Действующий

О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года), утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 г. № 59



ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 22 марта 2022 г. № 185


"УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 6 февраля 2019 г. № 59


Прогноз социально-экономического развития

Нижегородской области на долгосрочный

период (до 2035 года)

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2035 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:

Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";

Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";

постановления Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 377 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период".

Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.

     

     1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического
     развития Нижегородской области в 2020-2021 годах


В 2020 году социально-экономическая ситуация в Нижегородской области, как и в целом по России, оказалась под воздействием негативного влияния эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Кроме пандемии, на ситуацию в 2020 году повлияли неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, нарушение хозяйственных связей, снижение цен на углеводородные ресурсы, сокращение доходов населения.

С учетом вышеуказанных факторов экономический рост региона по итогам 2020 года оценивается на уровне 97,1% к 2019 году, что несколько выше российского значения: валовый внутренний продукт, по оценке, сократился в 2020 году на 3%.

В первую очередь, снижение валового регионального продукта связано со спадом в ключевой отрасли экономики региона - обрабатывающей промышленности - сокращение индекса производства составило 7,2% (в Российской Федерации (далее - РФ) - прирост 1,4%). Также негативные тенденции наблюдались на потребительском рынке области, который больше всего пострадал от введенных ограничений, связанных с коронавирусом. Оборот розничной торговли по итогам 2020 года сократился на 7,1% в сопоставимой оценке к уровню 2019 года (в РФ - на 3,2%), объем платных услуг населению - на 12,9% (в РФ - на 14,8%).

Вместе с тем, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в 2020 году региону удалось сохранить свою инвестиционную привлекательность - объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с 2019 годом на 20,6% в сопоставимой оценке, что значительно выше среднероссийского показателя (ИФО инвестиций в основной капитал в целом по РФ составил 98,6%).

Также важнейшим положительным итогом 2020 года является сохранение положительной динамики по реальной заработной плате - 102,8% к уровню 2019 года (по РФ - 103,8%), что свидетельствует о выполнении обязательств работодателей перед работниками в полном объеме.

В 2021 году Нижегородская область преодолела спад 2020 года и вышла на траекторию роста. Прирост обеспечили как несырьевые отрасли - обрабатывающая промышленность, строительство, так и показатели потребительской активности.

По итогам января - сентября 2021 года индекс промышленного производства составил 114,2%, в том числе по обрабатывающим производствам - 113,5%. Рост объемов производства отмечался в ключевых для региона отраслях обработки: в производстве автотранспортных средств (121,9%), в металлургическом производстве (120,7%), в производстве нефтепродуктов (116,9%), в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (112,8%), в производстве химических веществ и химических продуктов (112,1%) и др.

Рост объемов работ, выполненных в целом по виду экономической деятельности "Строительство", составил 3,1% к уровню соответствующего периода 2020 года в сопоставимых ценах.

Более активное восстановление отмечено в секторе, ориентированном на потребительский спрос. Оборот розничной торговли в сопоставимой оценке увеличился на 7,7% по сравнению с январем - сентябрем 2020 года, объем платных услуг населению - на 20,2%.

Позитивные тенденции по ключевым показателям по итогам января-сентября 2021 года были достигнуты в том числе за счет реализации комплекса мер государственной поддержки. Основными направлениями поддержки являются: банковские кредиты на льготных условиях, прямая безвозмездная финансовая поддержка субъектам МСП на сотрудника, выдача микрозаймов и предоставление гарантий субъектам МСП, продление сроков уплаты налогов, списание налогов и страховых платежей для организаций и ИП, поддержка транспортных предприятий и др. Общий объем поддержки по состоянию на 7 декабря 2021 г. составил 99,8 млрд руб., в том числе льготная кредитная поддержка - 41,4 млрд руб.

По итогам января-сентября 2021 года наблюдался рост инвестиционной активности - объем инвестиций в основной капитал вырос по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 15,7% (в сопоставимых ценах).

Основной рост инвестиционной активности произошел за счет обрабатывающих производств (в производстве автотранспортных средств рост составил 1,7 раза, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 1,5 раза, бумаги и бумажных изделий - 1,4 раза, химических веществ и химических продуктов - 1,2 раза). Кроме того, существенно увеличились инвестиции в деятельности по операциям с недвижимым имуществом - в 2,1 раза, по транспортировке и хранению - в 1,9 раза, в оптовой и розничной торговле - в 1,7 раза, в сельском хозяйстве - в 1,2 раза.

Одна из причин инвестиционного роста - повышение финансовых результатов нижегородских компаний. За январь - сентябрь 2021 года прибыль прибыльных предприятий выросла в 1,6 раза к аналогичному периоду 2020 года (по кругу крупных и средних организаций). При этом наиболее значительный рост показателя наблюдался в организациях: обрабатывающая промышленность - в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, транспортировка и хранение - в 1,9 раза, оптовая и розничная торговля - в 1,5 раза, обеспечение электрической энергией, газом и паром - в 1,4 раза.

В целях развития инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционного климата в области оказывается государственная поддержка организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, в виде региональных налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество. За январь - сентябрь 2021 года размер государственной поддержки составил 2 143,5 млн руб., в том числе льготы по налогу на имущество - 214,3 млн руб., льготы по налогу на прибыль - 1 929,2 млн руб.

По состоянию на 1 декабря 2021 г. действует 40 инвестиционных соглашений между Правительством Нижегородской области и инвесторами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты, о предоставлении государственной поддержки, по которым предусмотрен объем инвестиций в сумме 393 млрд руб., сохранение и создание 19 210 рабочих мест.

Продолжение реализации в текущем году мер социальной поддержки граждан, принятых на федеральном и региональном уровнях и направленных на поддержание доходов населения, как работающего, так и лишившегося работы, а также семей с детьми, способствовали повышению уровня жизни населения.