ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2023 года № 1167

О внесении изменений в постановление Правительства
 Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. № 797



     Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. № 797 "Об утверждении государственной программы "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области" следующие изменения:

1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:

"Об утверждении государственной программы Нижегородской
 области "Реализация государственной национальной политики
на территории Нижегородской области".

1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" заменить словами "государственную программу Нижегородской области".

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. № 797.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.



И.о.Губернатора                              А.Н.Гнеушев

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 29 декабря 2023 г. № 1167

Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Реализация государственной национальной политики
на территории Нижегородской области", утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской
области от 10 ноября 2017 г. № 797


Государственную программу изложить в следующей редакции:

"Государственная программа Нижегородской

области "Реализация государственной

национальной политики на территории

Нижегородской области"


Стратегические приоритеты государственной

 программы Нижегородской области "Реализация

государственной национальной политики

на территории Нижегородской области"


1. Оценка текущего состояния в сфере реализации
 государственной национальной политики на
 территории Нижегородской области

Нижегородская область относится к регионам с многонациональным составом населения. Своеобразие этнодемографической ситуации Нижегородской области заключается в том, что, с одной стороны, по существующим международным стандартам область является типично моноэтническим образованием (численность русского населения составляет 95,2%), с другой стороны, в Нижегородской области проживают представители более 100 других национальностей и этнических групп.

К числу коренных (основных) национальностей Нижегородской области относятся: русские (2 448,9 тыс. чел.), татары (26,7 тыс. чел.), мордва (8,1 тыс. чел.), чуваши (4,6 тыс. чел.), марийцы (2,9 тыс. чел.) (по данным переписи 2020 года). В настоящее время существуют муниципальные образования с компактным проживанием коренных национальностей.

Определенное влияние на численный состав населения области и его национальную структуру оказывают миграционные процессы.

Нижегородская область занимает одну из ведущих позиций в Приволжском федеральном округе по привлекательности для мигрантов. Это объясняется ее высоким промышленно-экономическим потенциалом и развитостью инфраструктуры. В 2022 году число мигрантов, прибывших в регион, составило более 225 тыс. человек, что на 24,2% больше, чем в 2021 году. Большинство прибывающих в регион мигрантов составляют граждане из стран СНГ (Узбекистана, Украины, Армении, Таджикистана, Азербайджана).

Ежегодно по результатам социологических исследований по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений проводится оценка состояния межнациональной ситуации в регионе.

В 2023 году доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Нижегородской области составила 86,5%, уровень толерантного отношения к представителям другой национальности - 90%. 71% жителей области удовлетворены межнациональными отношениями в своем населенном пункте, 76% - межконфессиональными.

Преимущественное большинство муниципальных образований области имеют места проживания выходцев из северокавказских республик, Закавказья и Средней Азии численностью более 10 человек. В целом взаимоотношения с коренным населением носят нейтральный характер.

Национальное многообразие Нижегородской области является одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития региона. Для представителей всех национальностей и этнических групп, проживающих в области, созданы все условия для сохранения и развития национальных культур, языка и традиций.

В местах компактного проживания коренных народов Нижегородской области созданы творческие коллективы художественной самодеятельности, многие из них удостоены звания "народный". При муниципальных учреждениях культуры и образования успешно функционируют центры национальных культур, этнографические музеи и специализированные библиотечные отделы с литературой на национальных языках.

В Нижегородской области стали традиционными такие мероприятия, как Дни национальных культур, межрегиональные национальные фестивали-конкурсы, областные праздники мордовской, татарской, чувашской и марийской культуры, торжества, приуроченные к национальным праздникам и памятным датам.

Значимую роль в укреплении взаимопонимания между представителями различных народов, проживающих в регионе, играют национально-культурные общественные объединения.

По данным Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее - ГУ Минюста России по Нижегородской области) в регионе официально зарегистрировано более 40 национальных общественных объединений граждан, включая национально-культурные автономии местного и регионального уровня.

Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. № 505 утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, направленная на возрождение и развитие российского казачества.

Основной целью данного документа является содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, формирование эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.

В соответствии с указанной Стратегией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом государственных интересов и потребностей регионов, рекомендовано оказывать содействие в деятельности казачьих обществ.

По данным ГУ Минюста России по Нижегородской области по состоянию на 1 ноября 2023 г. в регионе официально зарегистрировано 6 казачьих обществ:

- Западное окружное казачье общество Волжского войскового казачьего общества и входящие в его структуру: Нижегородское городское казачье общество, хуторское казачье общество "Хутор Маряево-Богачевский", хуторское казачье общество Покрова Божией Матери "Хутор Покровский";

- Нижегородское городское казачье общество "Казаки Приволжья";

- Заволжское хуторское казачье общество.

Основная деятельность казачьих обществ и общественных объединений казаков носит, как правило, военно-патриотический и спортивный характер, а также связана с популяризацией этнокультурных традиций казачества. Казачьи организации активно сотрудничают с епархиальными структурами Русской Православной Церкви.

Несмотря на относительную малочисленность граждан области, относящих себя к казакам, на сегодняшний день казачьи организации реализуют различные мероприятия в сфере охраны общественного порядка, возрождения и популяризации культуры, традиций и самобытного образа жизни российского казачества, гражданско-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения.

В 2022 году при Правительстве Нижегородской области создан совет по делам казачества, в состав которого включены представители казачества, заинтересованных органов исполнительной власти и правоохранительных органов.

В целом на территории Нижегородской области ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений характеризуется как относительно спокойная, то есть серьезных открытых (или явных) конфликтов не зафиксировано.

Вместе с тем интенсивные миграционные процессы последних десятилетий повлекли за собой определенные изменения в социальной и демографической структуре населения Нижегородской области. В настоящее время на территории муниципальных образований региона постоянно проживают представители нетрадиционных для Нижегородской области народов.

Кроме того, на развитие межнациональной ситуации в регионе оказывают влияние и факторы общероссийского порядка.

Попытки переноса внешних конфликтов на территорию Российской Федерации, размывание традиционных ценностей, искажение мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней, а также инспирирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов ведут к формированию новых вызовов и возникновению новых угроз национальной безопасности Российской Федерации.

В этой связи основными проблемами в сфере государственной национальной политики являются:

- распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

- возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в Российской Федерации экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной региональных конфликтов в зарубежных странах;

- гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности;

- незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических анклавов;

- частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации и т.д.

С 2018 года в регионе утверждена государственная программа Нижегородской области "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области" (далее - Программа), в рамках которой предусмотрено проведение различных мероприятий по приоритетным направлениям государственной национальной политики и государственной политики в отношении российского казачества.

Программа способствует реализации на территории области Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. № 505, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344, с учетом оптимизации бюджетных ассигнований и ориентации на положительный мультипликативный результат в смежных сферах государственного управления (культура, образование, миграция), а также оказывает позитивное влияние на общественно-политические процессы и инвестиционную привлекательность региона.

Программой предусматривается проведение мероприятий, направленных на повышение уровня общероссийской гражданской идентичности, доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, снижение количества межэтнических и межрелигиозных противоречий, увеличение численности членов казачьих обществ.

2. Описание приоритетов и целей в сфере реализации
государственной национальной политики
на территории Нижегородской области

Приоритеты и цели государственной национальной политики определены в соответствии с положениями следующих стратегических документов:

- Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666;

- Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. № 505;

- Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344;

- Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400;

- Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889.

С учетом основных положений вышеуказанных стратегических документов приоритетами государственной национальной политики на территории Нижегородской области являются:

- укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

- сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации;

- сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

- гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

- создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия;

- соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- защита основ конституционного строя Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз;

- создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

- защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;

- обеспечение жителям Нижегородской области независимо от религиозной и национальной принадлежности широких возможностей для полноценного использования демократических механизмов реализации гражданских прав и мирной гражданской активности;

- обеспечение участия российского казачества в мероприятиях, направленных на укрепление обороны страны, государственной и общественной безопасности;

- обеспечение участия российского казачества в решении государственных задач в области гражданской и территориальной обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, пожарной безопасности;

- привлечение российского казачества к участию в мероприятиях, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.

В соответствии с приоритетами государственной национальной политики на территории Нижегородской области целями Программы являются:

- укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан, проживающих на территории Нижегородской области до 85% к 2030 году;

- гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества и доведение уровня общероссийской гражданской идентичности до 88,5% к 2030 году;

- обеспечение успешной социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество и увеличение доли граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам, до 78,7% к 2030 году;

- содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию, использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу и увеличение численности членов казачьих обществ до 3100 человек к 2030 году;

- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и доведение доли граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации, до 75% к 2030 году.

3. Сведения о взаимосвязи Программы
со стратегическими приоритетами, целями и показателями
государственных программ Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены пять национальных целей развития Российской Федерации, а также установлены целевые показатели, характеризующие достижение каждой из них к 2030 году.

Мероприятия Программы взаимосвязаны с комплексом мероприятий, предусмотренных Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»