Инвестиционная инфраструктура городского округа Самара характеризуется низким уровнем системности (в городе присутствуют лишь отдельные инвестиционные банки и фонды) и диспропорциональностью как по видам экономической деятельности (особенно низко для строительства), так и по территориальному распределению (в пользу районов, относящихся к историческому центру города). Как следствие, общий уровень вовлечения кредитных организаций в инвестиционные процессы не достаточен, а доля банковских кредитов в структуре привлеченных средств крайне низка.
Тем не менее наметились положительные тенденции в инвестиционной среде города. Динамика общего объема инвестиций в основной капитал самарских предприятий растет за последние 10 лет, опережая средние темпы по Самарской области и Российской Федерации, что подчеркивает инвестиционную привлекательность городского округа Самара для иностранного капитала (в городском округе Самара функционируют около 300 предприятий с участием иностранного капитала). Несмотря на это, осуществляемые в городе инвестиции в основной капитал не обеспечивают даже простое воспроизводство основных фондов организаций и предприятий.
Для инвестиционной сферы города характерно наличие отдельных элементов правового регулирования инвестиционной деятельности (Генеральный план городского округа Самара и Положение о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе реализации Федерального закона "О концессионных соглашениях", утвержденное постановлением Администрации городского округа Самара от 11.12.2009 N 1385). Дополнительные возможности при реализации отдельных категорий инвестиционных проектов определяет Закон Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области". Однако, рассматривая правовое регулирование инвестиционной деятельности в целом, следует заключить, что оно является слабо упорядоченным, противоречивым и фрагментарным. Например, поддержка, предусмотренная Законом Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области" касается лишь очень крупных инвестиционных проектов - свыше 650 миллионов рублей.
Также у города создан негативный инвестиционный имидж из-за громких примеров неудачной реализации крупных инвестиционных проектов на его территории и низкого качества городской транспортной и коммунальной инфраструктуры. Над увеличением инвестиционной привлекательности городского округа Самара работают специализированные муниципальные структуры: Координационный совет по работе с инвесторами и муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара "Агентство экономического развития городского округа Самара". На уровне Самарской области оказывается хорошая информационная поддержка инвесторов: ежегодно организуется "Региональная выставка инвестиционных проектов муниципальных образований Самарской области". Весьма важным благоприятным обстоятельством для роста инвестиционной активности является улучшение взаимоотношений между городским округом Самара и Самарской областью.
Однако инвестиционная деятельность на территории городского округа Самара сталкивается с отсутствием у органов местного самоуправления права распоряжаться земельными участками, расположенными на его территории, государственная собственность на которые не разграничена, что "выключает" органы местного самоуправления из схемы взаимоотношений с инвестором, действующим на его территории. Также органы местного самоуправления слабо оказывает поддержку инвесторам в решении вопросов коммунального обеспечения, информационной, правовой помощи. Инвестиционные риски возрастают также в связи с отсутствием преемственности власти на муниципальном уровне и эффективной системы партнерских отношений между органами местного самоуправления и бизнесом.
Увеличение инвестиционной привлекательности города тормозит высокая конкуренция за распределение бюджетных потоков со стороны городского округа Тольятти, усугубляемая созданием там особой экономической зоны промышленно-производственного типа, и городского округа Нижний Новгород (из-за размещения там штаб-квартир крупных российских и зарубежных компаний). В этой связи большие инвестиционные надежды возлагаются на участие Самарской области в Чемпионате мира по футболу 2018 года.