(с изменениями на 9 марта 2022 года)
(в ред. постановлений Администрации МО город Салехард от 02.09.2021 N 2599, от 09.03.2022 N 461)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации города Салехарда Ямало-Ненецкого
автономного округа от 28 июня 2022 года N 1658
____________________________________________________________________
В целях определения основных направлений развития образования, создания условий для развития образования на территории города Салехарда, руководствуясь Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе", постановлением Администрации города Салехарда от 14 августа 2013 года N 386 "Об утверждении Положения о порядке разработки, реализации, оценки эффективности и корректировки муниципальных программ муниципального образования город Салехард", Администрация муниципального образования город Салехард постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу муниципального образования город Салехард "Развитие образования" на 2022 - 2026 годы.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации города Салехарда от 26 декабря 2018 года N 3787 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Салехард "Развитие образования" на 2022 - 2025 годы".
3. Муниципальному бюджетному информационному учреждению "Редакция газеты "Полярный круг" опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
4. Муниципальному казенному учреждению "Информационно-техническое управление" разместить настоящее постановление на официальном сайте муниципального образования город Салехард.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2022 года.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации города по социальной политике.
Глава города Салехарда
А.Л.ТИТОВСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2022 - 2026 ГОДЫ
(в ред. постановлений Администрации МО город Салехард от 02.09.2021 N 2599, от 09.03.2022 N 461)
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Департамент образования Администрации города Салехарда |
Соисполнители муниципальной программы | Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард |
Цели муниципальной программы | Повышение доступности и качества дошкольного, общего, а также дополнительного образования, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина |
Задачи муниципальной программы | 1. Предоставление населению доступного качественного образования всех уровней. 2. Повышение эффективности организации питания в образовательных организациях города. 3. Создание условий для обеспечения системного, комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников) на основе сформированной здоровьесберегающей среды образовательных учреждений города. 4. Обеспечение выполнения комплекса мер, предусмотренных на удовлетворение социальных потребностей и социальную поддержку обучающихся, воспитанников и работников образовательных организаций. 5. Создание условий для выявления и развития одаренных детей и подростков. 6. Приведение технического состояния объектов муниципальной системы образования в соответствии с нормативными требованиями, санитарными и противопожарными нормами. |
(в ред. постановления Администрации МО город Салехард от 02.09.2021 N 2599) | |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы | Срок реализации программы 2022 - 2026 годы |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы | 1. Численность детей в возрасте до 3 лет, посещающих муниципальные дошкольные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. 2. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам. 3. Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, охваченных дополнительным образованием, от общей численности детей данного возраста. 4. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов. 5. Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций. 6. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. 7. Доля обучающихся, обеспеченных горячим сбалансированным питанием от общего числа обучающихся. 8. Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности детей в возрасте от 6,5 до 18 лет муниципальных образовательных организаций, прошедших медицинский осмотр. 9. Доля детей, включенных в систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и подростков, от общей численности детей 7 - 18 лет. |
Программно-целевые инструменты | Отсутствуют |
Подпрограммы | 1. "Модернизация муниципальной системы образования города Салехарда". 2. "Здоровые дети - здоровое поколение". 3. "Осуществление государственных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки в сфере образования" 4. "Организация и проведение мероприятий в системе образования города Салехарда". 5. "Ремонт объектов муниципальной системы образования города Салехарда". 6. "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия". |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Программа финансируется за счет средств местного и окружного бюджетов. Потребность в финансовых ресурсах составляет 17 685 092 100,00 рублей, в том числе за счет средств местного бюджета - 6 293 832 100,00 рублей, окружного бюджета - 11 263 116 000,00 рублей и федерального бюджета - 128 144 000,00 рублей, в том числе по годам: 2022 год местный бюджет - 1 263 895 100,00 рублей; 2022 год окружной бюджет - 2 253 567 000,00 рублей; 2022 год федеральный бюджет - 64 513 000,00 рублей; 2023 год местный бюджет - 1 257 485 000,00 рублей; 2023 год окружной бюджет - 2 244 276 000,00 рублей; 2023 год федеральный бюджет - 63 631 000,00 рублей; 2024 год местный бюджет - 1 257 484 000,00 рублей; 2024 год окружной бюджет - 2 255 091 000,00 рублей; 2024 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; 2025 год местный бюджет - 1 257 484 000,00 рублей; 2025 год окружной бюджет - 2 255 091 000,00 рублей; 2025 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; 2026 год местный бюджет - 1 257 484 000,00 рублей; 2026 год окружной бюджет - 2 255 091 000,00 рублей; 2026 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; в том числе по подпрограммам: "Модернизация муниципальной системы образования города Салехарда" - 1 300 092 100,00 рублей, за счет средств местного бюджета - 51 577 100,00 рублей, окружного бюджета - 1 248 038 000,00 рублей и федерального бюджета - 477 000,00 рублей, в том числе по годам: 2022 год местный бюджет - 7 369 100,00 рублей; 2022 год окружной бюджет - 260 642 000,00 рублей; 2022 год федеральный бюджет - 477 000,00 рублей; 2023 год местный бюджет - 7 041 000,00 рублей; 2023 год окружной бюджет - 246 849 000,00 рублей; 2023 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; 2024 год местный бюджет - 12 389 000,00 рублей; 2024 год окружной бюджет - 246 849 000,00 рублей; 2024 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; 2025 год местный бюджет - 12 389 000,00 рублей; 2025 год окружной бюджет - 246 849 000,00 рублей; 2025 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; 2026 год местный бюджет - 12 389 000,00 рублей; 2026 год окружной бюджет - 246 849 000,00 рублей; 2026 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; "Здоровые дети - здоровое поколение" - 455 079 000,00 рублей, за счет средств местного бюджета - 166 923 000,00 рублей, окружного бюджета - 271 529 000,00 рублей и федерального бюджета - 16 627 000,00 рублей, в том числе по годам: 2022 год местный бюджет - 31 560 000,00 рублей; 2022 год окружной бюджет - 49 656 000,00 рублей; 2022 год федеральный бюджет - 8 516 000,00 рублей; 2023 год местный бюджет - 31 533 000,00 рублей; 2023 год окружной бюджет - 47 357 000,00 рублей; 2023 год федеральный бюджет - 8 111 000,00 рублей; 2024 год местный бюджет - 34 610 000,00 рублей; 2024 год окружной бюджет - 58 172 000,00 рублей; 2024 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; 2025 год местный бюджет - 34 610 000,00 рублей; 2025 год окружной бюджет - 58 172 000,00 рублей; 2025 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; 2026 год местный бюджет - 34 610 000,00 рублей; 2026 год окружной бюджет - 58 172 000,00 рублей; 2026 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; "Осуществление государственных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки в сфере образования" - 1 001 209 000,00 рублей, за счет средств окружного бюджета - 1 001 209 000,00 рублей, в том числе по годам: 2022 год окружной бюджет - 194 801 000,00 рублей; 2023 год окружной бюджет - 201 602 000,00 рублей; 2024 год окружной бюджет - 201 602 000,00 рублей; 2025 год окружной бюджет - 201 602 000,00 рублей; 2026 год окружной бюджет - 201 602 000,00 рублей; "Организация и проведение мероприятий в системе образования города Салехарда" - 22 765 000,00 рублей, за счет средств местного бюджета - 22 765 000,00 рублей, в том числе по годам: 2022 год местный бюджет - 4 553 000,00 рублей; 2023 год местный бюджет - 4 553 000,00 рублей; 2024 год местный бюджет - 4 553 000,00 рублей; 2025 год местный бюджет - 4 553 000,00 рублей; 2026 год местный бюджет - 4 553 000,00 рублей; "Ремонт объектов муниципальной системы образования города Салехарда" - 0,00 рублей, за счет средств местного бюджета - 0,00 рублей и окружного бюджета - 0,00 рублей, в том числе по годам: 2022 год местный бюджет - 0,00 рублей; 2023 год местный бюджет - 0,00 рублей; 2024 год местный бюджет - 0,00 рублей; 2025 год местный бюджет - 0,00 рублей; 2026 год местный бюджет - 0,00 рублей; "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия" - 14 905 947 000,00 рублей, за счет средств местного бюджета - 6 052 567 000,00 рублей, окружного бюджета 8 742 340 000,00 рублей и федерального бюджета - 111 040 000,00 рублей, в том числе по годам: 2022 год местный бюджет - 1 220 413 000,00 рублей; 2022 год окружной бюджет - 1 748 468 000,00 рублей; 2022 год федеральный бюджет - 55 520 000,00 рублей; 2023 год местный бюджет - 1 214 358 000,00 рублей; 2023 год окружной бюджет - 1 748 468 000,00 рублей; 2023 год федеральный бюджет - 55 520 000,00 рублей; 2024 год местный бюджет - 1 205 932 000,00 рублей; 2024 год окружной бюджет - 1 748 468 000,00 рублей; 2024 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; 2025 год местный бюджет - 1 205 932 000,00 рублей; 2025 год окружной бюджет - 1 748 468 000,00 рублей; 2025 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; 2026 год местный бюджет - 1 205 932 000,00 рублей; 2026 год окружной бюджет - 1 748 468 000,00 рублей; 2026 год федеральный бюджет - 0,00 рублей; Объемы финансирования муниципальной программы носят прогнозный характер и подлежат корректировке в течение финансового года, исходя из возможностей бюджета города |
(в ред. постановления Администрации МО город Салехард от 09.03.2022 N 461) | |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы | Эффективная реализация муниципальной программы позволит обеспечить: 1. 100% реализация заочной формы обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; 2.100% формирование образовательно-развивающей среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидов путем обеспечения психолого-педагогического сопровождения; 3. 100% охват обучающихся в возрасте от 6.5 до 18 лет, обеспеченных горячим сбалансированным питанием от общего числа обучающихся; 4. Увеличение доли детей I и II групп здоровья в общей численности детей в возрасте от 6,5 до 18 лет муниципальных образовательных организаций, прошедших медицинский осмотр, до 91,32%; 5. Увеличение доли молодых специалистов в муниципальных образовательных организациях; 6. 100% предоставление компенсации родителям (законным представителям) детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования; 7. 100% предоставление ежемесячной компенсационной выплаты одному из родителей (законному представителю) на ребенка, не посещающего дошкольную образовательную организацию; 8. 100% реализацию мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; 9. Вовлечение 55% детей от общей численности детей 7 - 18 лет в систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и подростков; 10. 100% доступность дошкольного образования детям в возрасте до 3 лет; 11. Увеличение количества услуг, предоставляемых социально ориентированными организациями в сфере образования от 1 до 5; 12. Увеличение доли муниципальных образовательных организаций, соответствующих требованиями стандарта качества предоставления муниципальных услуг, установленным требованиям к результату предоставления муниципальных услуг с 50 до 65%; 13. 84% охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием. |
(в ред. постановления Администрации МО город Салехард от 02.09.2021 N 2599) |
Отличительной чертой нынешнего этапа развития системы образования является ее вхождение в новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов.
Достижение основных целевых ориентиров стратегического развития муниципальной системы образования города Салехарда осуществляется через реализацию Указов Президента Российской Федерации, поручений Правительства РФ, реализацию национального проекта "Образование", направлений окружной программы развития образования и других значимых для Салехарда проектов.
Для решения задачи, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным в Указе от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", по обеспечению до 2021 года местами в дошкольных образовательных организациях всех детей в возрасте до 3 лет. В 2020 - 2021 учебном году в 16 муниципальных дошкольных образовательных организациях города Салехарда, рассчитанных по нормативу площади на каждого ребенка на 3753 мест, созданы условия для воспитания и обучения 4265 детей в режиме 12-часового пребывания. Во всех муниципальных дошкольных образовательных организациях города обеспечена реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Из 167 действующих групп полного дня в муниципальных дошкольных образовательных организациях:
- 138 групп (84%) общеразвивающей направленности, в том числе: 117 группа для детей в возрасте от 3 до 7 лет и 21 группы для детей раннего возраста;
- 14 групп (8%) компенсирующей направленности, в том числе: 7 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, 3 группы для детей с задержкой психического развития, 1 группа для слепых и слабовидящих детей, 1 группа для детей с глубокой умственной отсталостью, 2 группы для детей с ранним детским аутизмом;
- 1 группа (1%) оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией;
- 14 групп (7%) комбинированной направленности; 12 групп для детей с нарушением зрения и здоровых детей; 2 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи и здоровых детей.
Охват детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет всеми формами дошкольного образования в городе Салехарде составляет 74% от общей численности детей, проживающих в городе (отношение численности детей, получающих дошкольное образование в разных формах, к численности детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, проживающих в городе, без учета детей 7 - 8 лет, обучающихся в школе).
В списке очередности на получение места в муниципальные дошкольные образовательные организации в IV квартале 2020 года состоят 1252 ребенка в возрасте от 0 до 8 лет, в том числе в возрасте от 3 до 7 лет - 43 ребенка с отложенным спросом до 1 сентября 2021 года. Актуальный спрос на получение места в дошкольной образовательной организации в IV квартале 2020 года - 276 детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Доступность дошкольного образования по отношению к актуальному спросу родителей (законных представителей) в 2020 - 2021 учебном году - 95%, в том числе для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет - 75%, для детей в возрасте от 3 до 8 лет - 100%.
В целях обеспечения равного доступа к качественному дошкольному образованию в условиях нехватки мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях города предоставляется возможность получения дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
В режиме кратковременного пребывания детей в 2020 - 2021 учебном году в шести муниципальных дошкольных образовательных организациях функционирует 12 групп кратковременного пребывания детей, в том числе лекотека для детей с ограниченными возможностями здоровья (7 детей), в которых 176 детей имеют возможность получать дошкольное образование.
В помощь семьям в 2020 - 2021 учебном году продолжают работать консультативные пункты психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, в МАДОУ Детский сад N 6 "Журавушка", МБДОУ Детский сад N 17 "Золотая рыбка" и МБДОУ Детский сад N 9 "Кристаллик".
Основной проблемой в системе дошкольного образования является отсутствие возможности для полного удовлетворения потребностей граждан, имеющих детей в возрасте до 3 лет, проживающих на территории города, в получении услуг по дошкольному образованию. В целях обеспечения 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет в г. Салехарде ведется строительство трех детских садов на 720 мест на условиях муниципально-частного партнерства, с введением в эксплуатацию которых спрос на предоставление дошкольного образования будет обеспечен на 100% по всем возрастным категориям детей от 2 месяцев до 8 лет. Срок завершение строительства - IV квартал 2020 года.
В 2020 - 2021 учебном году услуги общего образования предоставляют 6 муниципальных общеобразовательных организаций. В целом сложившаяся сеть позволяет предоставить жителям города весь спектр услуг общего образования. Вместе с тем, муниципальная система образования остро испытывает потребность в строительстве и вводе в эксплуатацию новых школ. Все школы города обучают количество детей, значительно превышающее проектную мощность учреждения. При суммарной проектной мощности школ на 4976 мест обучается 7711 детей, перегрузка школ составляет 47%, при этом износ 3 зданий общеобразовательных организаций составляет более 70% (МБОУ СОШ N 4, МБОУ СОШ N 6, МАОУ "Обдорская гимназия" - корпус по ул. Республики, 50).
По адаптированным программам с задержкой психического развития обучаются 188 обучающихся, для детей с умственной отсталостью - 136 человек.
В муниципальной системе образования создано единое образовательное пространство профильного обучения, с учетом перспектив развития рынка труда ЯНАО, России. На начало 2020 - 2021 учебного года в общеобразовательных организациях города открыты 28 профильных классов, из них 19 классов обучается на основе индивидуальных учебных планов. В общеобразовательных организациях города Салехарда в рамках реализации профильного обучения реализуется более 20 моделей учебных планов. Охват профильным обучением составил 100%, из них 65,7% на основе индивидуальных учебных планов.
Показатель общей успеваемости обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций в сравнении с прошлогодними показателями повысился на 5,1% и составил 98,1%. Вместе с тем, показатель качественной успеваемости понизился на 2,5% и составил 42,1%. Наблюдается снижение показателей качества знаний на уровне начального общего образования на 11,7%.
Процессы обновления содержания образования, его управления и финансового обеспечения были успешно начаты, однако на сегодняшний день не все они завершены, некоторые задачи не решены в полной мере вследствие их среднесрочной специфики. Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации основных направлений развития, по-прежнему сохраняется проблема повышения качества образования, в том числе серьезно усугубилась (как и прогнозировалось, проблема качества образования по предметам естественнонаучного и математического цикла). Серьезным препятствием развития муниципальной системы образования остается проблема эффективного управления качеством образования, так при наличии достаточно полной и глубокой аналитической базы, предлагаемой муниципальным образовательным организациям по итогам мониторинговых исследований, проводимых в рамках муниципальной системы оценки качества образования, сами результаты и рекомендации остаются практически невостребованными организациями. Существует разрыв между реальными и требуемыми образовательными результатами, вызванный, прежде всего изменениями в образовательных потребностях жителей города, экономики.
В системе образования города Салехарда действует сложившаяся система воспитания и дополнительного образования детей. Развивать свои творческие, интеллектуальные способности, заниматься физической культурой и спортом обучающиеся могут в 3-х муниципальных организациях дополнительного образования: МАУ ДО ЦДТ "Надежда", МБУ ДО ЦВР, МАУ ДО ДЮЦ. Количество обучающихся в муниципальных организациях дополнительного образования составляет 5432 человека. Дополнительное образование реализуется также в общеобразовательных (1971 обучающихся) и дошкольных образовательных организациях (2046 воспитанников на платной основе). В целом количество детей 5 - 18 лет, занятых в системе дополнительного образования города, остается стабильно высоким и составляет 77%.
В 270 творческих, спортивных, технических, естественнонаучных, социально-педагогических, туристско-краеведческих объединениях осуществляется на основе 329 дополнительных общеобразовательных программ, учитывающих многоаспектные потребности и интересы детей и подростков, их индивидуальные возможности. Выстраивая работу в соответствии с приоритетами современной образовательной политики, задачами, определенными приоритетным проектом "Доступное дополнительное образование для детей" (протокол Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 года N 11), особое внимание уделяется развитию технической направленности. Департамент образования и образовательные учреждения города Салехарда осуществляют работу по развитию детского технического творчества, конструкторской и изобретательской деятельности, внедрению образовательной робототехники. По современным дополнительным общеразвивающим программам технической направленности занимаются 883 обучающихся.
Одним из основных направлений современной деятельности муниципальной системы образования является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их личностного развития, самореализации и профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.
Реализуется муниципальная Модель выявления, поддержки и развития одаренных детей. Организована работа муниципальных ресурсных центров по реализации направлений Модели. По каждому направлению Модели проведена большая работа, и можно говорить о сложившейся системе работы с одаренными детьми и действующих практиках в данной области.
В системе образования ежегодно проводятся более 30 муниципальных мероприятий для детей разных возрастных групп различной направленности, в том числе и дошкольников. Еще большее количество мероприятий (более 70) являются муниципальными этапами региональных, всероссийских мероприятий, более 50 - межмуниципальных.
Итоговыми цифрами участия обучающихся в различных мероприятиях являются: количество участников - около 4 000, количество победителей и призеров конкурсов/соревнований/олимпиад - 738, из них: регионального уровня - 80, федерального уровня - 15.