ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2023 года № 832

Об утверждении Основных направлений бюджетной
и налоговой политики Нижегородской области
на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов



В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.



     Губернатор                                       Г.С.Никитин


     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 13 сентября 2023 г. № 832

     

Основные направления
бюджетной и налоговой политики Нижегородской области
на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов


Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.

Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889.

    

 1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики

     Правительства Нижегородской области в 2021-2023 годах


Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2021-2022 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.

Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018-2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.

     
     Динамика основных показателей консолидированного бюджета
     Нижегородской области за 2021-2022 годы

млрд рублей

2021 год

темп роста,%

2022 год

темп роста,%

Доходы

288,2

115,1

331,5

115,0

в том числе налоговые и неналоговые доходы

221,7

121,4

265,5

119,8

Безвозмездные поступления

66,5

98,0

66,0

99,3

Расходы

283,7

108,4

351,5

123,9

Дефицит / Профицит

4,5

-20,0


Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2022 году получены в объеме 331,5 млрд рублей и увеличились за 2021-2022 годы на 81,1 млрд рублей или на 32%.

Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2022 году исполнены в объеме 351,5 млрд рублей и увеличились за 2021-2022 годы на 89,9 млрд рублей или на 34,4%.

Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета Нижегородской области занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.

Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по сохранению параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по предоставлению мер социальной поддержки населению, в том числе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, реализации национальных проектов, капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры, строительству новых социальных объектов.

Осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования затрат промышленных предприятий на модернизацию и расширение производства, субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков организаций сельского хозяйства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.

В 2022 году Нижегородская область участвовала в реализации 12 национальных проектов, финансирование которых за счет федеральных и областных средств составило 45,3 млрд рублей - 97,4% от запланированной суммы.

Основной объем средств был направлен на национальные проекты: "Безопасные качественные дороги", "Жилье и городская среда" и "Демография".

Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством использования механизма привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов, как эффективного источника финансирования инфраструктурных проектов, а также механизма предоставления государственных гарантий с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования (СОПФ), что позволило области не привлекать краткосрочные кредиты коммерческих банков и избежать расходов на оплату процентов по ним.

Также применение механизма получения федеральных бюджетных кредитов для замещения рыночных долговых обязательств субъекта позволило не привлекать рыночные заимствований для погашения существующих долговых обязательств.

По итогам 2022 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области получены в объеме 265,5 млрд рублей, по сравнению с 2021 годом увеличились на 43,8 млрд рублей или на 19,8%. По итогам 2022 года дефицит областного бюджета составил 19,9 млрд рублей.

Объем государственного долга на конец года составил 132,9 млрд рублей, в том числе без учета бюджетных кредитов, предоставленных в 2021 и 2022 годах муниципалитетам на замещение рыночных заимствований, объем долга составил 117,6 млрд рублей. Долговая нагрузка находится в рамках обязательств, установленных соглашениями с Минфином России о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета.

В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2021-2022 годах проводилась работа по следующим направлениям:

- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;

- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";

- проведение оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области;

- проведение оценки эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;

- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;

- сохранение безопасного уровня долговой нагрузки и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области;

- применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;

- осуществление финансирования расходов с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;

- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Нижегородской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета.

Проведена работа по привлечению в областной бюджет средств инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета. Средства планируется направить на продление линии метрополитена до ст. "Сенная", строительство сетей водоотведения и водоснабжения в п. Ольгино и п. Новинки, строительство очистных сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда", создание террасного парка в Почаинском овраге.

В 2023 году исполнение областного и консолидированного бюджета Нижегородской области идет более высокими, чем в 2022 году, темпами.

Исполнение консолидированного бюджета Нижегородской области за 1 полугодие 2023 года составило по доходам 175,7 млрд рублей или 120% к аналогичному периоду 2022 года, по расходам 164,0 млрд рублей - 120,4%.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области составило 142,1 млрд рублей, что на 20,8 млрд рублей или 17,2% выше поступлений аналогичного периода 2022 года.

    

 2. Основные направления налоговой политики


Налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2024-2026 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов.

Приоритетами налоговой политики Правительства Нижегородской области в ближайшие три года будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2024-2026 годы определены:

- увеличение налогового потенциала Нижегородской области за счет налогового стимулирования деловой активности в Нижегородской области, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;

- продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмена неэффективных и невостребованных льгот;

- государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;

- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал Нижегородской области, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими организациями Нижегородской области;

- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов консолидированного бюджета Нижегородской области и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области, активизация претензионно-исковой деятельности;

- проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению.

В 2024-2026 годах продолжится работа по проведению оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области, отмене неэффективных налоговых льгот. Будут сохранены подходы к установлению налоговых льгот при условии положительной оценки их эффективности. По результатам оценки за 2022 год все налоговые расходы Нижегородской области признаны эффективными.

Формирование налоговых и неналоговых доходов будет основываться на вступающих в силу на федеральном и региональном уровне, а также планируемых к принятию с 2024 года следующих изменениях законодательства:

- до 31 декабря 2026 г. продлевается действие 50%-ного ограничения по учету в текущем налоговом периоде убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, учитываемого при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций;

- с 1 января 2024 г. увеличивается предельный размер социального вычета по НДФЛ в части расходов на обучение детей с 50 тыс. рублей до 110 тыс. рублей на каждого ребенка, а также по иным расходам (на собственное образование, медицинские услуги и лекарства, физкультурно-оздоровительные услуги) со 120 тыс. рублей до 150 тыс. рублей;

- с 1 января 2024 г. увеличиваются ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% на 4,9%, вина, фруктовые вина - на 5,9%, пиво - на 4,0%, на автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо и моторные масла - на 4,9%;

- на 2024 год планируется установить коэффициент, используемый для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан в Нижегородской области, в размере 2,3;

- в 2024 году организации будут уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, определенной в ходе государственной кадастровой оценки в 2023 году;

- в 2024 году физические лица будут уплачивать земельный налог за 2023 год по кадастровой стоимости земельных участков, определенной в ходе государственной кадастровой оценки в 2022 году;

- планируется установление на соответствующий год коэффициентов индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.

    

 3. Основные направления бюджетной политики

Основной задачей бюджетной политики на планируемый период остается обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет:

- формирования реалистичного прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов;

- обеспечения финансовыми ресурсами в первую очередь действующих расходных обязательств, гарантированного исполнения социальных обязательств Нижегородской области, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;

- проведения ответственной и взвешенной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение выполнения условий соглашений о привлечении бюджетных кредитов из федерального бюджета и о реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета.

В условиях ограниченности бюджетных ресурсов в связи со значительным накопленным объемом долгосрочных обязательств следующей задачей бюджетной политики является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет:

- концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и результатов региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов;

- предоставления мер социальной поддержки населения Нижегородской области с учетом изменения численности их получателей и исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости;

- оптимизации и приоритизации инвестиционных расходов, использования всех инструментов инфраструктурного меню, разработанных на федеральном уровне;

- повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;

- вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг, в том числе путем использования механизма социального заказа на оказание государственных услуг;

- внедрения системы управления налоговыми расходами и обеспечения ее интеграции в бюджетный процесс;

- повышения эффективности предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг посредством мониторинга достижения показателей результатов их предоставления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»