____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации города Салехарда Ямало-Ненецкого
автономного округа от 30 декабря 2020 года N 3805
____________________________________________________________________
В целях определения основных направлений развития образования, создания условий для развития образования на территории города Салехарда, руководствуясь Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе", постановлением Администрации города Салехарда от 14 августа 2013 года N 386 "Об утверждении Положения о порядке разработки, реализации, оценки эффективности и корректировки муниципальных программ муниципального образования город Салехард", Администрация муниципального образования город Салехард постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу муниципального образования город Салехард "Развитие образования" на 2022 - 2025 годы.
2. Муниципальному бюджетному информационному учреждению "Редакция газеты "Полярный круг" опубликовать настоящее постановление в городской общественно-политической газете "Полярный круг".
3. Муниципальному казенному учреждению "Информационно-техническое управление" разместить настоящее постановление в сети Интернет на официальном сайте муниципального образования город Салехард.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2022 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации города по социальной политике.
Глава Администрации города
И.Л.КОНОНЕНКО
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД САЛЕХАРД "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2022 - 2025 ГОДЫ
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Департамент образования Администрации города Салехарда |
Соисполнители муниципальной программы | Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард |
Цели муниципальной программы | Повышение доступности и качества дошкольного, общего, а также дополнительного образования, соответствующего требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина |
Задачи муниципальной программы | 1. Модернизация муниципальной системы общего и дополнительного образования на основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов. 2. Создание условий для выявления одаренных детей и обеспечения всестороннего развития, воспитания детей и подростков. 3. Обеспечение обучающихся общеобразовательных организаций питанием высокого качества и безопасности в соответствии со стандартами. 4. Обновление и закрепление кадрового потенциала муниципальной системы образования путем обеспечения социальной поддержки педагогов. 5. Реализация комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников образовательных организаций, профилактику заболеваний органов дыхания и повышение иммунитета детей. 6. Обеспечение обучения в первую смену в 1 - 11 классах муниципальных общеобразовательных организаций. 7. Приведение объектов муниципальной системы образования в нормативное технически исправное состояние, отвечающее требованиям санитарной, технической и пожарной безопасности |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы | Срок реализации программы 2022 - 2025 годы |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы | 1. Доля детей в возрасте 1 - 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по присмотру и уходу в муниципальных образовательных организациях, в общей численности детей 1 - 7 лет в разных формах 2. Доля детей в возрасте от 1 года до 7 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные организации, в общей численности детей в возрасте от 1 года до 7 лет. 3. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам. 4. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций. 5. Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций. 6. Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях. 7. Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных организациях. 8. Доля обучающихся, воспитанников, ставших победителями и призерами на региональном, всероссийском уровне, от общего количества участников |
Программно-целевые инструменты | Отсутствуют |
Подпрограммы | 1. "Развитие муниципальной системы образования города Салехарда". 2. "Обеспечение реализации муниципальной программы и прочие мероприятия" |
Объемы бюджетных ассигнований программы | Программа финансируется за счет средств местного и окружного бюджетов. Потребность в финансовых ресурсах составляет - 10949783890,00 рублей, в том числе за счет средств местного бюджета - 3438884000,00 рублей и окружного бюджета - 7510899890,00 рублей, в том числе по годам: 2022 год местный бюджет - 858960000,00 рублей; 2022 год окружной бюджет - 1802340870,00 рублей; 2023 год местный бюджет - 859039000,00 рублей; 2023 год окружной бюджет - 1810198170,00 рублей; 2024 год местный бюджет - 859124000,00 рублей; 2024 год окружной бюджет - 1818631450,00 рублей; 2025 год местный бюджет - 861761000,00 рублей; 2025 год окружной бюджет - 2079729400,00 рублей; в том числе по подпрограммам: "Развитие муниципальной системы образования города Салехарда" - 1386487890,00 рублей, за счет средств местного бюджета - 27828000,00 рублей и окружного бюджета - 1358659890,00 рублей, в том числе по годам: 2022 год местный бюджет - 6196000,00 рублей; 2022 год окружной бюджет - 264280870,00 рублей; 2023 год местный бюджет - 6275000,00 рублей; 2023 год окружной бюджет - 272138170,00 рублей; 2024 год местный бюджет - 6360000,00 рублей; 2024 год окружной бюджет - 280571450,00 рублей; 2025 год местный бюджет - 8997000, 00 рублей; 2025 год окружной бюджет - 541669400,00 рублей; "Обеспечение реализации муниципальной программы" и прочие мероприятия" - 9563296000,00 рублей, в том числе за счет средств местного бюджета - 3411056000,00 рублей и окружного бюджета - 6152240000,00 рублей, в том числе по годам: 2022 год местный бюджет - 852764000,00 рублей; 2022 год окружной бюджет - 1538060000,00 рублей; 2023 год местный бюджет - 852764000,00 рублей; 2023 год окружной бюджет - 1538060000,00 рублей; 2024 год местный бюджет - 852764000,00 рублей; 2024 год окружной бюджет - 1538060000,00 рублей; 2025 год местный бюджет - 852764000,00 рублей; 2025 год окружной бюджет - 1538060000,00 рублей; Объемы финансирования муниципальной программы носят прогнозный характер и подлежат корректировке в течение финансового года, исходя из возможностей бюджета города |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы | Эффективная реализация муниципальной программы позволит обеспечить: 1. Обновление содержания и форм образования в соответствии с современными требованиями, а также региональной и местной спецификой. 2. Реализацию новых подходов к формированию развивающей образовательной среды, наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей на основе принципов развивающего образования, формирования и поддержки индивидуальных образовательных траекторий. 3. Совершенствование муниципальной системы выявления и развития детской одаренности в образовательном процессе. 4. Соответствие стандарта качества предоставления муниципальной услуги к установленным обязательным требованиям к условиям, порядку и результатам предоставления муниципальной услуги. 5. Перевод на обучение в первую смену учащихся 1 - 11 классов в общеобразовательных организациях. 6. Расширение спектра услуг предоставляемых социально ориентированными организациями в сфере образования. 7. Увеличение количества детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по присмотру и уходу в муниципальных образовательных организациях в разных формах |
Новой отличительной чертой нынешнего этапа развития системы образования является ее вхождение в новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов.
Достижение основных целевых ориентиров стратегического развития муниципальной системы образования города Салехарда осуществляется через реализацию Указов Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, направлений окружной и муниципальной программ развития образования и других значимых для Салехарда проектов.
В 2018 году в муниципальной системе дошкольного образования функционирует 16 муниципальных дошкольных образовательных организаций (далее - МДОО), рассчитанных на 3830 мест по санитарно-гигиеническим нормативам.
Прогнозируемая численность детей, охваченных по итогам 2018 года услугами дошкольного образования составляет 4495 воспитанников. Из них дошкольное образование в группах полного дня получают 4309 детей, в группах кратковременного пребывания в МДОО 187 детей.
В детских садах функционирует 167 групп, работающих в режиме полного дня (на 6 меньше, чем в прошлом году). С сентября 2018 года закрыто 6 групп, работавших в зданиях школ города: 4 группы МБДОУ Детский сад N 12 "Золотой ключик" (МАОУ СОШ N 1) и 2 группы МБДОУ Детский сад N 15 "Бережок" (МАОУ "Обдорская гимназия").
В целях обеспечения равного доступа к качественному дошкольному образованию в условиях нехватки мест в группах раннего возраста в городе продолжается предоставление дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в МДОО.
В режиме кратковременного пребывания детей в МДОО в 6 детских садах работают 12 групп кратковременного пребывания детей, в которых 187 детей имеют возможность получать дошкольное образование. Группы кратковременного пребывания общеразвивающей направленности посещают дети в возрасте до 3 лет. В лекотеке, функционирующей в МБДОУ Детский сад N 4 "Снегурочка", квалифицированную помощь получают 7 детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 7 лет. 20 детей зачислено в 2 группы кратковременного пребывания МАДОУ Детский сад N 6 "Журавушка", организованные на базе стационара детского отделения ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер".
В помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, в 2017 году продолжили работу консультативные пункты психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Консультативные пункты функционируют в двух муниципальных дошкольных образовательных организациях: в поселке Пельвож как инфраструктурный объект МБДОУ Детский сад N 17 "Золотая рыбка", в МАДОУ Детский сад N 6 "Журавушка".
Работа с родителями в консультативных пунктах проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
В городе Салехарде сохраняется самая большая очередность на получение места в детском саду: нуждается в устройстве в МДОО 1600 детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. В списках очередности отсутствуют дети в возрасте от 3 лет и старше, так как имеют возможность получить места в МДОО.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определена необходимость достижения к 2021 году 100% доступности дошкольного образования для детей до 3 лет.
Меры по улучшению демографической ситуации, принимаемые на государственном и региональном уровнях, дают свой положительный результат - рост рождаемости. В связи с этим прогнозируется рост рождаемости на территории муниципального образования город Салехард в ближайшие годы.
Данный позитивный факт обосновывает актуальность проблемы дефицита мест в детских садах города Салехарда для детей.
Первостепенной задачей системы дошкольного образования является расширение сети групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
Данную проблему можно решить путем увеличения количества мест в детских садах города Салехарда, строительства детских садов.
Развитие образования, в том числе и дошкольного, остается одним из лидирующих приоритетов работы Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, который был обозначен лично Президентом РФ Владимиром Путиным в его посланиях. В числе первоочередных государственных задач - с каждым годом увеличивать численность детей, получающих дошкольное образование. Дети возрастом от трех до семи лет в городе Салехарде на 100% обеспечены местами в дошкольных учреждениях. Главным механизмом, решения задачи, безусловно, стало строительство детских садов по принципу муниципально-частного партнерства (МЧП). На данный момент работа ведется по обеспечению местами малышей ясельного возраста, от полутора до трех лет.
Во всех МДОО города обеспечена реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В 2017 году услуги общего образования предоставляют: 5 школ и одна гимназия.
В целом сложившаяся сеть оптимальна и позволяет предоставить жителям города весь спектр услуг общего образования. В школах и гимназии города в 2015 - 2016 учебном году сформированы 261 класс, в которых обучается 6322 обучающихся. Из них в 232 общеобразовательных классах - 5976 человека, в 4 классах компенсирующего обучения - 53 обучающихся, в 15 классах, обучающихся по адаптированным программам (ЗПР) - 195 обучающихся, в 10 классах, обучающихся по адаптированным программам (УО) - 98 обучающихся.
В муниципальной системе образования создано единое образовательное пространство профильного обучения, с учетом перспектив развития рынка труда ЯНАО, России. На начало 2015 - 2016 учебного года в общеобразовательных организациях города открыты 21 профильный класс, из них 13 классов обучается на основе индивидуальных учебных планов. В школах города Салехарда реализуются 21 направление профильного обучения. Охват профильным обучением составил 100%, из них 56,5% на основе индивидуальных учебных планов.
За последние два года отмечается рост численности обучающихся 1 - 11 классов.
Показатель общей успеваемости учащихся муниципальных общеобразовательных организаций за последние два года снизился на 1,5% и составил 95,9%. Вместе с тем, показатель качественной успеваемости остался стабильный и составил 40,6%. Наблюдается снижение показателей качества знаний при переходи из уровня начального общего к основному общему образованию. По итогам 2015 - 2016 учебного года 14 (0,3%) и 208 (3,8%) переведены в следующий класс условно. В сравнении с прошлым учебным годом, доля неуспевающих увеличилась на 1,2%.
Процессы обновления содержания образования, его управления и финансового обеспечения были успешно начаты, однако на сегодняшний день не все они завершены, некоторые задачи не решены в полной мере вследствие их среднесрочной специфики. Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации основных направлений развития, по-прежнему сохраняется проблема повышения качества образования, в том числе серьезно усугубилась (как и прогнозировалось, проблема качества образования по предметам естественно - научного и математического цикла). Серьезным препятствием развития муниципальной системы образования остается проблема эффективного управления качеством образования, так при наличии достаточно полной и глубокой аналитической базы, предлагаемой муниципальным образовательным организациям по итогам мониторинговых исследований, проводимых в рамках муниципальной системы оценки качества образования, сами результаты и рекомендации остаются практически невостребованными организациями. Существует разрыв между реальными и требуемыми образовательными результатами, вызванный прежде всего изменениями в образовательных потребностях жителей города, экономики.
Причинами негативных тенденций является:
- содержание и формы образования не в полной мере соответствуют требованиям рынка труда и инновационной экономики;
- механизм обновления содержания образования через введение федерального государственного образовательного стандарта работает не в полной мере.
Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Реализовать эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса.
Одним из основных направлений современной деятельности муниципальной системы образования является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их личностного развития, самореализации и профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.
Для организации работы с одаренными детьми разработана и утверждена муниципальная Модель выявления, поддержки и развития одаренных детей. Особенностью Модели является межведомственный характер взаимодействия образования, культуры и спорта в направлении развития и поддержки одаренных детей. Реализация отдельных элементов муниципальной Модели организована в ресурсных центрах на базе 6 муниципальных общеобразовательных организаций (далее - МОО), 3 муниципальных организаций дополнительного образования (далее - МОДО), 3 муниципальных дошкольных образовательных организаций (далее - МДОО) по 8 направлениям деятельности.
Одним из наиболее эффективных средств выявления и всестороннего развития детей является организация и проведение олимпиад, конкурсов и соревнований, охватывающих большое количество различных сфер деятельности: интеллектуально-нравственную, креативную, творческую, физическую, научно-исследовательскую и др. Конкурсные мероприятия не только способствуют выявлению способных и одаренных детей, но и позволяют отследить динамику развития ребенка, являются способом поддержки и развития детей. В системе образования ежегодно проводятся более 30 муниципальных мероприятий для детей разных возрастных групп различной направленности, в том числе и дошкольников.