи государственного имущества Нижегородской области.
4. Развитие взаимоотношений с муниципальными и городскими округами Нижегородской области в сфере имущественно-земельных отношений.
5. Совершенствование организационной и административной деятельности государственных органов управления.
6. Формирование благоприятной среды для повышения эффективности управления государственным имуществом Нижегородской области.
7. Развитие государственно-частного партнерства.
Приложение 1
к государственной программе
Нижегородской области
"Управление государственным имуществом
Нижегородской области"
Порядок
предоставления и распределения субсидий за счет средств
областного бюджета и средств, поступивших из федерального
бюджета в областной бюджет, бюджетам муниципальных и
городских округов Нижегородской области на
проведение комплексных кадастровых работ
1. Общие положения о предоставлении субсидии
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 139, пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 4 марта 2020 г. № 181 (далее - Правила), устанавливает порядок предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных округов и городских округов Нижегородской области (далее соответственно - местные бюджеты, муниципальные образования) на проведение комплексных кадастровых работ (далее - субсидии) и содержит критерии отбора муниципальных образований для предоставления им субсидии, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности и требования об осуществлении контроля за соблюдением целей, условий и порядка предоставления субсидии и ответственности за их несоблюдение.
1.2. Субсидии предоставляются на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе Нижегородской области "Управление государственным имуществом Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 284 (далее соответственно - муниципальная программа, Государственная программа), предусматривающих реализацию мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - мероприятия).
1.3. Субсидия предоставляется в целях софинансирования Нижегородской областью расходного обязательства муниципального образования (далее - расходное обязательство), возникающего при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований (далее соответственно - органы местного самоуправления, администрация) полномочий по вопросам местного значения, предусмотренных пунктом 43 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в части организации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" выполнения комплексных кадастровых работ, связанных с реализацией мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ.
1.4. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, сводной бюджетной росписью областного бюджета, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - министерство).
Источником финансового обеспечения субсидии являются средства областного бюджета и средства федерального бюджета, поступившие в областной бюджет в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, заключенным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Правительством Нижегородской области в рамках реализации федерального проекта "Национальная система пространственных данных" направления (подпрограммы) 2 "Капитализация территории страны" государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных".
1.5. Министерство, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период, является главным распорядителем бюджетных средств.
1.6. Критерии отбора муниципальных образований для предоставления субсидий:
1) включение кадастровых кварталов на территории муниципального образования в перечень кадастровых кварталов, в границах которых планируется проведение комплексных кадастровых работ в соответствующем финансовом году, утверждаемый правовым актом муниципального образования (далее - Перечень). При этом не менее 40 процентов объектов недвижимости, расположенных на территориях кадастровых кварталов, включенных в Перечень, должны составлять земельные участки из земель населенных пунктов, земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки для ведения садоводства, огородничества и земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома;
2) наличие гарантийного письма муниципального образования о выполнении установленных законодательством Российской Федерации требований при проведении комплексных кадастровых работ;
3) наличие для территорий, включенных в Перечень, картографической основы Единого государственного реестра недвижимости или иного картографического материала, соответствующего требованиям, предъявляемым к картографической основе Единого государственного реестра недвижимости;
4) наличие гарантийного письма муниципального образования об обеспечении в ходе проведения комплексных кадастровых работ исправления реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости;
5) готовность муниципального образования исполнять расходное обязательство, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, за счет ассигнований, предусмотренных в местном бюджете, в размере не менее:
- 25% от суммы средств, необходимых для исполнения муниципальным образованием в соответствующем финансовом году расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия (без учета федеральных средств), - для муниципальных образований с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности в текущем финансовом году выше установленного законом Нижегородской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период критерия выравнивания;
- 20% от общей суммы средств, необходимых для исполнения муниципальным образованием в соответствующем финансовом году расходного обязательства, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия (без учета федеральных средств), - для муниципальных образований с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности в текущем финансовом году ниже установленного законом Нижегородской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период критерия выравнивания.
1.7. Отбор муниципальных образований для предоставления субсидии осуществляется комиссией по отбору муниципальных образований для предоставления субсидии, созданной в министерстве (далее - комиссия), в порядке, установленном разделом 2 настоящего Порядка.
2. Условия и порядок предоставления субсидий
2.1. Министерство в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" объявляет о проведении отбора муниципальных образований для предоставления им субсидий.