(с изменениями на 9 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Чеченской Республики от 14.03.2024 N 59, от 09.09.2024 N 208)
В соответствии с Постановлением Правительства Чеченской Республики от 29 сентября 2023 года N 247 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Чеченской Республики" Правительство Чеченской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики" (далее - Программа).
2. Признать утратившими силу с 1 января 2024 года:
Постановление Правительства Чеченской Республики от 17 августа 2020 года N 180 "Об утверждении государственной программы "Развитие образовании Чеченской Республики";
Постановление Правительства Чеченской Республики от 28 декабря 2022 года N 337 Постановление Правительства Чеченской Республики "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики от 17 августа 2020 года N 180";
Постановление Правительства Чеченской Республики от 6 июля 2023 года N 188 Постановление Правительства Чеченской Республики "О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики от 17 августа 2020 года N 180".
3. Министерству финансов Чеченской Республики обеспечить финансирование Программы в объемах, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете.
4. Министерству образования и науки Чеченской Республики обеспечить целевое использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики, осуществляющего координацию деятельности органа исполнительной власти Чеченской Республики в сфере образования.
(п. 5 в ред. Постановления Правительства Чеченской Республики от 09.09.2024 N 208)
6. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию.
Председатель
М.М.ХУЧИЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
(в ред. Постановлений Правительства Чеченской Республики от 14.03.2024 N 59, от 09.09.2024 N 208)
Сфера образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Доступность и качество образования являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни населения, качество человеческого капитала, социальную и трудовую мобильность населения, привлекательность территории при выборе места проживания.
В настоящее время в Чеченской Республике обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Развитие системы образования Чеченской Республики в последние годы осуществлялось в рамках приоритетного национального проекта "Образование", государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 309.
Вместе с тем преобразования в отрасли проводятся недостаточно высокими темпами, поэтому уровень развития регионального образования по ряду позиций не соответствует актуальным и перспективным потребностям общества и требованиям социально-экономического развития республики.
Основной проблемой системы образования республики, как и в целом по России, является обеспечение отрасли высококвалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной готовности к деятельности в условиях модернизации образования. Медленно происходит обновление педагогического состава. Растет число учителей пенсионного возраста, сокращается доля молодых специалистов.
Требует решения задача повышения качества образования на основе развития и использования информационно-коммуникационных технологий.
Для решения комплекса проблем в сфере образования требуются масштабные, системные изменения, охватывающие все уровни образования. Иначе проблемы в сфере образования не только сохранятся, но и будут нарастать, что в свою очередь влияет на качество образовательных услуг и приведет к увеличению доли неэффективных расходов в данной сфере.
Многообразие направлений в сфере образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных объединений, обуславливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач в рамках государственной программы Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики" (далее - Государственная программа).
В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию на всех его уровнях, что спровоцирует социальное расслоение населения.
В этой связи проведен анализ имеющихся проблем по каждому направлению сферы образования Чеченской Республики.
Основной проблемой дошкольного образования является неспособность в условиях демографического подъема в полном объеме удовлетворить растущие потребности населения республики в получении дошкольного образования.
В настоящее время дошкольное образование приобретает все большее социальное значение. Сегодня очевидно, что дошкольный возраст - период, оказывающий значительное влияние на последующее становление личности. Одной из определяющих форм дошкольного образования, полноценного детского развития является воспитание и образование детей в дошкольных образовательных организациях. Возрастающий спрос на дошкольное образование в республике определяет необходимость его дальнейшего развития.
За последние годы ситуация в дошкольном образовании Чеченской Республики существенно изменилась, за период 2018 - 2022 годов в рамках национального проекта "Демография" дополнительно создано 10 420 мест, в том числе: построены и введены в эксплуатацию 41 образовательная организация на 5 120 мест, приобретены (выкуплены) в собственность Чеченской Республики 10 зданий детских дошкольных образовательных организаций на 1 580 мест, за счет иных мероприятий (компенсирующие места в функционирующих детских садах) создано 3 720 дошкольных мест.
Также увеличился показатель охват детей дошкольным образованием (валовый коэффициент охвата дошкольным образованием, в процентах от численности детей в возрасте 1 - 6 лет) с 43,2% в 2018 году до 49,3% в 2022 году.
К концу 2023 года в системе дошкольного образования Чеченской Республики функционирует 471 организаций на 60 025 мест, в которых насчитывается 88 196 детей, в том числе:
- 38 государственных дошкольных образовательных организаций;
- 433 муниципальных дошкольных образовательных организаций.
Все образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, осуществляют образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который обеспечивает интеграцию процессов воспитания, развития и обучения, в том числе в игровой форме.
В системе общего образования Чеченской Республики функционируют образовательные организации различного уровня, предоставляющие различные образовательные услуги.
Сегодня система включает в себя 532 общеобразовательной организации, из них 519 муниципальных, 13 государственных, с числом обучающихся - 303 003 учеников.
Всего в учебно-воспитательном процессе в организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования работает 48 877 работников, из которых педагоги - 28 686 человек.
В 208 общеобразовательных организациях обучение ведется в одну смену, 317 организаций осуществляют обучение в две смены, 7 коррекционных организаций и 1 вечерняя школа не участвуют в сменности.
В Чеченской Республике также функционируют Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Чеченской Республики" и Государственное казенное учреждение "Институт чеченского языка".
Изменения, произошедшие за последнее время в системе общего образования Чеченской Республики, свидетельствуют о достаточно быстрых темпах ее восстановления. В республике в настоящее время обеспечено стабильное функционирование системы общего образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, улучшаются материальные и организационные условия для обучения в общеобразовательных организациях, реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы общего образования.
Дополнительное образование детей - целостная система педагогического воздействия на личность в сфере ее свободного времени, продолжающая и усиливающая общее образование, с собственным содержанием, технологиями, методикой работы, приоритетами и результатами, нацеленного на всестороннее развитие детей с учетом интересов, склонностей и способностей детей на основе социального заказа.
Интеграция общего и дополнительного образования детей - процесс взаимопроникновения элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого, в рамках которого расширяется потенциал общего образования за счет реализации программ дополнительного образования, кружковых и факультативных форм освоения детьми социального опыта познавательной, исполнительской и творческой деятельности, что позволяет более полно использовать личностные ресурсы детей, обеспечить условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система дополнительного образования Чеченской Республики проводит свою деятельность по пяти направлениям: физкультурно-спортивное, художественное, туристско-краеведческое, техническое творчество, социально-гуманитарное.