Принят
Волгоградской
областной Думой
9 июля 2020 года
Внести в Закон Волгоградской области от 25 июля 2003 г. N 858-ОД "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (в редакции от 10 января 2006 г. N 1173-ОД, от 19 апреля 2007 г. N 1448-ОД, от 14 марта 2008 г. N 1645-ОД, от 30 декабря 2008 г. N 1834-ОД, от 24 февраля 2010 г. N 1997-ОД, от 02 октября 2013 г. N 106-ОД, от 08 ноября 2013 г. N 144-ОД, от 08 ноября 2013 г. N 145-ОД, от 14 июля 2015 г. N 122-ОД, от 02 декабря 2015 г. N 203-ОД, от 08 апреля 2016 г. N 19-ОД, от 22 сентября 2017 г. N 76-ОД, от 10 октября 2018 г. N 111-ОД) следующие изменения:
1) в пункте 6 статьи 5 слово "Членами" заменить словами "Председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами";
2) в статье 6:
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Возглавляет муниципальную комиссию председатель - заместитель главы муниципального образования, заместитель главы территориального структурного подразделения администрации Волгограда.";
в пункте 9 слово "Членами" заменить словами "Председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членами";
3) статью 8 изложить в следующей редакции:
"Статья 8. Полномочия комиссий
1. Комиссии:
1) координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям; осуществляют мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области;
2) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
3) анализируют выявленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних причины и условия безнадзорности и правонарушений, принимают меры по их устранению;
4) вносят в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц органов и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в случаях неисполнения ими постановлений комиссий или непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях и постановлениях комиссий;
5) вносят в соответствующие органы и учреждения предложения по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав;
6) направляют в государственные органы Волгоградской области, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности представления и постановления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;
7) утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;
8) участвуют в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;
9) принимают меры по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по итогам анализа и обобщения представляемых указанными органами и учреждениями сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;
10) принимают меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;
11) могут утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних;
12) подготавливают и ежегодно направляют отчеты о проведенной работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на соответствующей территории: областная комиссия - Губернатору Волгоградской области, муниципальные комиссии - в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования. Форма отчета устанавливается нормативным правовым актом Администрации Волгоградской области.
2. Областная комиссия осуществляет полномочия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, а также:
1) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Волгоградской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;
2) организует на областном уровне изучение и разработку мероприятий по приоритетным направлениям в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, готовит предложения по указанным вопросам для Губернатора Волгоградской области, Администрации Волгоградской области и Волгоградской областной Думы;
3) на основании информации органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимает меры к устранению выявленных указанными органами и учреждениями нарушений прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также недостатков в деятельности различных органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;
4) проверяет работу органов исполнительной власти Волгоградской области по исполнению федерального законодательства, законов Волгоградской области, постановлений Губернатора Волгоградской области и постановлений Администрации Волгоградской области по проблемам детства, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и охраняемых законом интересов;
5) регулярно информирует в установленной форме Губернатора Волгоградской области и Администрацию Волгоградской области о состоянии работы по защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений на территории Волгоградской области;
6) в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних тех лиц, которые имели судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних;
7) может принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, вправе в установленном порядке посещать указанные учреждения;
8) принимает меры по организации обобщения и распространения эффективного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Волгоградской области;
9) оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью муниципальных комиссий в соответствии с настоящим Законом;
10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Волгоградской области.
Областная комиссия подотчетна Администрации Волгоградской области.
3. Муниципальные комиссии осуществляют на территории соответствующего муниципального образования Волгоградской области полномочия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, а также:
1) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
2) рассматривают вопросы, связанные с отчислением несовершеннолетних обучающихся из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", и иные вопросы, связанные с их обучением;
3) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказывают помощь по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия), а также осуществляют иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области;
4) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области;
5) принимают решения:
а) о направлении информации в соответствующие органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними:
привлеченными к административной ответственности;
вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений;
освобожденными из воспитательных колоний;
нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
б) о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
6) рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;