ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2020 года N 886-пП


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 - 2025 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.12.2020 N 866-пП



Руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:


1. Внести изменения в региональную программу Пензенской области "Модернизация первичного звена здравоохранения Пензенской области на 2021 - 2025 годы", утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 14.12.2020 N 866-пП, дополнив ее приложением N 10 согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период


3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы здравоохранения.



Исполняющий обязанности
Губернатора
Пензенской области
Н.П.СИМОНОВ



Приложение
к постановлению
Правительства Пензенской области
от 18 декабря 2020 г. N 886-пП



Приложение N 10
к региональной программе



УСТРАНЕНИЕ ДЕФИЦИТА КАДРОВ В ПЕРВИЧНОМ ЗВЕНЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ВРАЧА



Анализ применяемых систем оплаты труда медицинских работников Пензенской области


Система оплаты труда медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Пензенской области утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 05.06.2018 N 303-пП "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство здравоохранения Пензенской области" (с последующими изменениями) (далее - Положение).


Положение учитывает все требования, предъявляемые к региональным отраслевым системам оплаты труда Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, ежегодно утверждаемыми решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Единые рекомендации).


Должностные оклады медицинских работников устанавливаются в Положении на основе профессионально-квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников (далее - ПКГ), утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526 (с последующими изменениями).


Размеры окладов, установленные в Положении, обязательны для государственных казенных и бюджетных учреждений, кроме автономных. В регионе одно автономное учреждение здравоохранения - ГАУЗ "Пензенская стоматологическая поликлиника", оклады в котором выше, чем в Положении.


В результате проведенного анализа фонда оплаты труда медицинских работников установлено, что фактическая структура фонда оплаты труда сложилась следующим образом: выплаты по должностным окладам врачей составляют 44,6% фонда оплаты труда (в том числе по врачам оказывающим первичную медико-санитарную помощь - 45,8%, по врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь - 59,0%, врачей центральных районных больниц - 48,5%), выплаты по должностным окладам среднего медицинского персонала составляют 56,7% фонда оплаты труда (в том числе оказывающего первичную медико-санитарную помощь - 62,9%, оказывающего скорую медицинскую помощь - 64,8%, центральных районных больниц - 56,1%), выплаты по должностным окладам младшего медицинского персонала составляют 48,0% фонда оплаты труда (в том числе центральных районных больниц - 53,3%).


В 4 квартале 2019 года после индексации окладов на 4,3%, доля окладов у врачей в целом по региону составила 45,8%, у средних медработников 59,6%, у младших медработников - 50,2%.


На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.


Доля стимулирующих выплат в заработной плате врачей и младшего медперсонала в целом по региону превышает рекомендуемые значения, а доля окладов наоборот, не достигает. Повышение с 1 октября 2019 года окладов на 4,3% позволило увеличить долю окладов примерно на 2 - 2,2 процентных пункта в структуре заработной платы. С ежегодным ростом значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности доля окладов в структуре заработной платы работников будет снижаться. Для достижения рекомендуемой структуры заработной платы необходимо дальнейшее повышение размеров окладов медицинских работников. Дальнейшие действия, направленные на повышение окладов, сдерживает низкий уровень финансового обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь, так как тарифы на ее оплату в системе ОМС не покрывают всех расходов учреждений, в том числе на оплату труда на уровне целевых значений в регионе, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597.


Структура заработной платы у врачей и среднего медперсонала, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, несколько отличается от средних значений по региону в части более высокой доли окладов и более низкой доли стимулирующих выплат, что связано с более низким уровнем оплаты, в виду недостатка средств для стимулирующих выплат в рамках "эффективного контракта". Повышенная доля компенсационных выплат связана с наличием у врачей первичного звена доплат за расширение зон обслуживания и увеличение объема выполняемой работы в виду дефицита врачебных кадров.


Структура заработной платы у врачей и среднего медперсонала, оказывающих скорую медицинскую помощь, отличается от средних значений по региону в части значительно более высокой доли окладов и более низкой доли стимулирующих выплат, что связано с отсутствием средств фонда оплаты за счет средств ОМС в учреждении для стимулирующих выплат в рамках "эффективного контракта". Значительно более высокая доля выплат компенсационного характера обусловлена спецификой труда (работа в ночное время и праздничные дни), а также наличием доплат за выполнение дополнительной работы (за увеличение объема выполняемой работы, сверхурочную работу).


Структура заработной платы у всех категорий медицинского персонала районных больниц отличается от средних значений по региону в части значительно более высокой доли окладов и более низкой доли стимулирующих выплат, что связано с отсутствием средств фонда оплаты за счет средств ОМС в учреждениях для стимулирующих выплат в рамках "эффективного контракта" и соответственно более низким уровнем заработных плат.


При оплате труда медицинских работников, с учетом условий труда, применятся выплаты компенсационного характера, предусмотренные федеральными нормативными правовыми актами (аналогично утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822). Ни нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, ни локальными актами учреждений, дополнительные выплаты компенсационного характера работникам не вводились.


В Положении предусмотрены следующие выплаты компенсационного характера:


1. выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в форме доплаты за вредные и (или) опасные условия труда.


Размер доплаты за вредные и (или) опасные условия труда устанавливается дифференцировано в зависимости от степени вредности по результатам специальной оценки условий труда:


1) при подклассе 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - 4% оклада;


2) при подклассе 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - 5% оклада;


3) при подклассе 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - 6% оклада;


4) при подклассе 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - 7% оклада;


5) при классе 4 (опасные условия труда) - 8% оклада.


Медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, доплата за вредные и (или) опасные условия труда устанавливается независимо от результатов специальной оценки условий труда (результатов аттестации рабочих мест по условиям труда) в диапазоне от 12% до 35% оклада в зависимости от специфики занимаемой должности и структурного подразделения.


Кроме того, в связи с тем, что на основании части 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (с последующими изменениями) размер доплаты за вредные и (или) опасные условия труда, установленный работнику в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), не может быть уменьшен без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте в соответствии с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" (с последующими изменениями), размер доплаты за вредные условия труда у отдельных работников сохранился на прежнем уровне (установленном в коллективном договоре до введения Положения в действие) в основном в диапазоне от 15% до 25%;


2. выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) в форме:


1) доплаты за совмещение профессий (должностей) - размер оплаты по соглашению сторон;


2) доплаты за расширение зон обслуживания - размер оплаты по соглашению сторон;


3) доплаты за увеличение объема работы - размер оплаты по соглашению сторон;


4) доплаты за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором - размер оплаты по соглашению сторон;


5) доплаты за работу в ночное время - в размере 40% оклада - в "экстренных" структурных подразделениях, 20% оклада всем остальным работникам;


6) доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни - в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;


7) доплаты за сверхурочную работу - в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации;


3. надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами - в размере, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" (с последующими изменениями).


В структуре заработной платы врачей выплаты компенсационного характера составляют 14,0% фонда оплаты труда (в том числе по врачам оказывающим первичную медико-санитарную помощь - 17,3%, по врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь - 22,7%, по врачам центральных районных больниц - 25,8%), среднего медицинского персонала - 14,6% фонда оплаты труда (в том числе оказывающего первичную медико-санитарную помощь - 9,6%, оказывающего скорую медицинскую помощь - 25,7%, центральных районных больниц - 20,2%), младшего медицинского персонала - 16,7% фонда оплаты труда (в том числе центральных районных больниц - 19,2%).


На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.


Доля компенсационных выплат в среднем находится в рекомендуемом диапазоне 10 - 15%. Однако, доля компенсационных выплат в фонде оплаты труда у медицинского персонала, оказывающего скорую медицинскую помощь и центральных районных больниц на 7 - 10% выше средних значений, что обусловлено наличием вредных условий труда, работы в ночное время и нерабочие праздничные дни (круглосуточный режим работы), а главное выплат за совмещение должностей и сверхурочной работы, наличие которых обусловлено более низкой укомплектованностью служб скорой медицинской помощи и стационаров центральных районных больниц.


С целью стимулирования медицинских работников к повышению эффективности их труда, а также поощрения их за выполненную работу с учетом условий труда, применяются выплаты стимулирующего характера (аналогично утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818).


В Положении предусмотрены следующие выплаты стимулирующего характера:


1. выплаты за интенсивность и высокие результаты работы в форме:


1.1 выплаты за высокие результаты работы (ранее устанавливаемые в рамках ПНП "Здоровье" и программы модернизации здравоохранения) устанавливаются на основании оценки результатов работы за месяц при условии выполнения показателей результативности:


- врачам-специалистам, непосредственно оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях - 10000 руб., медицинской сестре врача общей практики, медицинской сестре участковой врача-педиатра участкового и медицинской сестре участковой врача-терапевта участкового - 5000 руб.;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»