ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2023 года № 1081
Об утверждении государственной программы
Нижегородской области "Развитие туризма,
промыслов и выставочно-конгрессной деятельности
Нижегородской области"
В соответствии с пунктом 3.1 раздела III Порядка разработки, реализации, мониторинга и оценки эффективности государственных программ Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 4 сентября 2023 г. № 806, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Нижегородской области "Развитие туризма, промыслов и выставочно-конгрессной деятельности Нижегородской области".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Г.С.Никитин
Государственная программа Нижегородской области
"Развитие туризма, промыслов и выставочно-конгрессной
деятельности Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной программы
Нижегородской области "Развитие туризма, промыслов и
выставочно-конгрессной деятельности Нижегородской области"
I. Оценка текущего состояния в сфере туризма, народных
художественных промыслов и выставочно-конгрессной
деятельности Нижегородской области
Нижегородская область (далее также - регион) - популярное туристическое направление.
Регион занимает 6 место в Национальном туристическом рейтинге после курортных Краснодарского края и Крыма, а также Московской области, Москвы и Санкт-Петербурга. Регион стабильно входит в Топ-5 популярных направлений для путешествия по России.
Туризм является одним из значимых и перспективных направлений социально-экономического развития Нижегородской области и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года), признан одним из приоритетных секторов развития региона.
Для развития туризма в Нижегородской области существуют конкурентные преимущества: выгодное географическое положение, развитое транспортное сообщение, репутация г. Нижнего Новгорода как центра деловой активности, огромное историко-культурное наследие, уникальность природных ресурсов, благоприятные климатические условия.
Все вышеперечисленные аспекты позволяют развивать различные виды туризма в регионе: культурно-познавательный, деловой, круизный, паломнический, активный, экологический, детский, промышленный и другие виды туризма.
Туристская индустрия региона представлена более 70 туроператорами, 780 турагентствами, 527 коллективными средствами размещения всех видов (отели, базы отдыха, загородные клубы, санатории и т.п.), 479 экскурсоводами. В число субъектов, услуги которых включаются в нижегородский турпродукт, также входят музеи и выставочные залы, театры, цирк, планетарии, объекты общественного питания, транспортные компании, яхт-клубы, батутные парки, зоопарки, ночные клубы, конные клубы и прочие.
По итогам 2022 года Нижегородская область по количеству размещенных в коллективных средствах размещения вошла в ТОП-10 регионов России и в ТОП-3 субъектов Приволжского федерального округа.
По данным Росстата в гостиницах Нижегородской области ежегодно останавливается более 1,4 млн человек. По методологии больших данных мобильных операторов туристический поток в Нижегородскую область по итогам 2022 года составил 3,9 млн человек. Рост по сравнению с 2021 годом (3,5 млн человек) составляет 11,4%.
За последние пять лет количество коллективных средств размещения Нижегородской области всех типов выросло с 517 до 527 единиц. Номерной фонд увеличился с 16 319 номеров на 43 270 мест до 17 168 номеров на 46 459 мест. В регионе представлены отели международных гостиничных сетей: "Sheraton", "Courtyard by Marriott", "Hampton by Hilton", "IBIS", "Mercure".
Объем инвестиций в отрасль с 2018 года по 2022 год составил 4 622,7 млн рублей. Создано 2 868 рабочих мест.
Субъекты туристской индустрии играют важную роль в развитии туристской отрасли региона. Благодаря усилиям органов власти и местного самоуправления, некоммерческих организаций, выражающих интересы отрасли, а также предпринимательским и общественным инициативам в Нижегородской области создаются благоприятные условия для туризма.
Существующий рост основных показателей туристской отрасли в Нижегородской области, а также постепенное развитие туристской инфраструктуры в регионе свидетельствуют об общей положительной динамике развития туризма. Тем не менее, существует ряд сдерживающих развитие отрасли факторов. Ключевыми из них являются:
- недостаточно активная маркетинговая политика региона на межрегиональном и международном рынках туристских услуг;
- недостаточное количество туристских брендов в регионе;
- дефицит качественных конкурентоспособных объектов туристской индустрии, привлекательных для рынка туристских услуг;
- недостаточно комфортная информационная среда;
- низкий уровень обеспеченности высококвалифицированными кадрами;
- недостаточное количество качественных и сегментированных турпродуктов;
- недостаточный уровень цифровизации отрасли;
- низкий уровень компетенций специалистов, курирующих развитие туризма в органах местного самоуправления;
- низкий уровень сервиса в индустрии гостеприимства;
- отсутствие цельного визуального ряда туристских центров и иных центров притяжения туристов и пр.;
- дефицит инфраструктурного оснащения для путешествий автотранспортом, в том числе: недостаточное количество стоянок для автомобилей, придорожных кафе и гостиниц соответствующего качества;
- необходимость модернизации причальной инфраструктуры для развития круизного и яхтенного туризма.
Для развития туристской индустрии посредством четкого поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования необходимо решение задач программными и проектными методами.
Дальнейшему развитию сферы туризма будет способствовать реализация мероприятий настоящей государственной программы Нижегородской области, направленных на достижение стратегических целей, предусмотренных Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р, национальным проектом "Туризм и индустрия гостеприимства", а также Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.
Стратегическая цель - гармоничное развитие культурного ландшафта и туристического потенциала, построенное на сохранении историко-культурных традиций и ценностей, рациональном использовании современных технологий и активном экспорте культурных и туристических продуктов.
Нивелированию сдерживающих факторов, росту конкурентоспособности регионального туристского продукта и раскрытию туристского потенциала Нижегородской области будут способствовать выполнение следующих стратегических задач:
1. Построение новой маркетинговой стратегии туристического комплекса.
2. Активизация кластерного подхода в развитии туристско-рекреационных зон.
3. Создание качественного культурного ландшафта.
4. Формирование новых центров притяжения туристов.
5. Создание клиентоориентированного сервиса.
6. Повышение уровня цифровизации туристической отрасли.
7. Повышение транспортной доступности туристических центров.
8. Создание благоприятных условий для развития отрасли.
Реализация мероприятий настоящей государственной программы Нижегородской области будет способствовать достижению следующих значений показателей:
- туристский поток (по числу поездок) - 3 772,9 тысяч человек;
- численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения Нижегородской области, - 1 709 тысяч человек;
- численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения Нижегородской области, - 42,5 тысяч человек;
- объем платных услуг в сфере туризма Нижегородской области на уровне 16,3 млрд рублей;
- численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, расположенных в границах паломническо-туристического кластера "Арзамас - Дивеево - Саров" - 145,8 тысяч человек.
Уникальной особенностью Нижегородской области, в том числе в сфере туризма, являются народные художественные промыслы. Нижегородская область относится к наиболее значимым и представительным центрам традиционного бытования народных художественных промыслов России.
По числу сохраненных видов промыслов Нижегородская область находится на первом месте в России.
Регион является родиной таких промыслов, как хохломская, городецкая и семеновская росписи, известных по всей стране и за ее пределами, и других видов народного искусства, имеющих большую культурно-историческую ценность.
По производству продукции народных художественных промыслов (далее также - НХП) Нижегородская область занимает второе место среди субъектов Российской Федерации. Согласно данным Росстата доля Нижегородской области в общероссийском объеме производства продукции НХП составила по итогам 2022 года 11%. Также Нижегородская область в отчетном периоде занимает первое место по выпуску продукции НХП в Приволжском федеральном округе.
По состоянию на 1 января 2023 г. в сфере НХП Нижегородской области осуществляют свою деятельность свыше 25 организаций и более 10 индивидуальных предпринимателей, 5 центров ремесел, более 5 специализированных магазинов народных художественных промыслов.
В целях поддержки народных художественных промыслов в регионе сформирована комплексная система, включающая как меры финансовой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство изделий народных художественных промыслов Нижегородской области (далее - субъекты НХП), так и мероприятия, способствующие развитию отрасли в целом. Субъекты НХП принимают участие в фестивалях, конкурсах, выставках, ярмарках, образовательных программах и иных мероприятиях, способствующих популяризации и продвижению художественных промыслов региона.
Шесть субъектов НХП: Ордена "Знак Почета" АО "Хохломская роспись", ПАО "Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий имени Кирова", ЗАО "Гипюр" и АО "Казаковское предприятие художественных изделий", ООО "Городецкая золотная вышивка", ООО "Торговый дом Семеновская роспись", включены в перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 января 2022 г. № 97.
В 2022 году субъектами НХП произведено продукции на сумму порядка 1,5 млрд рублей, это больше, чем в 2021 году, на 257,75 млн рублей, в том числе произведено изделий народных художественных промыслов - 850 млн рублей, что на 165,5 млн рублей больше, чем в 2021 году. По показателям 2022 года субъекты НХП по общему объему реализованной продукции повысили показатели 2021 года с 1,1 млрд рублей до 1,2 млрд рублей, в том числе по реализации изделий народных художественных промыслов с 690,8 млн рублей до 713,6 млн рублей. Доля реализованной продукции народных художественных промыслов в общем объеме реализации составляет 60%. Объем экспорта в 2022 году составил 6,7 млн рублей, что значительно ниже показателей 2021 года - 26,3 млн рублей. Снижение связано с последствиями внешнего давления недружественных стран. Однако, субъекты НХП активно осваивают новые рынки сбыта, в связи с чем в среднесрочной перспективе ожидается восстановление показателей экспорта до устоявшейся динамики.
Численность сотрудников в субъектах НХП в течение последних 4 лет сохраняется на уровне 1250 человек. Средняя зарплата по отрасли по итогам 2022 года составляет 24 450,0 рублей, 80% коллективов - это люди пенсионного или предпенсионного возраста. В этой связи в регионе внедрены меры поддержки, предусматривающие стимулирующие выплаты молодым специалистам, а также оплату труда наставникам, что является существенной поддержкой для специалистов отрасли, а также служит целям привлечения молодых кадров на работу в субъекты НХП.
В рамках популяризации народных художественных промыслов в местах традиционного бытования промыслов проводятся фестивали, пользующиеся большой популярностью среди жителей области и гостей региона. В 2022 году XVIII Международный фестиваль народных художественных промыслов "Золотая Хохлома", приуроченный к празднованию 100-летия Семеновской матрешки, получил гран-при в номинации "Лучший проект по популяризации событийного туризма" XI Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards.
Необходимо отметить, что значительный объем финансирования, направленный в Нижегородской области на поддержку субъектов НХП в 2018-2022 годах, а также большое количество событийных мероприятий, проходивших в регионе в этот период, дали серьезный импульс к увеличению основных социально-экономических показателей отрасли: объемов производства и реализации продукции предприятий и в частности продукции народных художественных промыслов.
Вместе с тем, в отрасли имеются сдерживающие факторы, ключевыми из которых являются:
- отсутствие актуальных маркетинговых исследований и маркетинговой стратегии предприятий отрасли;
- отсутствие экспортной стратегии отрасли;
- последствия действий недружественных стран, приводящее к разрушению устоявшихся экспортных цепочек;
- наличие контрафакта и фальсификата среди изделий народных художественных промыслов;
- кадровый голод, старение коллективов в субъектах НХП, отсутствие специалистов современного промышленного дизайна, высокая доля обязательных социальных и налоговых выплат в себестоимости производства.
Сохранению действующих и возрождению утраченных промыслов, а также дальнейшему развитию отрасли народных художественных промыслов будет способствовать реализация мероприятий настоящей государственной программы Нижегородской области, направленных на достижение цели, предусмотренной Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, - сделать народные промыслы самостоятельной отраслью, способной конкурировать на федеральном и международном рынках, несущей культурный код и прославляющей местных мастеров.
Снижению влияния сдерживающих развитие отрасли факторов будет способствовать выполнение следующих стратегических задач:
1. Разработка сбытовой модели продукции местных производителей народных художественных промыслов.
2. Разработка современной маркетинговой концепции отрасли.
3. Сокращение доли контрафакта.
4. Создание условий для развития народных художественных промыслов.
Для всестороннего развития отрасли необходимо обеспечить поддержку кадрового потенциала путем привлечения в отрасль молодых кадров, содействовать популяризации и продвижению продукции народных художественных промыслов на новые рынки посредством организации соответствующих мероприятий (выставки, фестивали, конкурсы и др.), снизить экономическое давление на субъекты НХП посредством субсидирования части затрат предприятий на основные производственные процессы, обеспечить методологическую поддержку отрасли и др.
Реализация мероприятий настоящей государственной программы Нижегородской области позволит к концу 2026 года сохранить имеющиеся в Нижегородской области народные художественные промыслы, а также обеспечить объемы производства продукции субъектами НХП региона на уровне 1487,36 млн рублей, привлечь в отрасль новые кадры и осуществить передачу знаний и опыта посредством наставничества, обеспечить реализацию иных мероприятий по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов.
Одним из значимых конкурентных преимуществ региона и нематериальным фактором стимулирования социально-экономического развития региона является положительный имидж.
Создание положительного имиджа Нижегородской области и его продвижение на федеральном и международном уровнях - это системная и комплексная работа по всем приоритетным направлениям и отраслям развития региона.
Одним из наиболее эффективных инструментов политики формирования положительного имиджа и поддержания благоприятной репутации Нижегородской области являются коммуникационные мероприятия, позволяющие продемонстрировать открытость области для контактов и убедиться в существенности ее конкурентных преимуществ.
Нижегородская область активно участвует в ведущих федеральных и международных выставочно-конгрессных и иных мероприятиях. Ежегодно на территории региона проводятся масштабные форумы, конгрессы, выставки, в которых принимают участие представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российских и зарубежных бизнес-сообществ, ведущие эксперты в ключевых отраслях.
В регионе существует и активно развивается инфраструктура для проведения выставочно-конгрессных мероприятий. Масштабная реконструкция, в том числе строительство нового конгрессного центра на территории Нижегородской ярмарки, повысили ее конкурентоспособность среди ведущих российских выставочно-конгрессных площадок. Также благоустроена территория общественного пространства "Стрелка", где располагаются два павильона "Пакгаузов", оснащенные для проведения выставочных и деловых мероприятий. Открыты функциональные коммуникационные площадки - молодежный центр "Высота", Корпоративный университет Правительства Нижегородской области, Академия "Маяк" им. А.Д.Сахарова.
В настоящее время выставочно-конгрессная деятельность, включая смежный с нею деловой и событийный туризм, является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической деятельности региона.
Выгодное географическое положение, динамично развивающаяся инфраструктура, высокий потенциал региона обуславливают конкурентоспособность и привлекательность Нижегородской области для проведения значимых федеральных и международных мероприятий, проведение которых способствует позиционированию региона как территории с благоприятным деловым и инвестиционным климатом, способствует поддержанию и продвижению положительного имиджа Нижегородской области, а также увеличению потока туристов в регион в части делового и событийного туризма.