Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2020 года N 382


О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики от 17 августа 2020 года N 180

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Чеченской Республики от 26.12.2023 N 343.
____________________________________________________________________



В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:


1. Государственную программу Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики", утвержденную Постановлением Правительства Чеченской Республики от 17 августа 2020 года N 180 (в редакции Постановления Правительства Чеченской Республики от 16 октября 2020 года N 305), изложить в новой редакции согласно приложению.


2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Усмаева В.А.


3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Председатель
М.М.ХУЧИЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Чеченской Республики
от 15 декабря 2020 г. N 382



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"

(далее - Государственная программа)



ПАСПОРТ государственной программы

Ответственный исполнитель Государственной программы

Министерство образования и науки Чеченской Республики

Соисполнители Государственной программы

Министерство Чеченской Республики по делам молодежи, Комитет Чеченской Республики по дошкольному образованию, Духовная образовательная организация высшего образования "Российский Исламский университет имени Кунта-Хаджи"

Участники Государственной программы

Министерство информации и печати Чеченской Республики, Министерство Чеченской Республики по физической культуре и спорту, Министерство культуры Чеченской Республики, Государственное казенное научное учреждение "Академия наук Чеченской Республики", Министерство финансов Чеченской Республики

Наименование подпрограмм Государственной программы

Подпрограмма 1. "Обеспечение реализации государственной программы в сфере образования и науки";

Подпрограмма 2. "Развитие общего и дополнительного образования Чеченской Республики";

Подпрограмма 3. "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Чеченской Республики";

Подпрограмма 4. "Развитие системы профессионального образования Чеченской Республики";

Подпрограмма 5. "Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама";

Подпрограмма 6. "Обеспечение реализации государственной программы в сфере дошкольного образования";

Подпрограмма 7. "Развитие системы дошкольного образования Чеченской Республики";

Подпрограмма 8. "Развитие русского языка";

Подпрограмма 9. "Создание в Чеченской Республике (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" в рамках реализации регионального проекта "Современная школа";

Подпрограмма 10. "Реализация мероприятий в области развития образования в рамках реализации подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".

Программно-целевые инструменты Государственной программы

Отсутствуют

Цели Государственной программы

Обеспечение каждому жителю республики доступности качественного образования, соответствующего современным требованиям социально-экономического развития республики;

обеспечение организационных, информационных и методических условий для реализации Государственной программы;

повышение эффективности бюджетных расходов, направленных на развитие системы образования Чеченской Республики;

создание условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности для обучающихся;

обеспечение доступности и повышение качества общего, профессионального и дополнительного образования на территории Чеченской Республики;

создание условий для развития сферы дошкольного образования Чеченской Республики;

обеспечение государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования;

обеспечение доступности качественного общего образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия требованиям социально ориентированного инновационного развития республики;

создание полноценной системы поликультурного образования;

создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы дополнительного образования детей, обеспечивающих увеличение масштаба, качества и разнообразия ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, формирования у него ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения;

обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном среднем профессиональном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в обновлении структуры и содержания, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного профессионального образования;

создание в Чеченской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения;

подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и исламских наук) для образовательных организаций, а также для муниципальных образований Чеченской Республики;

создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию, общее, дополнительное и профессиональное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, социализацию, трудовое и социальное жизнеустройство по достижении ими совершеннолетия;

повышение качества преподавания и изучения русского языка как государственного языка и средства общения в поликультурной и полиязыковой среде;

обеспечение условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций

Задачи Государственной программы

Совершенствование организационных и социально-экономических механизмов для обеспечения равного доступа населения республики к качественным услугам дошкольного, общего, профессионального образования и дополнительного образования детей;

обеспечение функционирования детского технопарка;

обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в государственных и муниципальных образовательных организациях, включая воспитание учащихся;

модернизация общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

обеспечение инновационного развития системы образования, ориентированной на достижение результатов, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам;

формирование научно-теоретических и методических основ поликультурного образования, в том числе - разработка образовательных методик и технологий, создание комплектов базовых учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций;

повышение профессионального уровня педагогов;

совершенствование системы профессионального образования, обеспечивающей потребности экономики республики в квалифицированных кадрах и востребованность каждого выпускника на рынке труда;

формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов;

обеспечение доступности профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья;

совершенствование содержания и технологий профессионального образования;

повышение качества учебно-воспитательного процесса в средних профессиональных образовательных организациях;

совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;

строительство новых общеобразовательных организациях;

разработка и апробация образовательных технологий, необходимых для реализации образовательных программ по направлению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (специалисты в области теологии и исламских наук) для образовательных организаций Чеченской Республики;

повышение доступности дошкольного образования в Чеченской Республике;

увеличение охвата детей дошкольным образованием за счет новых форм;

обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования;

укрепление материально-технической базы системы дошкольного образования;

обеспечение доступности образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья специального (коррекционного) образования в образовательных организациях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

создание условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям с проблемами в развитии (ППМС-центры, ПМПК, центры ранней помощи и т.д.);

апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание необходимой адаптивной среды в ОУ посредством укрепления учебно-материальной базы организаций, решающих задачи интегрированного, инклюзивного, дистанционного или специального образования и комплексного сопровождения процессов обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

обеспечение условий трудовой и профессиональной подготовки на базе специальных (коррекционных) образовательных организаций и организаций системы СПО и ВПО для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их психофизиологическими возможностями и потребностями современного рынка труда;

обеспечение равных возможностей детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для самореализации и социализации через включение в социально-значимые события различные виды социальной, творческой деятельности;

создание системы обучения и просвещения родителей детей-инвалидов с использованием дистанционных и других форм с целью повышения их родительского потенциала для создания ребенку необходимых семейных условий воспитания, реабилитации и профилактики вторичных психологических нарушений;

совершенствование условий для всестороннего распространения русского языка в Чеченской Республике;

поддержка, сохранение и распространение успешных практик преподавания и изучения русского языка;

обучение русскому языку (в том числе как родному и как неродному);

повышение квалификации и переподготовка преподавателей русского языка и литературы;

создание новых учебно-методических рекомендаций в помощь преподавателям русского языка и литературы, изучающим русский язык;

проведение олимпиад и конкурсов по русскому языку и литературе;

популяризацию русского языка и литературы по каналам средств массовой информации;

проведение форумов, конференций, круглых столов, фестивалей, праздников и других аналогичных мероприятий, направленных на популяризацию русского языка и русской литературы.

Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы

Доля государственных услуг Министерства образования и науки Чеченской Республики, по которым утверждены административные регламенты их оказания, в общем количестве государственных услуг, оказываемых Министерством образования и науки Чеченской Республики;

укомплектованность Министерства образования и науки Чеченской Республики государственными гражданскими служащими;

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к среднемесячной заработной плате в Чеченской Республике

удельный вес численности работников образования, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку по программам, отвечающим современным квалификационным требованиям;

охват детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья образовательными услугами коррекционного образования;

доля общеобразовательных организаций, в которых обеспечены возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации, в общем количестве общеобразовательных организаций;

доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании;

количество проведенных мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в области образования в отношении образовательных организаций общего и профессионального образования, расположенных на территории Чеченской Республики, иных осуществляющих образовательную деятельность организаций, а также органов местного самоуправления Чеченской Республики, осуществляющих управление в сфере образования;

наличие функционирующей региональной системы независимой оценки качества начального общего, основного общего и среднего общего образования;

доля средств бюджета Чеченской Республики, выделяемых негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям на предоставление услуг, в общем объеме средств указанного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере дополнительного образования детей;

удельный вес численности обучающихся, занимающихся в зданиях, требующих капитального ремонта или реконструкции;

удельный вес численности обучающихся в зданиях, имеющих все виды благоустройств;

количество зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, в которых реализованы мероприятия по благоустройству зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации;

доля зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, в которых реализованы мероприятия по благоустройству зданий государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации;

количество компенсационных выплат;

доля педагогических работников общеобразовательных организаций, получивших вознаграждение за классное руководство, в общей численности педагогических работников такой категории;

доля субъектов Российской Федерации, в которых обновлено содержание и методы обучения предметной области "Технология" и других предметных областей;

число общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, обновивших материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей накопительным итогом;

численность обучающихся, охваченных основными и дополнительными общеобразовательными программами цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей накопительным итогом;

число созданных новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа накопительным итогом;

доля субъектов Российской Федерации, в которых ликвидировано обучение в 3-ю смену;

обеспечена возможность изучать предметную область "Технология" и других предметных областей на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в т.ч. детских технопарков "Кванториум";

количество образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых обновлена материально-техническая база накопительным итогом;

количество созданных новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа накопительным итогом;

для учителей предметной области "Технология" действует система повышения квалификации на базе детских технопарков "Кванториум", организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики;

обеспечено внедрение обновленных примерных основных общеобразовательных программ, разработанных в рамках федерального проекта, в общеобразовательные организации;

не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества;

не менее 70% организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, реализуют общеобразовательные программы в сетевой форме;

не менее чем в 70% общеобразовательных организациях реализуются механизмы вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием общеобразовательной организации;

количество новых мест, создаваемых в целях достижения результата регионального проекта "Современная школа";

в Российской Федерации ликвидировано обучение в 3-ю смену накопительным итогом;

доля детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных дополнительным образованием;

число детей, охваченных деятельностью детских технопарков "Кванториум" (мобильных технопарков "Кванториум") и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленностей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации;

число участников открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", "Уроки настоящего" или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектов, направленных на раннюю профориентацию;

число региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создаваемых и реализующих программы с учетом опыта Образовательного фонда "Талант и успех", участниками которых стали не менее 5% обучающихся по образовательным программам основного и среднего общего образования;

количество общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности, в которых обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом накопительным итогом;

количество созданных детских технопарков "Кванториум" накопительным итогом;

доля детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы, в том числе с использованием дистанционных технологий;

количество созданных ключевых центров дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы накопительным итогом;

количество созданных мобильных технопарков "Кванториум" (для детей, проживающих в сельской местности и малых городах);

внедрены методические рекомендации по механизмам вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием образовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ;

не менее чем 70% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вовлечены в различные формы наставничества;

к 2024 году, обучающимся 5 - 11 классов предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения;

количество созданных новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей;

количество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе с привлечением некоммерческих организаций (далее - НКО), нарастающим итогом с 2019 года;

доля граждан, положительно оценивших качество услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи, от общего числа обратившихся за получением услуги;

количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и профессионального образования;

доля обучающихся по программам общего образования, дополнительного образования для детей и профессионального образования для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе обучающихся по указанным программам;

доля образовательных организаций, реализующих программы общего образования, дополнительного образования детей и профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в общем числе образовательных организаций;

доля обучающихся по программам общего образования и профессионального образования, использующих федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды для "горизонтального" обучения и неформального образования, в общем числе обучающихся по указанным программам;

доля педагогических работников общего образования, прошедших повышение квалификации в рамках периодической аттестации в цифровой форме с использованием информационного ресурса "одного окна" ("Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"), в общем числе педагогических работников общего образования;

доля учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников";

в Чеченской Республике обеспечена деятельность центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и аккредитационные центры системы образования;

доля педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку профессиональной квалификации;

удельный вес численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования;

доля муниципальных образований в Чеченской Республике, реализующих общеобразовательные программы с учетом концепций преподавания учебных предметов (предметных областей);

доля региональных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования;

удельный вес педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

удельный вес участников профессиональных конкурсов педагогов от общего числа педагогических работников;

доля экспертов для участия в контрольно-оценочных процедурах, прошедших подготовку и (или) повышение квалификации;

удельный вес произведенных с привлечением экспертов процедур государственной аккредитации образовательных организаций;

доля детей по категориям места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям в Чеченской Республике;

удельный вес образовательных организаций, в которых внедрены механизмы эффективного контракта;

наличие региональных оценочных инструментов для проведения внутрирегионального анализа и оценки качества образования;

региональный проект "Социальная активность";

численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, профессионального и высшего образования, накопительным итогом;

доля граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность;

доля молодежи, задействованной в мероприятиях по вовлечению в творческую деятельность;

доля студентов, вовлеченных в клубное студенческое движение;

количество созданных центров (сообществ, объединений) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений;

численность координаторов добровольцев (волонтеров), прошедших обучение в соответствии с разработанными образовательными программами по обучению по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, накопительным итогом;

численность лиц, охваченных рекламной компанией в целях достижения результата регионального проекта "Социальная активность" "В целях популяризации добровольчества (волонтерства) проведена информационная и рекламная кампания, в том числе рекламные ролики на ТВ и в сети "Интернет", охват аудитории теле- и радиорекламы составляет не менее 10 000 000 человек ежегодно, а также в сети "Интернет" и социальных сетях размещается не менее 1 000 информационных материалов в год";

доля студентов, охваченных мероприятиями в целях достижения результата регионального проекта "Социальная активность" "Реализован комплекс проектов и мероприятий для студенческой молодежи, направленный на формирование и развитие способностей, личностных компетенций для самореализации и профессионального развития", накопительным итогом;

численность лиц, принявших участие в мероприятиях, направленных на достижение результата регионального проекта "Социальная активность" "Ежегодно, начиная с 2019 года, в весенне-летний период разработаны и проведены 10 образовательных программ в рамках Форума молодых деятелей культуры и искусства "Таврида". На базе образовательного центра для молодых деятелей культуры и искусства "Арт-резиденция "Таврида", начиная с 2022 года, ежегодно в период с сентября по июнь включительно проводятся по две 10-дневные смены";

доля образовательных организаций, расположенных на территории Чеченской Республики, обеспеченных Интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/с - для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также гарантированным интернет-трафиком;

доля педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

доля образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, в которых созданы современные материально-технические условия в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве организаций, реализующих адаптированные образовательные программы;

повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения в соответствии с ФГОС СПО;

обеспечение средних профессиональных образовательных организаций современным учебно-производственным оборудованием;

доля студентов средних профессиональных образовательных организаций, участвующих в региональных чемпионатах профессионального мастерства WSR, региональных этапах, всероссийских олимпиад профессионального мастерства, от общего числа обучающихся по наиболее востребованным перспективным профессиям и специальностям СПО;

удельный вес числа организаций профессионального образования и высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ;

доля профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляется подготовка кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям, требующим профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций;

доля специальностей профессионального образования, по которым выпускники основных образовательных программ проходят сертификацию квалификаций, в общем количестве специальностей профессионального образования;

доля профессий/специальностей из заявленной области подготовки из перечня ТОП-50, по которым будет осуществлен прием на обучение по программам, разработанным на основе новых ФГОС;

количество профессий и специальностей, входящих в заявленную область подготовки по перечню ТОП-50, по которым участниками сети разработаны программы модулей/дисциплин и т.п., предусматривающие применение электронного обучения, ДОТ;

количество педагогических работников образовательных организаций - участников сети, прошедших повышение квалификации по стандартам Ворлдскиллс;

количество педагогических работников образовательных организаций участников сети, прошедших повышение квалификации (стажировку) на базе МЦК;

доля студентов, обучающихся по профессиям и специальностям СПО из заявленной области подготовки по перечню ТОП-50 в общей численности студентов, обучающихся по профессиям и специальностям СПО из перечня ТОП-50;

доля профессий и специальностей СПО из заявленной области подготовки по перечню ТОП-50, по которым внедрена ГИА в форме демонстрационного экзамена, в общем числе реализуемых профессий и специальностей из заявленной области подготовки по перечню ТОП-50;

доля студентов/выпускников образовательных организаций, входящих в сеть, принявших участие в конкурсах "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия) регионального уровня/уровня федерального округа/национального и международного уровня) по профессиям/специальностям, входящим в заявленную область подготовки по перечню ТОП-50;

доля контрольных цифр приема для обучения по профессиям/специальностям, входящим в заявленную область подготовки из перечня ТОП-50, в общем объеме контрольных цифр приема по программам профессионального образования в Чеченской Республике;

доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам профессионального образования, итоговая аттестация в которых проводится в форме демонстрационного экзамена;

доля обучающихся, завершающих обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам профессионального образования, прошедших аттестацию с использованием механизма демонстрационного экзамена;

число центров опережающей профессиональной подготовки накопительным итогом;

число мастерских, оснащенных современной материально-технической базой по одной из компетенций накопительным итогом;

в Чеченской Республике внедрены программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев;

не менее 70% обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам профессионального образования, вовлечены в различные формы наставничества;

не менее 500 преподавателей (мастеров производственного обучения) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам профессионального образования, прошли повышение квалификации по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, из них не менее 10 тыс. преподавателей (мастеров производственного обучения) сертифицированы в качестве экспертов Ворлдскиллс;

выпуск специалистов в области теологии и исламских наук;

проведение регулярных курсов повышения квалификации для имамов мечетей и педагогов школ по духовно-нравственному воспитанию;

доля воспитанников учреждений дошкольного образования, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников учреждений дошкольного образования, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования;

доля педагогических и руководящих работников учреждений дошкольного образования, прошедших повышение квалификации и переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждений дошкольного образования Чеченской Республики за год;

доля учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, в которых внедрены механизмы эффективного контракта с педагогическими работниками учреждений дошкольного образования, в общем количестве учреждений дошкольного образования Чеченской Республики;

доля учреждений дошкольного образования Чеченской Республики, в которых внедрены механизмы эффективного контракта с руководителями учреждений дошкольного образования, в общем количестве учреждений дошкольного образования Чеченской Республики;

отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждений дошкольного образования к среднемесячной заработной плате учреждений общего образования Чеченской Республики;

количество отремонтированных и вновь построенных и введенных в действие детских садов;

отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, получающих дошкольное образование в школе;

доступность дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет (отношение численности детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от двух месяцев до трех лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования);

укомплектованность Комитета Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию государственными гражданскими служащими;

количество вновь созданных мест в учреждениях дошкольного образования в год, в том числе:

количество дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 3 до 7 лет, созданных в ходе реализации региональной программы (иные межбюджетные трансферты);

количество дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, созданных в ходе реализации региональной программы (иные межбюджетные трансферты);

количество дополнительных мест в дошкольных организациях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, созданных за счет капитального ремонта (компенсирующие места);

количество дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет в образовательных организациях, созданных в ходе реализации региональной программы (субсидия);

количество дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, созданных в ходе реализации региональной программы (субсидия);

количество созданных дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, созданных за счет капитального ремонта и перепрофилирования (компенсирующие места);

численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации;

количество изданий в том числе, учебные материалы для изучения родных языков народов Российской Федерации;

количество проанализированных дополнительных профессиональных программ для учителей родного языка;

количество разработанных дополнительных профессиональных программ по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации;

количество актуализированных дополнительных профессиональных программ по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации;

количество разработанных дополнительных профессиональных программ по проблемам государственной языковой политики, по отдельным вопросам преподавания родных языков;

количество актуализированных дополнительных профессиональных программ по проблемам государственной языковой политики, по отдельным вопросам преподавания родных языков;

численность педагогических работников, прошедших повышение квалификации и переподготовку по проблемам государственной языковой политики, по отдельным вопросам преподавания родных языков;

количество выявленных и описанных лучших практик, и моделей, обеспечивающих решение вопросов совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации, проблем государственной языковой политики, по отдельным вопросам преподавания родных языков;

количество проведенных стажировочной площадкой мероприятий всероссийского и межрегионального уровней по обобщению и распространению опыта обучения русскому языку (конференции, семинары, совещания, круглые столы, фестивали и т.д.);

участие в ежегодной итоговой всероссийской конференции по обобщению опыта обучения русскому языку и дессиминации данного опыта регионов доноров и реципиентов на территории Российской Федерации;

количество новых мест, создаваемых в целях достижения результата регионального проекта "Современная школа" "Создание новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта "Современная образовательная среда для школьников") накопительным итогом;

удельный вес численности обучающихся, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций;

удельный вес численности обучающихся, занимающихся в третью смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций.

Этапы и сроки реализации Государственной программы

2020 - 2024 годы

Выделение этапов не предусматривается

Объемы ассигнований Государственной программы

Общий объем финансирования Государственной программы составляет 150 536 809,542 тыс. рублей,

в том числе по годам:

- в 2020 году - 38 524 449,288 тыс. рублей;

- в 2021 году - 30 628 427,323 тыс. рублей;

- в 2022 году - 30 135 585,567 тыс. рублей;

- в 2023 году - 25 624 173,682 тыс. рублей;

- в 2024 году - 25 624 173,682 тыс. рублей.

из них:

- средства федерального бюджета, по предварительной оценке: 23 709 175,100 тыс. рублей, в том числе:

- в 2020 году - 10 504 210,100 тыс. рублей;

- в 2021 году - 9 286 734,300 тыс. рублей;

- в 2022 году - 3 898 566,900 тыс. рублей;

- в 2023 году - 9 831,900 тыс. рублей;

- в 2024 году - 9 831,900 тыс. рублей.

- средства республиканского бюджета, по предварительной оценке: 126 827 634,442 тыс. рублей, в том числе:

- в 2020 году - 28 020 239,188 тыс. рублей;

- в 2021 году - 21 341 693,023 тыс. рублей;

- в 2022 году - 26 237 018,667 тыс. рублей;

- в 2023 году - 25 614 341,782 тыс. рублей;

- в 2024 году - 25 614 341,782 тыс. рублей.

- внебюджетные средства, по предварительной оценке: 0,000 тыс. рублей, в том числе:

- в 2020 году - 0,000 тыс. рублей;

- в 2021 году - 0,000 тыс. рублей;

- в 2022 году - 0,000 тыс. рублей;

- в 2023 году - 0,000 тыс. рублей;

- в 2024 году - 0,000 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

В результате реализации Государственной программы предполагается:

обеспечение соответствия уровня качества и доступности образования в Чеченской Республике современным требованиям;

увеличение удельного веса обучающихся в первую смену;

выполнение требований законодательства в области социальной поддержки отдельных категорий граждан;

обеспечение доступности и повышение качества общего образования, предоставляемого муниципальными учреждениями на территории Чеченской Республики;

снижение количества нарушений законодательства в сфере образования Чеченской Республики;

обеспечение деятельности Министерства образования и науки Чеченской Республики;

сформирован банк лучших дополнительных общеобразовательных программ, созданы стажировочные площадки для методического обеспечения, организации дополнительного профессионального образования педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности;

внедрение механизмов персонифицированного финансирования; повышение конкурентоспособности системы дополнительного образования;

реализация социальных гарантий педагогическим работникам;

методические рекомендации по разработке примерных образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования подготовлены и утверждены;

поддержка на конкурсной основе среди общеобразовательных организаций республики, внедряющих современные модели поддержки школ (в том числе с низкими результатами обучения и функционирующих в сложных социальных условиях);

вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования;

модернизация инфраструктуры общего образования (строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкупа) зданий (пристройки к зданию) общеобразовательных организаций, расположенных в Чеченской Республике, в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

обеспечено повышение доступности современных условий образования в сельской местности и малых городах за счет ввода новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа;

к концу 2021 года ликвидировано обучение в 3-ю смену за счет ввода новых мест, оснащенных необходимой материально-технической базой, позволяющей реализовывать обновленные образовательные программы;

создание новых мест в общеобразовательных организациях осуществлено в рамках региональных программ, которые включают в себя мероприятия по модернизации инфраструктуры общего образования (строительство зданий (пристройки к зданию), приобретение (выкупа) зданий (пристройки к зданию) общеобразовательных организаций) расположенных в Чеченской Республике, в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Региональные программы софинансируются из федерального бюджета, в том числе в рамках отдельной субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в которых согласно федеральному статистическому наблюдению обучение проводится в 3-ю смену;

создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей, созданы условий для реализации дистанционных программ обучения, в том числе на базе сетевого партнерства:

в 4 организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, обновлена материально-техническая база, созданы условия для реализации дистанционных программ обучения определенных категорий, обучающихся;

обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием;

за счет средств федеральной субсидии созданы новые места в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей;

реализация мероприятий по созданию центра в соответствии с утвержденной Минпросвещения России целевой моделью. Центры, используя возможности образовательных организаций высшего образования (кадровые, инфраструктурные, материально-технические) обеспечивают обучение детей по актуальным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в рамках решения кадровых задач Стратегии научно-технологического развития. К реализации дополнительных общеобразовательных программ в таких центрах привлечены преподаватели и научные сотрудники организаций высшего образования;

реализованы мероприятия по обновлению материально-технической базы в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности. К 2024 году на обновленной материально-технической базе в не менее чем 180 общеобразовательных организациях не менее 104 тыс. детей (нарастающим итогом к 2018 году) обучаются по обновленным программам по предмету "Физическая культура", а также дополнительным общеобразовательным программам, реализуемых во внеурочное время;

обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;

создание условий для повышения компетентности родителей, обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям;

развитие добровольчества (волонтерства), развитие талантов и способностей у детей и молодежи, в т.ч. студентов, путем поддержки общественных инициатив и проектов;

создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы;

соответствие уровня материально-технического обеспечения специальных (коррекционных) образовательных организаций требованиям организации образовательного процесса;

соответствие содержания и технологий системы профессионального образования современным требованиям;

улучшение материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС;

увеличение доли высококвалифицированных кадров;

переподготовка руководящего состава в образовательных организациях профессионального образования;

внедрение системы контроля качества профессионального образования;

модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100% профессиональных образовательных организациях к 2024 году;

подготовка специалистов, обладающих высокой степенью образованности, как в области религиозных, так и светских наук; выпуск специалистов по воспитанию и пропаганде культуры ислама среди населения, способных преподавать в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях;

обеспечение соответствия уровня качества и доступности дошкольного образования в Чеченской Республике современным требованиям;

повышение эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования Чеченской Республики;

повышение уровня доступности дошкольного образования в Чеченской Республике;

снижение количества нарушений законодательства в сфере дошкольного образования Чеченской Республики;

надлежащее состояние имущества, достаточный уровень обеспечения деятельности структурных подразделений Комитета Правительства Чеченской Республики по дошкольному образованию;

повышение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;

в результате строительства дошкольных учреждений будут созданы 103500 мест, для обеспечения 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

повышение уровня доступности дошкольного образования в Чеченской Республике;

осуществление целевого набора магистров и аспирантов по направлениям "Русский язык" и "Русская литература", проведение профессиональных конкурсов среди учителей школ, преподавателей, аспирантов и студентов вузов по различным номинациям в области русской филологии;

грантовое обеспечение лучших исследований в области русской филологии учителей школ, преподавателей, аспирантов и студентов вузов;

поддержка, сохранение и распространение успешных практик преподавания и изучения русского языка;

популяризация русского языка и литературы по каналам средств массовой информации; совершенствование условий для всестороннего распространения русского языка в Чеченской Республике;

совершенствование условий для развития кадрового и методического потенциала в сфере обучения русскому языку (как родному, как неродному, как иностранному) в Чеченской Республике;

увеличение удельного веса обучающихся в первую смену.



1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Государственной программы и прогноз развития на перспективу


Государственная программа разработана в соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики".


В Государственной программе учтены мероприятия Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642


Сфера образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.


В настоящее время в Чеченской Республике обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.


Развитие системы образования Чеченской Республики в последние годы осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта "Образование", подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 309.


Вместе с тем преобразования в отрасли проводятся недостаточно высокими темпами, поэтому уровень развития регионального образования по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития республики.


В этой связи проведен анализ имеющихся проблем по каждому направлению сферы образования Чеченской Республики.


1. Общее образование. В системе общего образования Чеченской Республики функционируют образовательные организации различного уровня, предоставляющие различные образовательные услуги.


Учебно-воспитательный процесс в организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования Чеченской Республики ведут 25339 педагогических работников. В 118 общеобразовательных организациях обучение ведется в одну смену, 288 организаций осуществляют обучение в две смены и 73 учреждения - в три смены.


В Чеченской Республике функционируют Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Чеченский институт повышения квалификации работников образования" и Государственное казенное учреждение "Институт развития чеченского языка и истории".


Изменения, произошедшие за последнее время в системе общего образования Чеченской Республики, свидетельствуют о достаточно быстрых темпах ее восстановления. В республике в настоящее время обеспечено стабильное функционирование системы общего образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, улучшаются материальные и организационные условия для обучения в общеобразовательных организациях, реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы общего образования.


2. Дополнительное образование. Система дополнительного образования Чеченской Республики проводит свою деятельность по пяти направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, техническое творчество, эколого-биологическое.


В сфере дополнительного образования Чеченской Республики функционируют 67 организаций.


3. Профессиональное образование. При реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития Чеченской Республики система профессионального образования приобретает особое значение как одного из основных ресурсов необходимого кадрового обеспечения. Главной проблемой системы профессионального образования республики является ее отставание от требований предприятий - заказчиков кадров к качеству подготовки рабочих и специалистов при высоком спросе на рабочие специальности среднего звена на рынке труда.


4. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В зоне особого внимания Главы и Правительства Чеченской Республики находится вопрос социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Развиваются семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализуется целый комплекс мероприятий по социальной поддержке семей, взявших на воспитание детей.


Однако не решена полностью задача обеспечения равного качества образовательных услуг, независимо от места жительства, по-прежнему актуальной остается проблема обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь детей-инвалидов, которые не могут посещать школу.


5. Дошкольное образование. Основной проблемой дошкольного образования является неспособность в условиях демографического подъема удовлетворить растущие потребности населения республики в получении дошкольного образования.


За последние годы ситуация в дошкольном образовании Чеченской Республики существенно изменилась, за период 2013 - 2019 годов по различным программам всего создано 40 430 мест, в том числе: построены и сданы в эксплуатацию 57 дошкольных образовательных организаций на 7607 мест, реконструировано 13 организаций на 1940 мест, возвращено в систему дошкольного образования ранее переданных зданий - 19 садов на 1980 мест, приобретены (выкуплены) в собственность Чеченской Республики 12 зданий детских дошкольных образовательных учреждений на 1860 мест, за счет иных мероприятий (капитальный ремонт, группы кратковременного пребывания, дополнительные группы в функционирующих детских садах, развитие негосударственного сектора, компенсирующие места в функционирующих детских садах) создано 27 043 дошкольных места.


Также увеличился охват детей дошкольным образованием с 11% в 2012 году до 58,8% в 2019 году.


К концу 2019 года, по официальным данным Чеченстата, в системе дошкольного образования Чеченской Республики функционировало 459 учреждений на 58 214 мест, в которых насчитывалось 81 443 детей, в том числе:


- 37 государственных дошкольных образовательных организаций;


- 392 муниципальная дошкольная образовательная организация;


- 30 негосударственных дошкольных образовательных организаций.


Требует решения задача повышения качества образования на основе развития и использования информационно-коммуникационных технологий.


Основной проблемой системы образования республики, как и в целом по России, является обеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной готовности к деятельности в условиях модернизации образования. Медленно происходит обновление педагогического состава. Растет число учителей пенсионного возраста, сокращается доля молодых специалистов.


Для решения комплекса проблем в сфере образования требуются масштабные, системные изменения, охватывающие все уровни образования. Иначе проблемы в сфере образования не только сохранятся, но и будут нарастать, что повлияет на качество образовательных услуг и приведет к увеличению доли неэффективных расходов в сфере образования.


Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений, обуславливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках Государственной программы.


В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию на всех его уровнях, что спровоцирует социальное расслоение населения.


Более подробно анализ состояния и прогноз развития сферы образования и молодежной политики изложен в соответствующих разделах подпрограмм: "Обеспечение реализации Государственной программы в сфере образования и науки"; "Развитие общего и дополнительного образования Чеченской Республики"; "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов чеченской Республики"; "Развитие системы профессионального образования Чеченской Республики"; "Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама"; "Обеспечение реализации Государственной программы в сфере дошкольного образования"; "Развитие системы дошкольного образования Чеченской Республики"; "Развитие русского языка"; "Создание в Чеченской Республике (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" в рамках реализации регионального проекта "Современная школа"; "Реализация мероприятий в области развития образования в рамках реализации подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016 - 2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".



2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) реализации Подпрограммы, основные ожидаемые конечные результаты Подпрограммы, сроки ее реализации


В современных условиях образование является фактором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реального сектора экономики, благосостояния и благополучия каждого гражданина.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»