(с изменениями на 27 марта 2023 года)
(в ред. распоряжений Правительства Пермского края от 01.06.2021 N 133-рп, от 27.03.2023 N 95-рп)
В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на период до 2030 года;
1.2. план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на период до 2030 года (далее - "дорожная карта").
2. Определить Агентство по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края (далее - Агентство) ответственным за координацию реализации мероприятий "дорожной карты" исполнительными органами государственной власти Пермского края.
3. Исполнительным органам государственной власти Пермского края руководствоваться положениями Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на период до 2030 года при разработке и реализации государственных программ (подпрограмм) и иных плановых документов.
4. Исполнительным органам государственной власти Пермского края, ответственным за реализацию мероприятий "дорожной карты", ежегодно, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, представлять в адрес Агентства информацию о ходе и результатах реализации соответствующих мероприятий "дорожной карты".
5. Агентству в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным:
5.1. представлять председателю Правительства Пермского края сводный доклад о ходе и результатах реализации мероприятий "дорожной карты";
5.2. размещать сводный доклад о ходе и результатах реализации мероприятий "дорожной карты" на едином информационном портале поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, официальном сайте Агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края разработать и утвердить планы мероприятий ("дорожные карты") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на период до 2030 года на муниципальном уровне.
7. Признать утратившими силу:
8. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства - министра промышленности и торговли Пермского края.
И.о. председателя
Правительства Пермского края
О.В.АНТИПИНА
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(в ред. распоряжений Правительства Пермского края от 01.06.2021 N 133-рп, от 27.03.2023 N 95-рп)
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на период до 2030 года (далее - Стратегия) определяет стратегическое видение, приоритетные направления, стратегические цели и задачи развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае (далее - Пермский край, регион) на долгосрочную перспективу.
Стратегия разработана на основании правовых актов Российской Федерации и Пермского края в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
Закона Пермского края от 2 апреля 2010 г. N 598-ПК "О стратегическом планировании в Пермском крае";
паспорта национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденного Министерством экономического развития Российской Федерации;
(в ред. распоряжения Правительства Пермского края от 27.03.2023 N 95-рп)
паспортов региональных проектов "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами", "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства";
(в ред. распоряжения Правительства Пермского края от 27.03.2023 N 95-рп)
иных правовых актов Российской Федерации и правовых актов Пермского края, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства.
При разработке Стратегии учтены предложения субъектов малого и среднего предпринимательства Пермского края (далее - субъекты МСП), собранные и накопленные в рамках проведенного форума "Дни Пермского бизнеса", стратегических сессий и мероприятий для предпринимательского сообщества, состоявшихся в 2019 и 2020 годах, а также в рамках проведенных встреч с общественными организациями.
Основные понятия и определения, используемые в Стратегии:
инновационный территориальный кластер - совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием: объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности); механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности работы каждого предприятия (организации) за счет высокой степени их концентрации и взаимодействия;
партнеры Пермского края - финансовые организации, образовательные организации высшего образования, цифровые компании и иные компании, с которыми Правительство Пермского края заключило соглашение о взаимодействии по совместной деятельности в различных сферах, в ходе которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса);
промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости, размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях смежных субъектов Российской Федерации;
Центр "Мой бизнес" - единая площадка по предоставлению услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, объединяющая организации инфраструктуры поддержки и институты развития в регионе;
центр инноваций социальной сферы (ЦИСС) - структурное подразделение организации инфраструктуры поддержки, оказывающее услуги по информационно-аналитической, консультационной и организационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства.
Малый и средний бизнес в Пермском крае является одним из важнейших факторов развития экономики региона.
Малое и среднее предпринимательство играет важную социально-экономическую роль в развитии современного общества: обеспечивает занятость населения и поступление доходов в бюджет, удовлетворяет потребности рынка в товарах и услугах, способствует развитию инновационных технологий и инвестиционной привлекательности региона.
Сектор малого и среднего предпринимательства в Пермском крае представлен в основном индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями. В частности, около 58,66% от общего количества субъектов МСП являются индивидуальными предпринимателями, 37,73% составляют микропредприятия, 3,31% относятся к категории малых и лишь 0,3% к средним. Общее количество зарегистрированных субъектов МСП на 10 августа 2020 года составило 93787 ед. Из них количество средних предприятий - 274 ед. (5-е место в Приволжском федеральном округе по количеству средних предприятий), количество малых предприятий - 3110 ед. (5-е место по числу малых предприятий Приволжском федеральном округе), количество микропредприятий - 35392 ед. (5-е место по числу микропредприятий Приволжском федеральном округе). Остальные субъекты МСП (55011 ед.) осуществляют свою деятельность в форме индивидуального предпринимательства. По количеству субъектов МСП Пермский край за период 2018-2020 годов стабильно занимает 5-е место среди регионов Приволжского федерального округа (рисунок 1).
При этом по количеству индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. населения Пермский край занимает вторую позицию среди регионов Приволжского федерального округа: при среднем значении показателя среди регионов округа 20,82 предпринимателей на 1 тыс. населения, значение данного показателя в регионе составляет 22,82.
За 2019 г. количество действующих средних и малых (включая микро-) предприятий сократилось по сравнению с предыдущим годом на 6% и 12% соответственно. Ожидаемые значения показателей за 2021 г. предполагают сохранение тенденции к сокращению числа малых и средних предприятий, связанное в том числе с экономической ситуацией, сложившейся в 2020 году в результате ограничительных мероприятий, связанных с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Пермского края. Оценивая факторы, которые влияют на рост издержек малого бизнеса в 2020 году, ожидается, что субъекты малого бизнеса будут в большей степени использовать преимущества, которые дает индивидуальное предпринимательство, а также переход на специальный налоговый режим в виде налога на профессиональный доход (далее - НПД). В связи с этим прогнозируется небольшое изменение структуры малого и среднего предпринимательства - дальнейший рост доли индивидуальных предпринимателей и снижение доли обществ с ограниченной ответственностью. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без сотрудников, будут стремиться к перейти на налоговый режим в виде НПД.
В результате реализации мероприятий по созданию благоприятных условий для осуществления субъектами МСП деятельности на территории Пермского края ожидаемые значения показателей предполагают тенденцию роста числа малых и средних предприятий начиная с 2022 года.
Рассматривая отраслевую структуру сектора малого и среднего предпринимательства в регионе, следует отметить, что на текущий момент основная доля малых и средних предприятий края приходится на отрасль торговли (34%), второе место по количеству предприятий занимает сфера строительства (10,63%), третье место занимает сфера транспортировки и хранения (9,82%). Обрабатывающие производства занимают относительно небольшую долю (7,4%) в структуре малого и среднего предпринимательства Пермского края (рисунок 2).