Основные направления
бюджетной и налоговой политики Нижегородской области
на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г., Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889.
1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой
политики Правительства Нижегородской области
в 2017-2020 годах
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2017-2019 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018-2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.
Динамика основных показателей
консолидированного бюджета Нижегородской области
за 2017-2019 годы
млрд. рублей
2017 год | темп роста,% | 2018 год | темп роста,% | 2019 год | темп роста,% | |
Доходы | 175,1 | 106,2 | 195,4 | 111,6 | 214,5 | 109,7 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 151,8 | 105,5 | 169,3 | 111,5 | 182,1 | 107,6 |
Безвозмездные поступления | 23,3 | 110,4 | 26,2 | 112,4 | 32,4 | 123,7 |
Расходы | 178,8 | 105,9 | 186,2 | 104,1 | 215,2 | 115,6 |
Дефицит/Профицит | -3,7 |
| 9,2 | -0,7 |
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2019 году получены в объеме 214,5 млрд. рублей и увеличились за 2017-2019 годы на 39,4 млрд. рублей или на 22,5%.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2019 году исполнены в объеме 215,2 млрд. рублей и увеличились за 2017-2019 годы на 36,4 млрд. рублей или на 20,4%.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.
Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе в части повышения заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и осуществления социальных выплат гражданам.
Начиная с 2019 года, реализуются мероприятия в рамках 11 национальных проектов, на которые было направлено 23,1 млрд. рублей федеральных и областных средств.
Кроме того, с привлечением средств федерального бюджета реализованы мероприятия по развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, реализованы программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Осуществлена поддержка реального сектора экономики, посредством субсидирования затрат промышленных предприятий на модернизацию и расширение производства, субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков организаций сельского хозяйства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.
Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления Федерального казначейства по Нижегородской области.
Улучшение ситуации с поступлением доходных источников, получение дополнительных доходов в бюджет области, формирование бюджета с профицитом позволили за 2018-2019 годы существенно снизить долговую нагрузку - на 12,1 процентных пункта (с 63,5% до 51,1%), что ниже уровня, предусмотренного условиями соглашений, заключенных с Минфином России, на 8,9 процентных пункта - по условиям соглашений 60%).
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2017-2019 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;
- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";
- проведение оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований;
- проведение оценки эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;
- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;
- применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;