АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2022 года № 7147

Об утверждении
муниципальной программы города Нижнего Новгорода «Охрана окружающей среды города Нижнего Новгорода»
на 2023-2028 годы

(с изменениями на 2 ноября 2023 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации города Н.Н. от 28.02.2023 № 1119;
постановлением администрации города Н.Н. от 03.03.2023 № 1239;
постановлением администрации города Н.Н. от 10.05.2023 № 2819;
постановлением администрации города Н.Н. от 01.08.2023 № 5322;
постановлением администрации города Н.Н. от 02.11.2023 № 8044              
-----------------------------------------------------------------------



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 43 Устава города Нижнего Новгорода, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.07.2014 № 2542 «Об утверждении перечня муниципальных программ города Нижнего Новгорода», постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.04.2014 № 1228 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Нижнего Новгорода и Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ города Нижнего Новгорода» администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу города Нижнего Новгорода «Охрана окружающей среды города Нижнего Новгорода» на 2023-2028 годы.

2. Признать утратившим силу с 01.01.2023 постановление администрации города Нижнего Новгорода от 23.01.2019 № 115 «Об утверждении муниципальной программы «Охрана окружающей среды города Нижнего Новгорода» на 2019-2024 годы» в части действия муниципальной программы на 2023 и 2024 годы. (п.2 изложен в новой редакции постановлением администрации города Н.Н. от 28.02.2023 № 1119 - см. предыдущую редакцию)

3. Управлению информационной политики администрации города Нижнего Новгорода обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «День города. Нижний Новгород».

4. Юридическому департаменту администрации города Нижнего Новгорода (Витушкина Т.А.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода Сивохина Д.Г.



Глава города                                                                                              Ю.В.Шалабаев


А.А.Максимов

435 58 10



УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
города
от 27.12.2022 № 7147

(Программа в ред. постановлений администрации города Н.Н. от 03.03.2023 № 1239; от 10.05.2023 № 2819;
от 01.08.2023 № 5322; от 02.11.2023 № 8044 )

Муниципальная программа
«Охрана окружающей среды города Нижнего Новгорода»
на 2023 - 2028 годы

(далее - муниципальная программа, программа)

Раздел 1. Паспорт муниципальной программы
(Раздел 1 изложен в новой редакции постановлением администрации города Н.Н. от 02.11.2023 № 8044   
- см.
предыдущую редакцию)

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Департамент благоустройства администрации города Нижнего Новгорода

Соисполнители муниципальной программы

Администрации районов города Нижнего Новгорода, в том числе Административно-территориальное образование Новинский сельсовет.
Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципальных кладбищ города Нижнего Новгорода» (далее - МКУ «УМК НН»)
Муниципальное казенное учреждение «Нижегородское городское лесничество» (далее - МКУ «Нижегородлес»)
Муниципальное казенное учреждение «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода» (далее - МКУ «Горкомэкологии Нижнего Новгорода»)

Цели муниципальной программы

Улучшение экологической ситуации на территории города

Задачи муниципальной программы

Организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов
Снижение техногенной нагрузки на окружающую среду города
Повышение эффективности отлова и содержания животных без владельцев

Этапы и сроки реализации муниципальной программы

Реализуется в 2023 - 2028 годах в один этап

Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода

Ответственный исполнитель, соисполнители

Расходы (руб.), годы

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

Всего

754307161,90

235918100,00

232526400,00

340812503,04

353670093,26

367041987,10

ДБ

3082765,76

6660300,00

3268600,00

1941929,89

2015191,70

2091383,97

Администрации районов города (ДБ)

67461874,34

91100000,00

91100000,00

136261090,34

141401715,31

146747965,28

МКУ «Нижегородлес» (ДБ)

83069716,04

86804800,00

86804800,00

127125818,66

131921803,74

136909628,24

МКУ «Горкомэкологии Нижнего Новгорода» (ДБ)

599222805,76

51353000,00

51353000,00

75483664,15

78331382,51

81293009,61

МКУ «УМК НН» (ДБ)

1470000,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Целевые индикаторы муниципальной программы

Доля общих стандартных анализов контролируемых показателей в сравнении с установленными нормативами по отношению к общему количеству контролируемых показателей - 92%
Доля площади посадки лесных культур по отношению к общей площади городских лесов, находящихся в ведении МКУ «Нижегородлес» - 0,01%.
Доля площади лесов с проведенными мероприятиями по предупреждению распространения вредных организмов по отношению к общей площади городских лесов, находящихся в ведении МКУ «Нижегородлес» - 2,0%.
Доля обновленных лесоустроительных знаков по отношению к общему количеству лесоустроительных знаков на территории городских лесов, находящихся в ведении МКУ «Нижегородлес»  - 11,8%.
Доля стандартных анализов контролируемых показателей в сравнении с установленными нормативами по отношению к общему количеству контролируемых показателей (по направлению природные и сточные воды) - 92%.
Доля стандартных анализов контролируемых показателей в сравнении с установленными нормативами по отношению к общему количеству контролируемых показателей (по направлению почва) - 92%.
Доля стандартных анализов контролируемых показателей в сравнении с установленными нормативами по отношению к общему количеству контролируемых показателей (по направлению атмосферный воздух) - 92%.
Доля животных, в отношении которых в период реализации программы проведены мероприятия по отлову и содержанию, по отношению к общей численности животных без владельцев - 100%.
Доля ликвидированных несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде к количеству свалок в границах города Нижнего Новгорода ликвидируемые в рамках федерального проекта «Чистая страна» - 100%.


Раздел 2. Текстовая часть муниципальной программы      

2.1. Характеристика текущего состояния


Нижний Новгород, расположенный на слиянии двух крупнейших рек - Волги и Оки, является одним из крупнейших по насыщению промышленными производствами городов-миллионников Российской Федерации. Ведущими отраслями промышленности города являются радиоэлектроника, машиностроение и металлообработка, авто-, судо- и авиастроение, химическая и нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика, строительство и деревообработка.

Сегодня на территории города функционируют свыше 500 крупных промышленных предприятий и объединений, десятки тысяч организаций различных форм собственности и частных предпринимателей.

Промышленные производства приводят к увеличению антропогенной нагрузки на все компоненты природной среды (атмосферный воздух, воду, почву, зеленые насаждения и т.п.). Вместе с тем, экологическая обстановка в городе на протяжении последних лет остается стабильной и в целом благоприятной.

Сохранение леса как важнейшего компонента биосферы и стабилизатора крупномасштабных природных процессов, источника ценных биологических ресурсов является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития города Нижнего Новгорода.

По масштабам и характеру воздействия на леса огонь был и остается доминирующим фактором, определяющим структуру и динамику участков городских лесов. Стихийные пожары оказывают разрушительное воздействие на лесную флору, фауну, органический слой почвы. Наибольшему риску в пожарном отношении подвергаются хвойные насаждения Автозаводского, Нижегородского и Сормовского районов города, особенно хвойные молодняки. Охрана лесов от пожаров остается важнейшим направлением муниципальной политики, обеспечивающим экологическую безопасность муниципального образования город Нижний Новгород и сохранение ресурсного потенциала городских лесов.

Программа предусматривает дальнейшее развитие охраны городских лесов от пожаров и других неблагоприятных факторов (ветровалы, буреломы, затопление и иное), которые до настоящего времени являются главными факторами повреждения и гибели городских лесов.

Основными факторами негативного влияния на состояние городских лесов являются: влияния вредных организмов, промышленные выбросы и неблагоприятные погодные условия. Очаги опасных и карантинных видов вредных организмов на территории городских лесов города Нижнего Новгорода не зарегистрированы. Для сохранения стабильной санитарной и лесопатологической ситуации на территории городских лесов, закрепленных за МКУ «Нижегородлес», ежегодно проводятся мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов: уборка неликвидной древесины и рубка аварийных деревьев. Рубка аварийных деревьев проводится в целях недопущения вреда жизни и здоровью граждан или ущерба государственному имуществу и имуществу граждан и юридических лиц. Уборка неликвидной древесины (уборка как поваленных, так и стоящих деревьев, древесина которых оставляется на перегнивание на лесосеке) проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, пожара и других повреждений, с целью исключения возникновения угрозы пожарной опасности в городских лесах и возникновения очагов вредных организмов. Целью проведения указанных мероприятий является постоянное поддержание стабильного удовлетворительного лесопатологического состояния насаждений на площади городских лесов.

Объемы рубок ухода в молодняках (осветления, прочистки) ежегодно формируются по состоянию нуждающихся в данном уходе хвойных насаждений первого класса возраста. Рубки осветления направлены на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев целевых древесных пород, рубки прочистки направлены на продолжение формирования породного и качественного состава молодняков, а также на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевых древесных пород.

Реализация программы предусматривает интенсификацию использования городских лесов, в частности, проведение мероприятий лесоустройства, формирование данных лесного реестра, информатизацию системы лесного хозяйства, снижение уровня нарушений лесного законодательства на подведомственных территориях МКУ «Нижегородлес».

По данным на 1 января 2022 года 79% площади городских лесов имеют лесоустройства более 20 лет. Имеется необходимость в модернизации технологии лесоустроительных работ на основе современных методов оценки лесных ресурсов и информационных технологий.

Актуальные проблемы в лесном хозяйстве препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает роль лесов в улучшении качества жизни граждан.

Система сбора и обработки информации о динамике лесов и их использовании, получаемой при осуществлении государственной инвентаризации городских лесов и лесных мониторингов, не в полной мере отвечает требованиям современных управленческих технологий качество.

Следует отметить наличие проблем в использовании городских лесов в целях социально-экономического развития на подведомственных территориях МКУ «Нижегородлес».

Ежегодно для решения поставленной муниципальной программой задачи «Организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов» на территории городских лесов, закрепленных за МКУ «Нижегородлес», производится посадка лесных культур площадью 1,0 га. При этом общая площадь городских лесов не увеличивается, изменяется лишь площадь, занимаемая лесными насаждениями, которые высаживаются на образовавшихся безлесных участках, таких как: гари, погибшие насаждения, пустыри, прогалины и т.п.

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Деятельность органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природных ресурсов осуществляется в рамках Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Устава Нижнего Новгорода, других нормативных и законодательных актов. К вопросам местного значения городского округа относятся:

организация мероприятий по охране окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

создание и развитие современной инфраструктуры сбора отходов потребления;

мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде;

ряд других вопросов.

Для решения данных вопросов администрация города Нижнего Новгорода, в рамках своих полномочий, принимает все необходимые меры. Уполномоченным органом администрации Нижнего Новгорода в области охраны окружающей среды на территории города является муниципальное казенное учреждение «Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода». Деятельность Комитета направлена на решение задач органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на территории муниципального образования Нижний Новгород:

1. Мониторинг за состоянием окружающей среды.

С целью комплексного наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценкой и прогнозом изменений состояния окружающей среды, на территории города Нижнего Новгорода осуществляется экологический мониторинг:

Предоставление администрации города Нижнего Новгорода информации о состоянии загрязнения водных объектов и почвы в рекреационных зонах на территории города:

     Лабораторно-производственный контроль качества воды и почвы в зонах рекреации водных объектов города Нижнего Новгорода.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза по объектам окружающей среды с результатами лабораторно-инструментальных исследований (вода, почва).

2. Аналитический контроль состояния окружающей среды на территории города Нижнего Новгорода:

осуществление отборов проб и проведение анализов природной и сточной воды, атмосферного воздуха и почвы по заданиям администрации города и природоохранных надзорных органов, сравнение с установленными нормативами.

3. Эколого-просветительская деятельность.

1) Участие в федеральных, областных и городских экологических форумах, конференциях, семинарах по поручению администрации города Нижнего Новгорода. Издание информационно-методических материалов:

опубликование ежегодных докладов об экологической обстановке и природоохранной деятельности в Нижнем Новгороде;

распространение информационных и познавательных материалов для детей дошкольного и школьного возраста.

2) Организация и развитие системы экологического образования и воспитания и формирование экологической культуры:

в детских дошкольных, школьных и других образовательных учреждениях проведение уроков экологии, конкурсов рисунка и других мероприятий;

организация субботников, трудовых десантов, экологических акций.

3) Организация и проведение экологических олимпиад, конкурсов, фестивалей, акций.

Проблемы в сфере обращения с отходами приводят к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, негативному воздействию на окружающую среду.

Одни из причин, которые обуславливают развитие в негативной ситуации в сфере обращения отходов, является:

не соответствие объектов размещения отходов, экологическим и санитарным требованиям, используемые в сфере обращения с отходами;

накопленные проблемы предшествующих периодов (наличие значительного количества отходов, не утилизированных из-за отсутствия соответствующих технологий).

Модернизация инфраструктуры сбора и транспортирования отходов путем приобретения мусорных контейнеров и (или) бункеров и создание (обустройство) контейнерных площадок решает часть проблем в сфере обращения с отходами.

Поскольку ликвидация накопленного вреда окружающей среде - это одно из условий улучшения качества окружающей среды, комфортной и безопасной среды для жизни, то важным направлением работы является ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, в рамках федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология».

В рамках федерального проекта «Чистая страна» к реализации в части ликвидации свалок в границах городов запланированы:

№ п/п

Ликвидация выявленных несанкционированных свалок в границах городов

Срок реализации

1.

Рекультивация земельного участка, занятого свалкой отходов с адресным ориентиром: г. Нижний Новгород, Московский район, Московское шоссе, д. 473, д. 475

2022-2023

2.

Рекультивация земельного участка, занятого свалкой отходов с адресным ориентиром: г. Нижний Новгород, ул. Заовражная

2022-2023

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»