Красноярский край является одним из крупнейших многонациональных и поликонфессиональных регионов России. Согласно данным последней переписи населения, проведенной в 2010 году, на его территории проживают представители 159 национальностей (2002 г. - 137, 1989 г. - 124). Большинство из них на протяжении многих веков жили в мире и согласии, совместно осваивали огромные территории на берегах Енисея, внося посильный вклад в историю Красноярского края, в развитие его экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов.
Изменения, произошедшие с начала 1990-х годов во всех сферах жизни России, потребовали от органов государственной власти новых подходов в реализации государственной национальной политики с учетом региональных особенностей.
На федеральном уровне были приняты такие документы, как Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также иные нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
В Красноярском крае за этот период были приняты такие стратегически важные документы, как Региональная стратегия государственной национальной политики в Красноярском крае на период до 2025 года (утверждена Указом Губернатора края от 05.04.2018 N 97-уг), Концепция региональной национальной политики Красноярского края (утверждена Постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 21.01.1999 N 5-263П), Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017 - 2025 годы (утверждена Распоряжением Правительства Красноярского края от 17.02.2017 N 129-р), а также иные нормативные правовые акты в отношении коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) и российского казачества.
В то же время результаты социологических опросов населения о межнациональных отношениях в субъектах Российской Федерации, проведенных в феврале 2014 года, свидетельствуют о нарастании негативных тенденций и ксенофобских настроений в общественном мнении жителей Красноярского края. Причем многие показатели по краю оказались хуже в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа (далее - СФО).
Так, удельный вес жителей Красноярского края, дающих негативную оценку межнациональным отношениям в своем регионе на протяжении последнего года, составил 25,3% (последнее рейтинговое место в СФО). Для сравнения, в Кемеровской области данный показатель составил 20,8%, Иркутской и Томской областях - по 15,0%, Новосибирской области - 13,8%, Омской - 7,8%, в среднем по СФО - 12,8%.
Более 28,8% населения Красноярского края считают, что в населенном пункте их проживания возможен серьезный конфликт на национальной почве. В большинстве регионов СФО этот показатель значительно лучше: в Омской области - 9,3%, Новосибирской области - 13,1%, Кемеровской и Иркутской областях - 22,4%; в среднем по СФО - 17,9%.
Данная тревожная ситуация стала следствием объективных общероссийских тенденций, а также региональных особенностей Красноярского края.
Ускоренными темпами происходит изменение традиционной, сложившейся на протяжении XIX - XX столетий межнациональной палитры. За последние четверть века численность старожильческих, адаптированных к местным условиям народов (украинцы, белорусы, татары, чуваши, немцы, мордва и другие) уменьшилась в 1,4 - 2 раза. Причина - снижение демографического прироста, миграционная убыль и ассимиляция. Напротив, за этот же период в 1,5 - 3,5 раза увеличили свою численность в крае народы Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии, как по причине усиленной рождаемости, так и вследствие миграционного прироста.
Следует учитывать, что в миграционном вопросе национальный аспект тесно переплетается с религиозным, так как большинство трудовых мигрантов прибывает из мусульманских стран с ортодоксальными, нетипичными для России направлениями ислама. Из 159 национальностей, проживающих в Красноярском крае, 44 придерживаются исламской религии или культуры.
Усиление интолерантного общественного мнения по национальному вопросу происходит из-за некорректного его освещения в центральных и местных СМИ. Красноярские телеканалы и газеты, являющиеся в своей массе частными СМИ, в интересах поддержания своего рейтинга нередко публикуют скандальные материалы. Большое количество позитивных, культурно-просветительских событий и акций, проводимых национальными общественными объединениями, практически не находят отражения в краевых СМИ.
Между тем, как показывают социологические исследования Красноярского края, доминирующую роль в формировании общественного мнения по национальной проблематике оказывают электронные СМИ - телевидение, а для молодежи - Интернет и социальные сети.
В деле воспитания толерантных и интернациональных установок среди детей и молодежи существенно снизилась роль таких традиционных общественных институтов, как семья и школа. Между тем, именно молодежная среда более всего подвержена влиянию национального и религиозного радикализма и экстремизма. Социологические опросы свидетельствуют, что среди обучающихся в старших классах и особенно учащихся технических лицеев Красноярского края очень развита ксенофобия в отношении мигрантов.
Таким образом, в сфере межнациональных отношений на территории Красноярского края имеются следующие угрозы: