Действующий

Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020 - 2025 годы



5. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


Система образования Республики Башкортостан предусматривает целенаправленную работу с обучающимися с ОВЗ и (или) инвалидностью в рамках единого образовательного пространства. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.


В настоящее время в Республике Башкортостан имеется многолетний опыт обучения детей с ОВЗ в условиях государственных коррекционных общеобразовательных учреждений, действует государственная программа "Доступная среда в Республике Башкортостан", утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 октября 2016 года N 463 (с последующими изменениями), отрегулированы механизмы увеличения объема финансовых средств, выделяемых на развитие инклюзивного образования, существует опыт реализации межрегиональных и международных проектов в области инклюзивного образования, ведется ведомственный контроль качества инклюзивного образования.


Оказание ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и (или) инвалидностью на данный момент является актуальным направлением деятельности в сфере образования. Общее количество дошкольных образовательных организаций по оказанию ранней помощи в системе образования республики - 61.


В 2020 году планируется открытие новых центров оказания ранней помощи детям и их родителям в дошкольных образовательных организациях в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.


Инклюзивное образование в системе дошкольного образования позволяет организовать психолого-педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей с различными стартовыми возможностями (как обычно развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с особенностями в развитии). В 2019 году функционировало 658 групп компенсирующей, комбинированной и общеразвивающей направленностей, в которых воспитывались 13273 ребенка, в том числе детей с ОВЗ - 10732 (80,8%), детей с инвалидностью - 2541 (19,2%).


Инклюзивная образовательная среда в системе начального, основного, среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях создается с целью формирования целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ и (или) инвалидностью в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального психического развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. В инклюзивных школах обучаются 22040 детей с ОВЗ и 3968 детей с инвалидностью. В городе Уфе численность обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью составляет 2518 человек. Наряду с инклюзивным образованием сохранена сеть коррекционных школ и школ-интернатов. В 36 государственных бюджетных коррекционных учреждениях обучаются 5319 детей, 554 ребенка-инвалида получают общее образование с использованием дистанционных технологий в Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов.


Инклюзивное образование реализуется в системе среднего профессионального и высшего образования. Инклюзивное образование в учреждениях профессионального образования осуществляется в следующих формах: обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни), обучение по адаптированным образовательным программам. Профессиональное образование лиц с ОВЗ осуществляется в 15 учреждениях среднего профессионального образования республики.


В системе инклюзивного образования особое место занимает Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Республики Башкортостан, в структуру которого входит психолого-медико-педагогическая комиссия, ежегодно обследующая около 40 тыс. детей в возрасте от 0 до 18 лет.


Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 марта 2019 года N 253-р утвержден межведомственный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и обучающимися с ОВЗ на 2019 - 2020 годы в Республике Башкортостан, который предусматривает меры нормативного и методического характера, развитие инфраструктуры, обеспечение качества образования, подготовку кадров и повышение их квалификации.


В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 (с последующими изменениями), в Республике Башкортостан универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов была обеспечена с учетом потребностей детей-инвалидов в более чем 320 общеобразовательных организациях только в 2019 году. На сегодняшний день в более 20% образовательных учреждений по Республике Башкортостан проведены мероприятия по обеспечению физической и информационной доступности. Количество приоритетных объектов образования, доступных для инвалидов, - 633.


С 2011 по 2018 год количество оборудованных образовательных учреждений, доступных для детей-инвалидов, составило 633, в том числе:


дошкольные - 231 из 1357 учреждений (17%);


общеобразовательные - 322 из 1318 учреждений (24,4%);


учреждения дополнительного образования детей - 54 из 213 учреждений (25,4%);