(с изменениями на 31 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 25.01.2022 N 31, от 28.04.2022 N 238, от 03.08.2022 N 483, от 03.03.2023 N 110, от 23.06.2023 N 353, от 07.03.2024 N 122, от 31.10.2024 N 618)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.07.2023 N 400 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 07.03.2024 N 122)
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия" (далее - Программа).
(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 07.03.2024 N 122)
2. Определить ответственным координатором реализации Программы Министерство образования и науки Республики Бурятия.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
А.ЦЫДЕНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2021 - 2030 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 07.03.2024 N 122, от 31.10.2024 N 618)
Настоящая Государственная программа "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия" (далее - Государственная программа) разработана на основании положений Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666, Конституции Республики Бурятия, Закона Республики Бурятия от 13.12.2013 N 240-V "Об образовании в Республике Бурятия", Закона Республики Бурятия от 10.06.1992 N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия", Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 N 383-V "О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия", Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI, Стратегии развития бурятского языка на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.05.2019 N 228, Концепции преподавания родных языков (2020 г.), Концепции Государственной программы "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия в 2021 - 2030 годах", одобренной на заседании Комиссии по бурятскому языку при Главе Республики Бурятия 5 февраля 2020 года.
В современную эпоху глобализации становится актуальной проблема сохранения и развития национального языка. Современное состояние бурятского языка можно охарактеризовать как сложное и требующее комплексного подхода в решении имеющихся проблем, в том числе с применением программно-целевого метода.
Ведущую роль в указанном направлении деятельности играют образовательные организации. Как уполномоченный орган управления сферой образования Министерство образования и науки Республики Бурятия обеспечивает условия для преподавания бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия во всех общеобразовательных учреждениях на территории Республики Бурятия.
В Республике Бурятия в 2022 - 2023 учебном году функционируют 469 образовательных организаций, из них: 2 частные школы; 27 (+1 филиал) государственных бюджетных образовательных учреждений, 440 муниципальных бюджетных образовательных учреждений.
Всего в 2022 - 2023 учебном году охват учащихся, изучающих бурятский язык, по Республике Бурятия составляет 59%, это 89964 школьника из 152274 учащихся.
Бурятский язык преподается в 344 образовательных учреждениях (87573 учащихся), из них: бурятский язык как родной - 106 образовательных учреждений (8420 учащихся), бурятский язык как государственный - 238 образовательных учреждений (79153 учащихся).
В 2022 - 2023 учебном году количество учащихся, изучающих бурятский язык как родной, увеличилось на 202 учащихся (в 2021 - 2022 учебном году - 8218 учащихся; в 2020 - 2021 учебном году - 8122 учащихся); количество учащихся, обучающихся бурятскому языку как государственному, также увеличилось на 8659 учащихся (в 2021 - 2022 учебном году - 70494 учащихся; в 2020 - 2021 учебном году - 67324 учащихся).
В ходе реализации мероприятий Государственной программы за 2022 год все индикаторы выполнены. По индикатору "Доля охвата общеобразовательных организаций, обеспечивающих изучение бурятского языка в разных формах" во всех 469 школах республики созданы условия для изучения бурятского языка. Для достижения значения показателей индикатора "Доля охвата дошкольных организаций, обеспечивающих изучение бурятского языка в разных формах" созданы условия для изучения бурятского языка в дошкольных образовательных учреждениях.
Обучение бурятскому языку осуществляется в 172 из 347 дошкольных образовательных учреждений, что составляет 46,2% значения показателя индикатора при плановых 45%.
В 2022 - 2023 учебном году в Республике Бурятия в 177 группах из 120 дошкольных образовательных учреждений осуществляется деятельность по погружению в бурятскую языковую среду.
С 1 сентября 2022 года для воспитателей, работающих в этих группах, осуществляется надбавка в 3 тысячи рублей к заработной плате.
За период реализации Государственной программы достигнуты следующие значимые результаты:
В 2022 году в Республике Бурятия продолжена реализация Государственной программы Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021 - 2030 годы". Особенностью этого документа стало изменение концепции работы по сохранению и развитию бурятского языка. К решению вопросов развития бурятского языка привлечены в качестве соисполнителей 11 министерств и ведомств Республики Бурятия, которые работают над созданием активной языковой среды бурятского языка.
Министерствами и ведомствами Республики Бурятия в 2022 году подготовлены и проведены туры и экскурсии на бурятском языке, на бурятском языке оказаны информационные и полиграфические услуги (стенды, плакаты, вывески, видеоролики, печатная продукция), издана литература, пополнен библиотечный фонд государственных и муниципальных библиотек изданиями на бурятском языке, проведены конкурсы, направленные на популяризацию бурятского языка, создаются и поддерживаются электронные информационные ресурсы на бурятском языке, создаются и приобретаются произведения искусства на бурятском языке, в том числе аудиовизуальные и мультимедийные произведения искусства.
На ежегодную премию Главы Республики Бурятия в области развития бурятского языка в 2022 году выделено 3 миллиона рублей (для сравнения в 2021 году фонд премии составлял 1 миллион рублей).
По линии Министерства образования и науки Республики Бурятия проведена работа по разработке и утверждению примерных образовательных программ по бурятскому языку и литературе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Для детей - победителей различных конкурсов и олимпиад организовываются профильные смены с погружением в бурятскую языковую среду. Отдельным проектом внутри профильных смен была запущена акция "Экскурсионный трамвай на бурятском языке", где ребята знакомятся с историей города Улан-Удэ на бурятском языке.
Особое внимание уделено кадровому обеспечению развития бурятского языка. Целевое обучение учителей бурятского языка с 2017 года организовано в Бурятском государственном университете имени Доржи Банзарова благодаря поддержке Правительства Республики Бурятия. В настоящее время здесь обучаются 95 студентов, которым с 2020 года предусмотрена ежемесячная мера поддержки в виде стимулирующей выплаты (стипендии) в размере 4850 рублей.
В 2022 году целевое обучение в Бурятском государственном университете имени Доржи Банзарова завершили десять первых студентов, которые начали трудовую деятельность в школах Селенгинского, Баргузинского, Мухоршибирского, Тункинского, Еравнинского, Закаменского районов и г. Улан-Удэ.
Необходимо отметить, что в текущем учебном году набраны 15 студентов по направлению подготовки "Филология" (срок обучения 4 года) и 5 студентов на специализацию "Литературный работник, переводчик художественной литературы" (срок обучения 5 лет). Специалисты такого профиля крайне востребованы в республиканских и районных издательствах, СМИ, в общеобразовательных организациях, учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры, органах государственной власти Республики Бурятия.
В целях повышения престижа профессии учителя проводятся профессиональные конкурсы учителей бурятского языка. Так, в 2022 году учитель бурятского языка и начальных классов Орликской средней школы Окинского района и абсолютный победитель Международного конкурса профессионального мастерства "Эрхим багша - 2021" Иванова Арюна Буяндэлгэровна представила Республику Бурятия на I Всероссийском конкурсе "Лучший учитель родного языка и родной литературы", где стала лауреатом II степени в номинации "Медиавизитка".
Также в марте 2022 года впервые прошел республиканский конкурс "Лучший кабинет бурятского языка и литературы", в котором приняли участие образовательные организации по двум номинациям: "Лучший кабинет бурятского языка и литературы общеобразовательных организаций" и "Лучший кабинет бурятского языка дошкольных образовательных организаций". Целью данного конкурса стало выявление и обобщение лучшего опыта организации учебных кабинетов бурятского языка и литературы.
В рамках сохранения и развития бурятского языка по заказу Министерства образования и науки Республики Бурятия создаются теле- и радиопередачи на бурятском языке, способствующие популяризации бурятского языка. Это такие передачи, как "Тухэриг", "Великолепная пятерка", "Багшын булан", "Эрхим багша. Стражи трепещущего времени", "Холын нютаг" и другие.
В ноябре 2022 года проведен международный конкурс профессионального мастерства среди студентов педагогических колледжей, институтов и университетов "Урок родного языка". В 2021 году для участия в конкурсе подали заявки 29 студентов из 6 регионов России, а в 2022 году участие приняли 63 участника из 22 регионов, а также участники из Монголии и Китая, которые демонстрировали фрагмент урока по родному языку с использованием интерактивного оборудования, разработку и демонстрацию уровневых учебных заданий, защищали исследовательские проекты по внеурочной деятельности.
Традиционными мероприятиями для учащихся являются: международный дистанционный слет девятиклассников "Оюун бэлиг", турнир по электронному учебнику бурятского языка, республиканская олимпиада "Гуламта", республиканский конкурс "Абын табан эрдэм" и многие другие.
В 2022 году была проведена дистанционная интерактивная олимпиада для учащихся начальных классов "Хараасгай - Ласточка", районный этап собрал более 3000 детей, на республиканском этапе участие приняли более 700 детей.
Для воспитанников детских садов Министерством образования и науки Республики Бурятия также проводятся олимпиады, конкурсы и другие мероприятия. По заказу Министерства образования и науки Республики Бурятия созданы караоке детских бурятских песен, разработан и функционирует сайт "Номто", которым ежедневно пользуется порядка 2000 человек.
Одним из новых современных форматов по популяризации и развитию бурятского языка посредством адаптированных шоу-игр является интеллектуально-развлекательная игра "Yльгэрэй орон". Впервые она была проведена в 2020 году. В 2021 году охват учащихся составил 3213 учащихся из 40 школ Республики Бурятия. В 2022 году количество участников составило 5060 учащихся из 50 школ.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в процессе реализации Государственной программы Республики Бурятия "Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия в 2021 - 2030 годах", сохраняются негативные тенденции. Среди детей и молодежи снижается количество владеющих бурятским языком. В общеобразовательных школах продолжает сокращаться объем часов изучения бурятского языка как государственного и как родного. В обучении бурятскому языку как государственному остается нерешенной проблема недостаточного развития у детей навыков устной коммуникации. В современных условиях требуется постоянное совершенствование методики преподавания бурятского языка. Слабым местом остается изучение бурятского языка в системе среднего профессионального и высшего образования. Наблюдается сокращение количества наименований и объема тиражей печатных изданий на бурятском языке. Время телевизионного вещания на бурятском языке недостаточно для удовлетворения потребностей жителей Республики Бурятия. Сокращение количества гастролей театров и ведущих творческих коллективов по районам республики с постановками на бурятском языке также является негативным фактором.
Общественные функции бурятского языка не получили расширения: бурятский язык как государственный все еще не стал рабочим языком в органах государственной и муниципальной власти Республики Бурятия и слабо представлен в других сферах общественной жизни.
Мониторинговые исследования состояния обучения бурятскому языку показывают, что в продвижении политики языкового воспитания все еще существуют проблемы неприятия внедрения бурятского языка в учебный процесс как со стороны некоторых родителей, так и отдельных руководителей образовательных учреждений со ссылкой на добровольность выбора родного языка обучающегося. Несмотря на это, процесс совершенствования преподавания бурятского языка и в количественном, и в качественном аспекте продолжается.
Также в ходе проведения семинаров с учителями бурятского языка, организованных в районах Бурятии, была выявлена тенденция перехода от обучения родному языку к формату обучения его как второму государственному, поскольку даже в сельских поселениях с бурятским населением дети говорят на русском языке. Особенно ярко эта тенденция проявляется на ступени дошкольного образования. Таким образом, первоочередной задачей выступает сохранение позиций в организациях, где бурятский язык изучается как родной.
Анализ результатов реализации Государственной программы показывает, что, несмотря на предпринятые усилия в деле сохранения и развития бурятского языка в Республике Бурятия, не все поставленные цели были достигнуты по причине наличия целого ряда сдерживающих факторов, среди которых: