(с изменениями на 26 апреля 2021 года)
(в ред. приказа Минюста Мурманской области от 26.04.2021 N 65)
В соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Мурманской области от 20.11.2003 N 441-01-ЗМО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния", постановлением Правительства Мурманской области от 29.05.2009 N 229-ПП "Об утверждении положения о Министерстве юстиции Мурманской области" приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения плановых и внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области по осуществлению ими полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Мурманской области от 26.12.2018 N 192.
И.о. министра
С.И.НОСАРЕВ
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ И ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИМИ ПОЛНОМОЧИЙ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
(в ред. приказа Минюста Мурманской области от 26.04.2021 N 65)
1. Порядок проведения плановых и внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области по осуществлению ими полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - Порядок) разработан в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 1.1 Закона Мурманской области от 20.11.2003 N 441-01-ЗМО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния", Положением о Министерстве юстиции Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 29.05.2009 N 229-ПП.
(п. 1 в ред. приказа Минюста Мурманской области от 26.04.2021 N 65)
2. Министерство юстиции Мурманской области (далее - Министерство) как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Мурманской области осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области (далее - органы местного самоуправления) полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - государственные полномочия).
Государственную регистрацию актов гражданского состояния непосредственно осуществляют структурные подразделения местных администраций - отделы записи актов гражданского состояния (далее - отделы ЗАГС).
Плановые и внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими государственных полномочий осуществляется по месту его нахождения.
Плановые и внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления проводят государственные гражданские служащие Министерства, уполномоченные на их проведение (далее - уполномоченные лица).
3. Основанием проведения плановой проверки органов местного самоуправления является приказ Министерства об утверждении плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления по исполнению ими государственных полномочий (далее - план проверок).
План проверок, сформированный и согласованный Прокуратурой Мурманской области, утверждает министр юстиции Мурманской области (далее - Министр) или лицо, исполняющее его обязанности приказом.
План проверок подлежит размещению на официальном сайте Министерства не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.
Основанием для включения органов местного самоуправления в план проверок является истечение трех лет со дня начала деятельности отдела ЗАГС или окончания проведения последней плановой проверки.
План проверок содержит следующие сведения:
1) наименование и места нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам;
2) наименование органа государственного контроля, планирующего проведение проверок;
3) цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения.
Уполномоченные лица направляют копию плана проверок главам органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, которые включены в план проверок, в десятидневный срок со дня утверждения плана проверок.
Внеплановые проверки органов местного самоуправления по осуществлению ими государственных полномочий проводятся на основании решения Министра или лица, исполняющего его обязанности, по согласованию с Прокуратурой Мурманской области, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки органов местного самоуправления по осуществлению ими государственных полномочий могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора Мурманской области о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4. Должностные лица Министерства рассматривают обращения (жалобы) граждан на действия (бездействие) отдела ЗАГС, поступившие в Министерство, в соответствии с нормами Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и Закона Мурманской области от 09.07.2010 N 1249-01-ЗМО "О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в Мурманской области".
(п. 4 в ред. приказа Минюста Мурманской области от 26.04.2021 N 65)
5. На основании служебной записки заведующего сектором записи актов гражданского состояния Министерства или лица, исполняющего его обязанности, Министр или лицо, исполняющее его обязанности, издает приказ о проведении плановой (внеплановой) проверки органов местного самоуправления.
Приказ содержит следующие сведения:
1) наименование органа государственного контроля;
2) фамилии, имена, отчества и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки;
3) наименование и места нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам;
4) цели, предмет и основания проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) перечень документов, представление которых органом местного самоуправления необходимо для достижения целей проведения проверки;
7) даты начала и окончания проведения проверки.
Уполномоченные лица направляют копию приказа о проведении плановой проверки главе органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования не позднее 7 (семи) дней до даты начала проведения проверки посредством почты и (или) факсимильной связи.
При проведении внеплановой проверки уполномоченные лица не менее чем за сутки до начала ее проведения направляют приказ главе органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования посредством факсимильной связи.
6. Должностное лицо органа местного самоуправления обязано предоставить уполномоченным лицам возможность в ходе проведения плановых и внеплановых проверок органов местного самоуправления знакомиться с документами и материалами, связанными с осуществлением государственных полномочий, а также обеспечивать доступ на территорию, в здания, помещения, используемые органами местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий.
7. В ходе проведения плановых и внеплановых проверок должностным лицом органа местного самоуправления совместно с уполномоченными лицами определяется круг лиц, с которыми будет осуществляться взаимодействие в ходе проверки.
8. Уполномоченные лица составляют акт о противодействии проверке органом местного самоуправления в случае:
- непринятия мер к обеспечению беспрепятственного доступа уполномоченных лиц на территорию, в здания, помещения, используемые органами местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий;
- непредставления документов, материалов или их копий, связанных с осуществлением государственных полномочий.
Уполномоченные лица информируют главу органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования об оказании противодействия проверке.
9. Уполномоченные лица в рамках контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий рассматривают:
1) нормативную правовую базу и работу органов местного самоуправления по организации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории соответствующего муниципального образования;
2) соблюдение порядка назначения на должность и освобождения от должности начальников отделов ЗАГС по согласованию с уполномоченным органом;
3) структуру и организацию деятельности отделов ЗАГС, в том числе соблюдение порядка согласования с уполномоченным органом положений об отделах ЗАГС, изменений в положения об отделах ЗАГС;
4) вопросы учета и хранения бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, являющихся документами строгой отчетности;
5) взаимодействие с уполномоченным органом по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;
6) работу с обращениями граждан, в том числе жалобами на действия (бездействие) отдела ЗАГС, своевременность их рассмотрения;
7) достоверность, полноту и своевременность представления в уполномоченный орган статистической и иной отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) проведение мероприятий по защите и сохранности информации.