ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2020 года № 900
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 9 января 2007 г. № 1
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 9 января 2007 г. № 1 "Об утверждении Концепции миграционной политики Нижегородской области на период до 2025 года" следующие изменения:
1.1. Преамбулу постановления изложить в следующей редакции:
"В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и в целях совершенствования системы управления миграционными процессами Правительство Нижегородской области постановляет:".
1.2. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Управлению по труду и занятости населения Нижегородской области обеспечить подготовку и реализацию государственной программы Нижегородской области в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637.".
1.3. Пункты 4 и 5 изложить в следующей редакции:
"4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области руководствоваться положениями настоящей Концепции при осуществлении своей деятельности в сфере миграции.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Мелик-Гусейнова Д.В.".
1.4. Концепцию миграционной политики Нижегородской области на период до 2025 года, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
КОНЦЕПЦИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
I. Общие положения
Концепция миграционной политики Нижегородской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Нижегородской области по регулированию миграционных процессов на территории Нижегородской области.
Концепция разработана в соответствии с положениями Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889.
II. Условия формирования и реализации миграционной политики
в Нижегородской области
Демографическая ситуация в Нижегородской области (далее также - регион, область) характеризуется снижением численности постоянного населения. За последние 3 года население области сократилось на 44,8 тыс. чел. или на 1,4%.
На изменение численности населения региона оказывают влияние основные демографические процессы: рождаемость, смертность, миграция.
Миграционные процессы являются важной составляющей демографического развития области. Отмечаются крайняя нестабильность миграционных процессов и существенные колебания миграционного прироста (убыли).
В течение последних 10 лет миграция является существенным фактором компенсации естественной убыли населения. Процент компенсации естественной убыли за 2010-2019 годы колебался от 6,6 до 49,6. Коэффициент миграционного прироста в среднем за 2010-2014 годы составлял 14,8 на 10 тыс. человек населения, за 2015-2019 годы - 1,8. В 2016 и 2018 годах наблюдалось отрицательное сальдо миграции. Таким образом, миграционные процессы в области носят нестабильный характер.
Коэффициент миграционного прироста,
на 10 тыс. населения по годам
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
11,2 | 21,1 | 21,2 | 15,2 | 5,4 | 2,1 | -3,5 | 1,8 | -11,6 | 20,0 |
Наибольший вклад в миграционный прирост Нижегородской области вносит внешняя миграция.
В потоках внешней миграции (прибывшие и выбывшие) межрегиональная миграция составляет 65-80%. При этом сальдо межрегиональной миграции за 2015-2018 годы имеет отрицательные значения в размере 1,5-2,5 тыс. человек. Наибольший отток населения происходит в Центральный федеральный округ, в основном, в Москву и Московскую область (от 1,3 до 3,6 тыс. человек ежегодно). В 2019 году зафиксировано положительное сальдо межрегиональной миграции на уровне 1,1 тыс. человек.
Миграционный прирост формируется, прежде всего, за счет международной миграции. Международный миграционный прирост в среднем за последние 5 лет составлял около 2 тыс. человек ежегодно.
Основными государствами, которые поставляют мигрантов и являются определенным источником увеличения численности населения Нижегородского региона, традиционно являются страны ближнего зарубежья (государства Средней Азии и Закавказья, Украина и Беларусь). Доля приезжих из этих стран составляет более 70%, из них около половины - выходцы из Узбекистана и Таджикистана.
Особенностью миграционных процессов является изменение половозрастного состава международных мигрантов. Так, удельный вес лиц трудоспособного возраста в 2019 году снизился по сравнению с 2013 годом на 6 процентных пунктов и составил 82,1%. При этом доля мигрантов старше трудоспособного возраста выросла с 7 до 10%. Данные процессы увеличивают демографическую нагрузку пенсионерами на трудоспособное население и ведут к дополнительным затратам бюджета области. В этой связи необходимо стимулирование привлечения в область переселенцев в активном работоспособном возрасте, являющихся дополнительными трудовыми ресурсами.
Удельный вес детей до 16 лет с 2013 года по 2016 год вырос более чем в 2 раза - до 13,1%, с 2017 года наблюдается снижение показателя. В 2019 году доля прибывших детей составила 7,9%. С учетом большой естественной убыли населения создание условий, способствующих переезду в область семей с детьми, должно стать первоочередной задачей миграционной политики области.
Причины миграции населения очень разнообразны. Отмечается, что за последние 5 лет удельный вес мигрантов, приехавших в область в связи с учебой, снизился с 14,3% до 8,3%.
Мигранты, пребывающие сегодня в регион, по сравнению с их предшественниками, обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.
Таким образом, целесообразным является увеличение образовательной иммиграции. Так как область является крупнейшим образовательным центром, данная задача вполне выполнима. Образовательная миграции имеет большое значение для демографической ситуации и положительно влияет на рынок труда, кроме того, является инструментом миграционной политики и политики интеграции. Так, в 2019 году в образовательных организациях высшего образования Нижегородской области обучались 4 666 иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В текущем году иностранные граждане обучаются в 12 образовательных организациях высшего образования. В области создана комфортная среда для проживания и адаптации иностранных студентов. Например, в 2019 году запущено в эксплуатацию общежитие федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского" на 700 мест.
Увеличение притока мигрантов с целью осуществления трудовой деятельности по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями региона является необходимостью для поступательного развития экономики области. Миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост. Одна из задач - создание условий для привлечения востребованных экономикой квалифицированных специалистов разного профиля.
Важным направлением миграционной политики является создание условий для адаптации и интеграции иностранных граждан. Мероприятия по данному направлению реализуются органами исполнительной власти Нижегородской области совместно с религиозными и некоммерческими организациями в рамках подпрограммы "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Нижегородской области", включенной в государственную программу "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. № 797.
На постоянной основе оказывается поддержка общественно значимой работе социально ориентированных некоммерческих организаций. Ежегодно в регионе ими реализуется цикл проектов и программ, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику межэтнической напряженности и популяризацию национальных культур народов (торжества, приуроченные к национальным праздникам, памятным и юбилейным датам, фестивали и творческие вечера национальных культур, круглые столы и конференции, посвященные обсуждению вопросов межнационального сотрудничества и т.д.). К участию в мероприятиях приглашаются трудовые мигранты и иностранные студенты.
В области реализуются мероприятия по недопущению распространения идеологии радикального ислама и терроризма среди мусульманской общины региона, осуществляется постоянный мониторинг развития межнациональной ситуации в регионе.
Таким образом, характер миграционных процессов и демографическая ситуация на территории Нижегородской области обусловливают необходимость реализации эффективной миграционной политики, учитывающей специфику региона.
Одним из перспективных механизмов миграционной политики является переселение в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Нижегородская область участвует в реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с 2014 года. За данный период в регион переехало 12,4 тыс. соотечественников. В настоящее время в регионе действует программа "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2018 г. № 667 (далее - Программа). Программа направлена на стимулирование и организацию процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Нижегородской области посредством:
- создания организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для постоянного проживания в Нижегородской области;
- регулирования миграционных потоков в целях обеспечения экономики Нижегородской области квалифицированными специалистами и замещения естественной убыли населения.
В реализации мероприятий Программы участвуют все муниципальные районы, муниципальные и городские округа Нижегородской области, за исключением городского округа город Саров и Володарского муниципального района.
В рамках Программы в 2018-2020 годах планировалось переселить 1 912 соотечественников. С 2018 года в регион переехало 2 873 человека, гражданами Российской Федерации стали 2 142 соотечественника.
Реализация мероприятий Программы позволила частично компенсировать естественную убыль населения Нижегородской области (в 2018 году - на 11,4%, в 2019 году - на 11,7%), а также дефицит квалифицированных кадров.
Прогноз демографического развития миграционных процессов Нижегородской области на период до 2025 года показывает, что, несмотря на снижение темпов сокращения численности населения, темпы снижения численности трудовых ресурсов остаются постоянными, что связано с процессами старения населения и увеличением его среднего возраста, в связи с чем реализация мероприятий Программы не утратит своей актуальности и предполагает дальнейшее развитие.
III. Цель, принципы, задачи и приоритетные направления
миграционной политики Нижегородской области
1. Основной целью регулирования миграционных процессов Нижегородской области является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития области, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Нижегородской области, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.
Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем. Она должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в область лиц (в том числе покинувших её), которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами нижегородского сообщества.
2. Основными принципами миграционной политики в Нижегородской области являются:
а) комплексность решения задач миграционной политики с учетом решения задач социально-экономического, культурного, демографического развития Нижегородской области;
б) приоритет интересов Нижегородской области и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
в) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов;
г) координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области в сфере миграции;
д) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации миграционной политики в Нижегородской области;
е) развитие сотрудничества Нижегородской области с государствами - бывшими союзными республиками СССР по регулированию миграционных процессов.
3. Основными задачами миграционной политики в Нижегородской области являются:
а) стимулирование добровольного переселения в Нижегородскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом;
б) содействие в обеспечении социально-экономического комплекса Нижегородской области квалифицированными кадрами по профессиям, востребованным на областном рынке труда;
в) создание условий для адаптации мигрантов к социально-экономическим и культурным условиям жизни в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;
г) создание условий для развития образовательной иммиграции и благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников в целях развития науки;
д) совершенствование механизмов противодействия незаконной миграции.
4. Приоритетными направлениями миграционной политики Нижегородской области являются следующие:
а) в области стимулирования добровольного переселения в Нижегородскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом:
- реализация мероприятий государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
- развитие рынка труда Нижегородской области, обеспечивающего территориальную мобильность рабочей силы и прогрессивные сдвиги в структуре занятости (молодежь, женщины, инвалиды), на основе создания новых и повышения эффективности существующих рабочих мест, улучшения условий и оплаты труда, развития предпринимательства;
- создание условий для миграции в Нижегородскую область предпринимателей и инвесторов;
б) в области обеспечения социально-экономического комплекса Нижегородской области квалифицированными кадрами по профессиям, востребованным на областном рынке труда:
- определение потребности в иностранных работниках с учетом перспектив развития области и регионального рынка труда;
- определение профессий (специальностей), востребованных на рынке труда Нижегородской области, приоритетных для привлечения мигрантов;
- совершенствование федерального и регионального банка вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства;
- развитие разных форм временной и пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, сезонной трудовой миграции, гибких форм занятости и гибкого графика работы;
в) в области обеспечения условий для адаптации мигрантов и их интеграции в российское общество:
- содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
- противодействие социальной исключенности мигрантов и формированию этнических анклавов;