Действующий

О внесении изменения в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59

     
     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к постановлению Правительства
     Нижегородской области
     от 11 апреля 2023 г. № 306


     "УТВЕРЖДЕН
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 6 февраля 2019 г. № 59

     
     Прогноз социально-экономического развития

    Нижегородской области на долгосрочный

     период (до 2035 года)

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:

Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";

Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";

постановления Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 377 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период".

Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.

     

     1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического
     развития Нижегородской области в 2021-2022 годах

В 2021 году в Нижегородской области наблюдалось активное восстановление экономики после спада, вызванного пандемией.

Экономический рост региона по итогам 2021 года оценивается на уровне 106,5% к 2020 году, что выше российского значения (прирост валового внутреннего продукта, по оценке, составил 5,6%).

Существенный вклад в экономический рост внесло восстановление промышленности, где по итогам 2021 года индекс производства составил 113,8%, в том числе в обработке - 113,3% (по Российской Федерации (далее - РФ) - 106,4% и 107,3%, соответственно).

Рост объемов работ, выполненных в целом по виду экономической деятельности "Строительство", составил 6,4% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах.

Достаточно высокими темпами восстанавливался и потребительский рынок - рост розничного товарооборота по итогам года составил 107,3% (по РФ - 107,8%). Рынок платных услуг, оказываемых населению, вырос на 12,9% (по РФ - на 16,7%).

На высоком уровне сохранилась инвестиционная активность бизнеса. Даже с учетом высокой базы 2020 года капитальные вложения в экономику региона остались в положительной зоне: объем инвестиций в основной капитал составил 385,6 млрд руб. (100,4% в сопоставимых ценах).

Также одним из важнейших итогов 2021 года стал рост доходов населения. Несмотря на высокую инфляцию, среднедушевой денежный доход населения по итогам 2021 года вырос на 3,8% в реальном выражении, реальная заработная плата - на 2,8%.

Таким образом, итоги 2021 года показали, что регион справился с вызовами пандемии и вышел на рост экономики, превышающий докризисный.

Начало 2022 года также характеризовалось положительной динамикой, с ростом экономики в 1 квартале на 7%.

Однако после введения странами Запада в феврале 2022 года первых ограничительных мер в отношении России, внешние условия для российской экономики стали ухудшаться. При этом, по мере наращивания санкционного давления, влияние на экономику становилось все более выраженным.

Начиная с февраля, наблюдалась тенденция замедления темпов роста в основных отраслях - промышленности и торговле. В мае 2022 года уже отмечался спад к маю 2021 года: в промышленности - на 3,3%, в розничной торговле - на 10%, в оптовой торговле - на 18,6%. В июне спад в промышленном производстве усилился (на 13,8% к июню 2021 года), в розничной и оптовой торговле спад был зафиксирован на уровне предыдущего месяца (на 9,9% и 18,5%, соответственно).

В целях адаптации бизнеса к новым санкционным условиям на федеральном и региональном уровнях были приняты беспрецедентные меры по поддержке экономики и населения, в том числе финансовая поддержка, налоговые льготы, поддержка отраслей, реализация льготных ипотечных программ.

Общий объем поддержки из областного бюджета оценивается более чем на 5 млрд рублей с учетом выпадающих доходов от налоговых каникул и льгот.

В рамках Плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Нижегородской области в условиях внешнего санкционного давления реализовывалось порядка 70 мероприятий, направленных на поддержку отраслей реального сектора экономики (промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, субъектов малого и среднего предпринимательства, сектора информационных технологий, диверсификацию экспорта и др.), а также на социальную поддержку граждан и рынка труда.

Принят Закон Нижегородской области от 5 августа 2022 г. № 108-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения" и в статью 2.1 Закона Нижегородской области "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон № 108-З), снижающий ставки, предусмотренные упрощенной системой налогообложения (далее - УСН), для субъектов малого и среднего предпринимательства пострадавших отраслей, а также введены налоговые послабления для социальных предпринимателей, применяющих УСН, в соответствии с Законом Нижегородской области от 14 июля 2022 г. № 91-З "О внесении изменения в Закон Нижегородской области "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения".

Кроме того, Законом № 108-З снижена ставка налога на имущество с 2% до 1%. Льгота распространяется на организации в области управления нежилой недвижимости, торговли и складских услуг.

Осуществлялось льготное финансирование по собственным программам некоммерческой организации "Фонд развития промышленности и венчурных инвестиций Нижегородской области". В 2022 году по программам льготного кредитования одобрен 31 проект на общую сумму 884,8 млн руб., из них профинансировано 27 проектов на общую сумму 774,8 млн руб. (11 проектов на сумму 351,7 млн руб. по региональной программе "Поддержка производства" и 16 проектов на сумму 423,1 млн руб. по программе "Стабильность производства").