В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктом "б" пункта 10 перечня обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18.12.2019 N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях", руководствуясь основными принципами национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р, в целях реализации оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить Положение о системе методической работы Свердловской области (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Заместителя Министра образования и молодежной политики Свердловской области Ю.Н. Зеленова.
Министр
Ю.И.БИКТУГАНОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Настоящее положение определяет цель, задачи, организацию и содержание системы методической работы в условиях единого научно-методического пространства на территории Свердловской области.
2. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года", методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области (далее - Министерство образования) по вопросам системы методической работы.
3. Основные понятия, применяемые в настоящем положении:
1) методическая работа - основанная на научных достижениях и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала и педагогического мастерства;
2) методическая работа - систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психологической подготовки и профессионального мастерства;
3) методическое обеспечение - процесс, направленный на создание различных видов методической продукции (программы, учебно-методические комплексы, методические разработки, дидактические пособия, методические средства, оснащающие педагогический процесс), способствующих более эффективной реализации профессиональной деятельности педагогов;
4) методическое сопровождение, в том числе сетевое - взаимодействие субъектов профессионального сообщества, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем и задач профессиональной деятельности, осуществляемое в процессе актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана;
5) наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Наиболее эффективная форма преемственности поколений и профессиональной адаптации, способствующей повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров;
6) профессиональное сообщество - группа людей, которые регулярно вступают между собой в коммуникацию (лично или виртуально) с целью обмена опытом, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними задач; работающих в определенной предметной или проблемной профессиональной сфере деятельности, для личностного и профессионального роста педагога, развития его профессиональной компетентности и мастерства и как механизма для запуска самоорганизации и самообразования (инфернального образования педагогов).
4. Целью методической работы является содействие профессиональному развитию педагогических и руководящих работников на основе организованного взаимодействия разноуровневых структур по методическому сопровождению их деятельности.
5. Задачами методической работы являются:
1) обеспечение координации деятельности методических служб различных уровней для обеспечения методического сопровождения деятельности педагогических и руководящих работников системы образования Свердловской области;
2) оказание методической поддержки педагогическим и руководящим работникам с учетом результатов анализа статистических данных, мониторингов, выявленных профессиональных дефицитов и потребностей системы образования и образовательной организации;
3) развитие современных форм наставничества и методической поддержки молодых педагогов;
4) способствование развитию деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогов;
5) обеспечение выявления и трансляции лучших практик в сфере образования Свердловской области;
6) обеспечение вариативности профессионального развития педагогических и руководящих работников, функционирования базовых, стажировочных площадок и других методических структур.
6. Принципами, определяющими методическую работу, являются:
1) открытости и доступности, предполагающий возможность использования педагогическими и руководящими работниками системы образования Свердловской области совместных информационно-методических ресурсов;
2) системности, оптимального сочетания централизации и рассредоточения методических ресурсов;
3) аналитического подхода к использованию информации об уровне профессионального развития педагогических и руководящих работников;
4) системно-деятельностного и андрагогического подходов, предполагающий научно обоснованное и практико-ориентированное содержание методической работы, направленное на совершенствование и получение профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения качества образования.
7. Региональная модель методической работы Свердловской области представляет собой систему, предполагающую интеграцию следующих уровней методического сопровождения педагогических работников: школьного, муниципального, регионального.
8. На всех уровнях, перечисленных в пункте 7 настоящего положения, выстроены вертикали педагогических сообществ, объединенных целью совершенствования профессионального мастерства и отличающихся спецификой субъектов:
1) предметные/междисциплинарные методические объединения педагогов (ассоциации), которые организуют и проводят методическую работу с педагогическими работниками соответствующего предметного профиля;
2) руководители образовательных организаций всех видов и типов, которые осуществляют текущее руководство методической работой в образовательной организации в соответствии с организационно-управленческими ресурсами (штатным расписанием, должностными обязанностями), способствуют реализации индивидуальных программ непрерывного профессионального образования педагогов;
3) общественно-профессиональные объединения педагогов, которые обеспечивают педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь, создают условия для саморазвития педагога;
4) муниципальные методические службы, которые решают задачи обобщения передового педагогического опыта на уровне муниципалитета, разрабатывают муниципальные стратегии профессионального роста педагогов и обеспечения качества образования; способствуют инновационным изменениям в соответствии с насущными потребностями педагогов по актуальным направлениям развития образования, координируют реализацию индивидуальных программ непрерывного профессионального образования педагогов;
5) профессиональное экспертное сообщество, включающее педагогов системы общего образования, которое участвует в экспертном оценивании уровня профессионального развития педагогов на основе критериального оценивания в условиях проведения федеральных и региональных оценочных процедур;
6) региональная сетевая методическая служба "Педсовет 66", которая решает вопросы координации деятельности всех организационных методических структур Свердловской области;
7) государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области "Институт развития образования" (далее - ГАОУ ДПО СО "ИРО"), которое координирует деятельность данных субъектов на основе региональной модели методической работы Свердловской области.
9. Функции организаций, осуществляющих методическую работу в Свердловской области:
1) ГАОУ ДПО СО "ИРО":
способствует созданию открытого интерактивного информационного пространства системы методической работы;
проводит мониторинг качества и результатов методической работы;
анализирует результаты методической работы системы образования Свердловской области;
оказывает методическую помощь педагогическим и руководящим работникам в разработке индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития педагогов;
готовит предложения в адрес Министерства образования по развитию системы методической работы;
обобщает и осуществляет тиражирование лучших педагогических и управленческих практик;
проводит мероприятия, направленные на повышение качества методического сопровождения деятельности педагогических и руководящих работников и на совершенствование системы методической работы;
обучает педагогических и руководящих работников в соответствии с современными трендами системы образования и новыми требованиями к профессиональной деятельности педагогов и руководителей образовательных организаций всех видов и типов;
инициирует деятельность муниципальных методических служб и организаций, выполняющих функции информационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников системы образования в муниципальном образовании по поддержке школьных, городских/муниципальных методических объединений и/или профессиональных сообществ педагогов;
2) муниципальные методические службы, организации, выполняющие функции информационно-методического сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников системы образования в муниципальном образовании: