(с изменениями на 22 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 07.06.2021 N 131, от 27.07.2021 N 190, от 21.04.2022 N 93, от 14.09.2022 N 300, от 20.02.2023 N 38, от 22.12.2023 N 513)
Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Реализация государственной национальной политики в Республике Дагестан".
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.АМИРХАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН"
(в ред. Постановления Правительства Республики Дагестан от 22.12.2023 N 513)
Республика Дагестан - один из регионов Северного Кавказа, где исторически сосуществуют различные этнические группы и имеется богатейший опыт построения межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений. В процессе многовекового совместного проживания и взаимодействия на территории Дагестана представителей разных народов складывались прочные традиции добрососедства, взаимопонимания и уважения, межнационального диалога и веротерпимости. Многонациональность республики никогда не являлась причиной напряженности в межэтнических взаимоотношениях.
Население Республики Дагестан ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и сотрудничество. Свидетельством тому являются данные ежегодных социологических исследований. Так, доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Республике Дагестан, в общем количестве граждан составила в 2023 году 91,4 процента.
Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения, проживающего на территории Республики Дагестан, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов служат факторами укрепления общероссийской идентичности, определяют позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений.
В настоящее время сфера межнациональных отношений остается наиболее вероятным центром притяжения конфликтных настроений населения, вызванных проблемами в экономической, социальной и миграционной сферах, в связи с чем необходима система мер по нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению конфликтных ситуаций.
Важнейшее место в искоренении конфликтов занимает предупреждение их проявлений.
Вместе с тем принципы, цели и задачи Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, обуславливают необходимость формирования новых и существенной корректировки уже существующих задач и приоритетных направлений национальной политики.
Разработка и принятие настоящей Программы обусловлены необходимостью интеграции усилий органов исполнительной власти Республики Дагестан, территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в вопросах гармонизации межнациональных отношений, противодействия возникновению конфликтов на межэтнической почве, снижения влияния факторов, оказывающих негативное влияние на развитие межнациональной ситуации.
Решение задач по созданию дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия предполагает применение комплексного подхода и совершенствование межведомственной координации в сфере реализации республиканской национальной политики. Все это обуславливает необходимость применения программно-целевого метода.
Инициативы общественных объединений, иных некоммерческих организаций, занимающихся развитием национальных культур, идей духовного единства и межэтнического согласия, играют важнейшую роль в процессе социального развития и составляют основу гражданского общества. Их полноценная деятельность является фактором, создающим благоприятные условия для развития экономики, социальной сферы и укрепления гражданского мира.
Решение поставленных задач обеспечивается соответствующими органами государственной и муниципальной власти во взаимодействии с общественными объединениями и организациями. Необходимы организация и проведение разъяснительной работы среди населения, скоординированные совместные усилия представителей Всех ветвей власти, правоохранительных органов и самого населения по устранению причин, порождающих появление конфликтов, в том числе экстремистские проявления.
В настоящее время институты гражданского общества, действующие на территории Республики Дагестан, выросли в самостоятельный сектор общественных отношений, характерной чертой которого является заметно возросшая активная гражданская позиция.
Наиболее приоритетными видами деятельности некоммерческих организаций в Дагестане являются правозащитная деятельность, социальная поддержка и реабилитация инвалидов, помощь объединениям ветеранов, благотворительная деятельность.
Серьезным показателем уровня гражданской активности в республике стали благотворительность и волонтерство.
В значительной степени развитию институтов гражданского общества в республике способствует создание при органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований общественных советов по направлениям профильной деятельности.
Следует отметить, что грантовая поддержка некоммерческих организаций в республике является актуальной формой развития их деятельности. Проблемными остаются вопросы имущественной, информационной и других видов материальной и нематериальной поддержки деятельности некоммерческих организаций на уровне муниципального образования.
В последнее время много усилий прилагается к решению вопросов поддержки российского казачества. Так, приняты Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. N 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы" и ряд других нормативных правовых актов.
Одним из приоритетных направлений деятельности казачьих обществ является несение государственной и иной службы: охрана Государственной границы Российской Федерации, служба казачьей молодежи в Российской армии, в том числе по контракту, охрана общественного порядка, охрана административных границ, объектов жизнеобеспечения и объектов особой важности, подготовка казачьей молодежи к военной службе, вневойсковая подготовка членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе.
На территории Республики Дагестан функционирует Кизлярский особый приграничный округ Терского казачьего войска, состоящий из 14 казачьих обществ. При Правительстве Республики Дагестан создана рабочая группа Республики Дагестан по делам казачества, вошедшая в состав Комиссии Северо-Кавказского федерального округа по делам казачества при Совете Президента Российской Федерации по делам казачества.
Особую актуальность приобретает и сложившаяся миграционная ситуация, которая требует от государства и общества усилий, последовательной и планомерной работы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в дагестанское общество. Именно выстраивание эффективной системы социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, основанной на уважении и знании русского языка, истории и культуры, традиционного уклада жизни, является эффективным инструментом гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений между коренным населением и иностранными гражданами.
Также в республике оказывается поддержка соотечественникам, проживающим за рубежом, всемерная защита их прав и законных интересов, удовлетворение национально-культурных потребностей (этнокультурных потребностей) посредством расширения связей с национально-культурными общественными объединениями в Российской Федерации, являются важными направлениями в осуществлении Правительством Республики Дагестан международной деятельности.
На сегодня проблема экстремизма остается одной из самых серьезных для международного сообщества, а борьба с экстремистскими группировками входит в число актуальных задач современного общества.
Существующая угроза экстремистских проявлений как в Российской Федерации в целом, так и в Республике Дагестан в частности, выдвигает ряд новых требований к организации противодействия экстремизму на всех уровнях и во всех аспектах, в том числе в сфере профилактики экстремизма, борьбы с носителями экстремистских идей.
Кроме того, настоящая Программа направлена на повышение эффективности мер, принимаемых органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и религиозными организациями Республики Дагестан, по налаживанию государственно-конфессионального взаимодействия и использованию потенциала традиционных религиозных конфессий в духовно-нравственном оздоровлении общества, профилактике радикальной идеологии в Республике Дагестан.
События последних лет наглядно продемонстрировали, что развитие государства определяется не только экономическими показателями, но и нравственно-духовным потенциалом граждан. В связи с этим поддержка традиционных конфессий и обеспечение равных условий их развития входят в число основных приоритетов государственно-конфессиональной политики Республики Дагестан.
Государственно-конфессиональные отношения, построенные на сотрудничестве и взаимопонимании, оказывают существенное влияние на укрепление политической, экономической и общественной стабильности в Дагестане, сохранение мира и согласия между людьми различных национальностей и вероисповеданий.
В то же время следует подчеркнуть, что государственно-конфессиональные отношения и в целом религиозная политика в республике нуждаются в дальнейшем совершенствовании с учетом изменившейся ситуации.
Реализация настоящей Программы будет способствовать укреплению единства народов Республики Дагестан, преодолению негативных тенденций в сфере межнациональных отношений, формированию в обществе толерантно ориентированных поведенческих стереотипов, поддержанию межконфессионального согласия и диалога.
Долгосрочные приоритеты государственной политики установлены следующими документами и нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях";
Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации";