ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2023 года № 1123
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 12 февраля 2004 г. № 27
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 г. № 27 "О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан" следующие изменения:
1.1. В Порядке оказания адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области, утвержденном постановлением:
1.1.1. В пункте 4:
1) в подпункте 4.1:
- в абзаце третьем подпункта 4 слова "муниципального района (муниципального, городского округа)" заменить словами "муниципального (городского) округа";
- в абзаце втором подпункта 8 и далее по тексту слова "решение суда общей юрисдикции" в соответствующем падеже заменить словами "копия решения суда общей юрисдикции" в соответствующем падеже;
2) в подпункте 4.8:
- абзац второй изложить в следующей редакции:
"- проверяет сведения, указанные заявителем в заявлении с прилагаемыми к нему документами, указанными в подпункте 4.1 настоящего пункта, по автоматизированной информационной системе "Социальная защита населения Нижегородской области" (далее - АИС "СЗН НО") министерства социальной политики Нижегородской области, а также в порядке межведомственного взаимодействия;";
- в абзаце девятом слова "в базу данных "Соцпомощь"" заменить словами "в АИС "СЗН НО"".
1.1.2. В абзаце девятом пункта 5 слова "по информации базы данных программного комплекса "Соцпомощь" министерства социальной политики Нижегородской области (далее - база данных "Соцпомощь")" заменить словами "по АИС "СЗН НО"".
1.1.3. В абзаце втором пункта 6 и абзаце втором пункта 7 слова "по базе данных "Соцпомощь" заменить словами "посредством использования данных АИС "СЗН НО"".
1.1.4. Пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Выплата социального пособия производится на банковскую карту гражданина, являющуюся национальным платежным инструментом (далее - банковская карта). В случае отсутствия у гражданина банковской карты, гражданин подает в учреждение социальной защиты заявление в произвольной форме с указанием способа выплаты социального пособия.".
1.1.5. В пункте 21 слова "в журнале регистрации заявлений по форме, утвержденной приказом Министерства № 142" заменить словами "в АИС "СЗН НО"".
1.2. Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области, утвержденный постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания, за исключением подпункта 1.2 пункта 1 настоящего постановления, которое вступает в силу с 1 января 2024 г.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
ПОРЯДОК
ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА НА УСЛОВИЯХ
СОФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон № 178-З), Правилами оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. № 1931 (далее - Правила), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, являющимися приложением 8(6) к государственной программе Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296, и устанавливает условия и порядок назначения малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (далее соответственно - государственная социальная помощь на основании социального контракта, социальный контракт), порядок выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта.
1.2. В целях настоящего Порядка применяются следующие понятия:
- одиноко проживающий гражданин - гражданин, не состоящий в браке, самостоятельно ведущий домашнее хозяйство, не имеющий других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства или месту пребывания;
- иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации - мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона № 178-ФЗ, в целях удовлетворения текущих потребностей семьи, одиноко проживающего гражданина в приобретении товаров и услуг в соответствии с подпунктом "г" пункта 2.2 настоящего Порядка.
Понятия "трудная жизненная ситуация", "социальный контракт" и "программа социальной адаптации" используются в настоящем Порядке в значениях, установленных Федеральным законом № 178-ФЗ.
1.3. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, которые имеют место жительства на территории Нижегородской области или место пребывания на территории Нижегородской области при наличии места жительства на территории Нижегородской области (далее соответственно - место жительства, место пребывания).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 2.2 настоящего Порядка, оказывается по месту жительства или месту пребывания гражданина, где он зарегистрирован (зарегистрируется) в качестве индивидуального предпринимателя или осуществляет (планирует осуществлять) свою деятельность в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
1.4. Право на государственную социальную помощь на основании социального контракта возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (далее соответственно - величина прожиточного минимума на душу населения, малоимущая семья, малоимущий одиноко проживающий граждан) (далее - величина прожиточного минимума на душу населения) на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта.
1.5. Среднедушевой доход семьи, доход одиноко проживающего гражданина рассчитывается в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" и пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. № 1933 "Об особенностях предоставления некоторых мер социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации".
1.6. Состав семьи, учитываемый при определении права на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и при расчете среднедушевого дохода семьи, определяется на дату подачи заявления о назначении в порядке, установленном пунктами 33, 34 Правил.
1.7. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается государственными казенными учреждениями Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" (далее - УСЗН).
1.8. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания государственной социальной помощи без социального контракта или отказ в назначении такой государственной социальной помощи.
2. Условия назначения государственной социальной
помощи на основании социального контракта
2.1. Назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется при условии заключения социального контракта в порядке, установленном разделом 3 настоящего Порядка.
2.2. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая одно из следующих мероприятий:
а) мероприятие по поиску работы;
б) мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
в) мероприятие по ведению личного подсобного хозяйства;
г) иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Перечень типовых трудных жизненных ситуаций (часто встречающиеся обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, в том числе негативно влияют на уровень дохода гражданина (семьи гражданина), и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно) и категорий семей (одиноко проживающих граждан), которым оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта по указанному мероприятию, установлен в приложении 1 к настоящему Порядку.
С целью реализации мероприятий, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, в программу социальной адаптации включается мероприятие по прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования в соответствии с пунктами 37 - 40 Правил.
С целью реализации мероприятия, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, в программу социальной адаптации включается мероприятие по прохождению стажировки в соответствии с пунктом 41 Правил.
2.3. Форма социального контракта и форма программы социальной адаптации утверждаются нормативным правовым актом министерства социальной политики Нижегородской области.
3. Порядок назначения государственной социальной
помощи на основании социального контракта
3.1. Гражданин с целью получения государственной социальной помощи на основании социального контракта обращается в УСЗН по месту жительства или месту пребывания от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи (далее - заявитель) с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - заявление о назначении), форма которого утверждена постановлением № 1931.
3.2. Заявление о назначении подается в письменной форме на бумажном носителе при личном обращении непосредственно в УСЗН либо направляется в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) или подсистемы "Единый Интернет-портал государственных и муниципальных услуг (функций) Нижегородской области" системы межведомственного электронного взаимодействия Нижегородской области (далее - Интернет-портал).
Направление заявления о назначении посредством Единого портала или Интернет-портала осуществляется с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 33, или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
При наличии зарегистрированного в УСЗН заявления о назначении повторно поданное тем же заявителем заявление не рассматривается.
3.3. При личном обращении заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, и представляет документы (сведения) (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации) в случаях, предусмотренных перечнем документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, являющимся приложением 2 к настоящему Порядку (далее соответственно - документы (сведения), перечень).
Заявитель вправе по личной инициативе представить документы (сведения), которые в соответствии с перечнем запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Документы (сведения) компетентного органа иностранного государства, подтверждающие размер доходов, полученных заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации, а также документы (сведения) компетентного органа иностранного государства о регистрации записи акта гражданского состояния и об установлении опеки (попечительства) представляются заявителем с заверенным переводом на русский язык в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении о назначении, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4. Заявление о назначении подлежит регистрации в день его поступления в УСЗН.
В случае если заявление о назначении направлено с использованием Единого портала или Интернет-портала в выходной или нерабочий праздничный день, днем поступления заявления о назначении в УСЗН считается следующий за ним рабочий день.
В случае если заявителем при его личном обращении в УСЗН с заявлением о назначении представлен неполный комплект документов (сведений), которые в соответствии с перечнем заявитель представляет самостоятельно, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении представляет в УСЗН недостающие документы (сведения) в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации), список которых предоставляется заявителю УСЗН в день обращения.
В случае если заявление о назначении подано с использованием Единого портала или Интернет-портала, заявитель в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении в УСЗН представляет недостающие документы (сведения) в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). В таком случае УСЗН не позднее одного рабочего дня со дня регистрации заявления о назначении направляется через Единый портал или Интернет-портал заявителю уведомление, содержащее перечень необходимых документов (сведений), которые заявитель обязан представить в срок, предусмотренный настоящим абзацем.
3.5. Решение о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта УСЗН принимает в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении и представления при необходимости заявителем недостающих документов (сведений) в соответствии с пунктом 3.4 настоящего Порядка.
Заявитель вправе отозвать заявление о назначении до принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта посредством направления в УСЗН письменного обращения в произвольной форме одним из способов, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка.
3.6. УСЗН до истечения срока, указанного в абзаце первом пункта 3.5 настоящего Порядка:
3.6.1. Рассматривает представленные заявителем документы и проверяет достоверность представленных им документов, а также сведений, указанных в заявлении о назначении.
В этих целях УСЗН запрашивает и безвозмездно получает необходимые документы (сведения) от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
3.6.2. Запрашивает документы (сведения) в соответствии с перечнем в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
В случае направления межведомственного электронного запроса срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.
Должностное лицо и (или) работник органа или организации, не представившие (несвоевременно представившие) документы (сведения), запрошенные УСЗН и находящиеся в распоряжении органа или организации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.6.3. Проверяет наличие (отсутствие) оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанных в пунктах 25, 26 Правил, в порядке, установленном пунктом 27 Правил.
3.6.4. При отсутствии оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанных в пунктах 25, 26 Правил, подготавливает социальный контракт с учетом пункта 42 Правил, прав и обязанностей УСЗН и получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта, установленных в пунктах 48 - 55 Правил и направляет заявителю уведомление, в котором определена дата составления программы социальной адаптации и, при необходимости, перечень дополнительных документов, необходимых для составления программы социальной адаптации, которые заявитель должен представить самостоятельно. Уведомление направляется одним из следующих способов: