Действующий

Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года



Инвестиционные процессы


Инвестиционная инфраструктура городского округа Самара характеризуется низким уровнем системности (в городе присутствуют лишь отдельные инвестиционные банки и фонды) и диспропорциональностью как по видам экономической деятельности (особенно низко для строительства), так и по территориальному распределению (в пользу районов, относящихся к историческому центру города). Как следствие, общий уровень вовлечения кредитных организаций в инвестиционные процессы не достаточен, а доля банковских кредитов в структуре привлеченных средств крайне низка.


Тем не менее наметились положительные тенденции в инвестиционной среде города. Динамика общего объема инвестиций в основной капитал самарских предприятий растет за последние 10 лет, опережая средние темпы по Самарской области и Российской Федерации, что подчеркивает инвестиционную привлекательность городского округа Самара для иностранного капитала (в городском округе Самара функционируют около 300 предприятий с участием иностранного капитала). Несмотря на это, осуществляемые в городе инвестиции в основной капитал не обеспечивают даже простое воспроизводство основных фондов организаций и предприятий.


Для инвестиционной сферы города характерно наличие отдельных элементов правового регулирования инвестиционной деятельности (Генеральный план городского округа Самара и Положение о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе реализации Федерального закона "О концессионных соглашениях", утвержденное постановлением Администрации городского округа Самара от 11.12.2009 N 1385). Дополнительные возможности при реализации отдельных категорий инвестиционных проектов определяет Закон Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области". Однако, рассматривая правовое регулирование инвестиционной деятельности в целом, следует заключить, что оно является слабо упорядоченным, противоречивым и фрагментарным. Например, поддержка, предусмотренная Законом Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области" касается лишь очень крупных инвестиционных проектов - свыше 650 миллионов рублей.


Также у города создан негативный инвестиционный имидж из-за громких примеров неудачной реализации крупных инвестиционных проектов на его территории и низкого качества городской транспортной и коммунальной инфраструктуры. Над увеличением инвестиционной привлекательности городского округа Самара работают специализированные муниципальные структуры: Координационный совет по работе с инвесторами и муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара "Агентство экономического развития городского округа Самара". На уровне Самарской области оказывается хорошая информационная поддержка инвесторов: ежегодно организуется "Региональная выставка инвестиционных проектов муниципальных образований Самарской области". Весьма важным благоприятным обстоятельством для роста инвестиционной активности является улучшение взаимоотношений между городским округом Самара и Самарской областью.


Однако инвестиционная деятельность на территории городского округа Самара сталкивается с отсутствием у органов местного самоуправления права распоряжаться земельными участками, расположенными на его территории, государственная собственность на которые не разграничена, что "выключает" органы местного самоуправления из схемы взаимоотношений с инвестором, действующим на его территории. Также органы местного самоуправления слабо оказывает поддержку инвесторам в решении вопросов коммунального обеспечения, информационной, правовой помощи. Инвестиционные риски возрастают также в связи с отсутствием преемственности власти на муниципальном уровне и эффективной системы партнерских отношений между органами местного самоуправления и бизнесом.


Увеличение инвестиционной привлекательности города тормозит высокая конкуренция за распределение бюджетных потоков со стороны городского округа Тольятти, усугубляемая созданием там особой экономической зоны промышленно-производственного типа, и городского округа Нижний Новгород (из-за размещения там штаб-квартир крупных российских и зарубежных компаний). В этой связи большие инвестиционные надежды возлагаются на участие Самарской области в Чемпионате мира по футболу 2018 года.