Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 апреля 2020 года N 100-р


[Об утверждении региональной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2020 - 2025 годы)"]

____________________________________________________________________
Утратил силу с 24.05.2022 на основании распоряжения Правительства Республики Коми от 24.05.2022 N 189-р.
____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":


1. Утвердить региональную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2020 - 2025 годы)" согласно приложению.


2. Признать утратившими силу:


1) распоряжение Правительства Республики Коми от 9 апреля 2010 г. N 145-р;


2) пункт 4 приложения к распоряжению Правительства Республики Коми от 6 мая 2015 г. N 161-р.



Заместитель Председателя
Правительства Республики Коми -
министр финансов
Республики Коми
Г.РУБЦОВА



Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 10 апреля 2020 г. N 100-р
     (приложение)



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2020 - 2025 ГОДЫ)"



ПАСПОРТ региональной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2020 - 2025 годы)"

Основание для разработки Программы

Статьи 7 и 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 399 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях";

приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 916 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. N 703-р "Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации";

распоряжение Правительства Республики Коми от 7 июля 2010 г. N 288-р о реализации положений статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Разработчики Программы

Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми;

государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения"

Участники Программы

Органы исполнительной власти Республики Коми:

1. Администрация Главы Республики Коми.

2. Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

3. Министерство здравоохранения Республики Коми.

4. Министерство инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми.

5. Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми.

6. Министерство национальной политики Республики Коми.

7. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

8. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

9. Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений.

10. Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми.

11. Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.

12. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.

13. Министерство физической культуры и спорта Республики Коми.

14. Министерство финансов Республики Коми.

15. Министерство экономики Республики Коми.

16. Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.

17. Министерство юстиции Республики Коми.

18. Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации.

19. Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации.

20. Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля).

21. Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия.

Муниципальные образования в Республике Коми:

1. МО ГО "Воркута" (по согласованию).

2. МО ГО "Вуктыл" (по согласованию).

3. МО ГО "Инта" (по согласованию).

4. МО ГО "Сыктывкар" (по согласованию).

5. МО ГО "Усинск" (по согласованию).

6. МО ГО "Ухта" (по согласованию).

7. МО МР "Усть-Вымский" (по согласованию).

8. МО МР "Ижемский" (по согласованию).

9. МО МР "Княжпогостский" (по согласованию).

10. МО МР "Койгородский" (по согласованию).

11. МО МР "Корткеросский" (по согласованию).

12. МО МР "Печора" (по согласованию).

13. МО МР "Прилузский" (по согласованию).

14. МО МР "Сосногорск" (по согласованию).

15. МО МР "Сыктывдинский" (по согласованию).

16. МО МР "Сысольский" (по согласованию).

17. МО МР "Троицко-Печорский" (по согласованию).

18. МО МР "Удорский" (по согласованию).

19. МО МР "Усть-Куломский" (по согласованию).

20. МО МР "Усть-Цилемский" (по согласованию).

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (по согласованию)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми

Цели Программы

Снижение энергоемкости в отраслях экономики Республики Коми

Задачи Программы

1. Создание условий по управлению энергосбережением и созданию системы показателей, характеризующих эффективность использования энергетических ресурсов на территории Республики Коми, осуществление мониторинга и анализа этих показателей.

2. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области здравоохранения.

3. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области образования.

4. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области промышленности.

5. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области транспорта.

6. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области сельского хозяйства.

7. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

8. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий органами местного самоуправления в Республике Коми.

9. Содействие реализации механизма энергосервисного контракта

Основные целевые индикаторы (показатели) Программы

По задаче 1:

1.1. Энергоемкость валового регионального продукта Республики Коми для фактических условий (т.у.т./млн. руб.);

По задаче 2:

2.1. Удельный расход тепловой энергии государственными медицинскими организациями (Гкал/кв.м);

2.2. Удельный расход электрической энергии государственными медицинскими организациями (кВт-ч/кв.м);

По задаче 3:

3.1. Удельный расход тепловой энергии государственными образовательными организациями (Гкал/кв.м);

3.2. Удельный расход электрической энергии государственными образовательными организациями (кВтч/кв.м);

По задаче 4:

4.1. Доля предприятий, участвующих в мероприятиях, направленных на снижение энергоемкости, в общем количестве предприятий промышленности и транспорта, с которыми заключены соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве и социально-экономическом партнерстве (% в год);

4.2. Доля хозяйствующих субъектов, выпускающих энергоэффективные строительные материалы, в общем количестве хозяйствующих субъектов Республики Коми, выпускающих строительные материалы (% в год);

По задаче 5:

5.1. Валовое потребление природного газа в качестве моторного топлива (тыс. куб.м/год);

По задаче 6:

6.1. Удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях за год, предшествующий отчетному году (% в год);

По задаче 7:

7.1. Оснащенность многоквартирных жилых домов на территории Республики Коми приборами учета используемых энергетических ресурсов (% в год);

По задаче 8:

8.1. Доля светодиодных источников света в системах уличного освещения муниципальных образований в Республике Коми (%);

По задаче 9:

9.1. Количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми;

9.2. Количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами местного самоуправления в Республики Коми и муниципальными учреждениями Республики Коми

Сроки реализации Программы

2020 - 2025 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется в рамках соответствующих государственных программ Республики Коми и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Общий объем финансирования Программы составит 2 928 528,9 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год - 1 400 721,4 тыс. руб.;

2021 год - 762 467,7 тыс. руб.;

2022 год - 674 810,4 тыс. руб.;

2023 год - 39 912,3 тыс. руб.;

2024 год - 25 563,3 тыс. руб.;

2025 год - 25 053,8 тыс. руб.;

из них:

1) средства республиканского бюджета Республики Коми - 65 481,2 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год - 21 438,8 тыс. руб.;

2021 год - 21 738,4 тыс. руб.;

2022 год - 22 304,0 тыс. руб.;

2) средства местных бюджетов - 184 749,6 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год - 37 977,4 тыс. руб.;

2021 год - 51 716,7 тыс. руб.;

2022 год - 23 538,4 тыс. руб.;

2023 год - 23 970,4 тыс. руб.;

2024 год - 22 987,7 тыс. руб.;

2025 год - 24 559,0 тыс. руб.;

3) внебюджетные средства - 1 102 434,33 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год - 579 623,50 тыс. руб.;

2021 год - 576 643,40 тыс. руб.;

2022 год - 556 543,90 тыс. руб.;

2023 год - 13 316,50 тыс. руб.;

2024 год - 336,70 тыс. руб.;

2025 год - 332,70 тыс. руб.;

4) средства от приносящей доход деятельности - 951 501,4 тыс. руб., в том числе по годам:

2020 год - 761 681,7 тыс. руб.;

2021 год - 112 369,2 тыс. руб.;

2022 год - 72 424,1 тыс. руб.;

2023 год - 2 625,4 тыс. руб.;

2024 год - 2 238,9 тыс. руб.;

2025 год - 162,1 тыс. руб.

Подробная информация представлена в таблице 7 Программы

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит к 2025 году достичь следующих конечных результатов:

снижение энергоемкости валового регионального продукта Республики Коми (для фактических условий) до 21,25 т.у.т./млн. руб.;

снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии государственными медицинскими организациями Республики Коми - 100% от планового значения;

снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии государственными образовательными организациями Республики Коми - 100% от планового значения;

доведение доли предприятий, участвующих в мероприятиях, направленных на снижение энергоемкости, в общем количестве предприятий промышленности и транспорта, с которыми заключены соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве и социально-экономическом партнерстве, до 90%;

доведение доля хозяйствующих субъектов, выпускающих энергоэффективные строительные материалы, в общем количестве хозяйствующих субъектов Республики Коми, выпускающих строительные материалы, до 19%;

повышение валового потребления природного газа в качестве моторного топлива - 100% от планового значения;

снижение удельного веса затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях до 4,6% в год;

доведение оснащенности многоквартирных жилых домов на территории Республики Коми приборами учета используемых энергетических ресурсов до 41,5%;

ежегодное проведение работ органами местного самоуправления по установке (либо замене металлогалогенных, натриевых, ртутных и прочих энергозатратных светоточек) на светодиодные осветительные приборы в системах уличного освещения муниципальных образований Республики Коми не менее 2% от общего количества светоточек уличного освещения Республики Коми;

государственными (муниципальными) учреждениями заключены энергосервисные договоры (контракты) в количестве, соответствующем распоряжению Правительства Республики Коми от 13 апреля 2016 г. N 156-р о задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми за потребленные топливно-энергетические ресурсы и предоставленные коммунальные услуги

Управление Программой

Общее управление реализацией Программы осуществляет Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми.

Координацию деятельности участников Программы и мониторинг хода реализации Программы осуществляет государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения"



I. Характеристика текущего состояния и перспектив в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Коми


Анализ динамики энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2012 - 2017 годах сформирован на основе данных официальной статистической отчетности, аналитических отчетов органов исполнительной власти Республики Коми и соответствующих экспертных оценок.


Согласно данным официальной статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) энергоемкость экономики Республики Коми, рассчитанная в текущих ценах за период 2012 - 2017 годов, снизилась на 9,3%.


В настоящее время Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми (далее - Комистат) осуществляет расчет энергоемкости экономики Республики Коми только в текущих ценах. При таком подходе (в отличие от энергоемкости в постоянных ценах) при расчете используется номинальный ВРП, величина которого зависит от уровня инфляции и текущих цен в стране. Как следствие, значения показателя, рассчитанные за несколько лет при разных уровнях текущих цен, не являются сравнимыми. Указанное обстоятельство значительно затрудняет проведение анализа динамики энергоемкости.


В структуре ВРП Республики Коми по итогам 2017 года наибольшая доля приходилась на следующие виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (37,1%), обрабатывающие производства (11,7%), транспортировка и хранение (8,0%), строительство (7,2%), социальное обеспечение, государственное управление и обеспечение военной безопасности (6,0%).


На динамику энергоемкости ВРП Республики Коми существенное влияние оказывают показатели таких отраслей, как обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, производство нефтепродуктов.


Относительно высокий уровень энергоемкости ВРП в Республике Коми обусловлен:


климатическими условиями, требующими значительного расхода энергоресурсов;


высоким уровнем устаревания оборудования, зданий и сооружений, приводящим к избыточным расходам энергоресурсов.


В рамках реализации Программы анализируется целевой показатель "Энергоемкость ВРП Республики Коми (для фактических условий), кг у.т./тыс. руб., в год".



Таблица 1



Динамика энергоемкости ВРП Республики Коми за 2012 - 2017 годы

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Энергоемкость ВРП Республики Коми (для фактических условий), т.у.т./млн. руб. <1>

21,53

20,97

22,66

21,56

19,69

19,53


________________


<1> Сведения по значению показателя "Энергоемкость ВРП Республики Коми (для фактических условий)" формируются и публикуются Росстатом. Данные по динамике энергоемкости ВРП Республики Коми (для фактических условий) за 2018 год будут доступны для включения в Региональный доклад "О состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Республике Коми" по мере опубликования их Росстатом в 2021 году.


Согласно информации Комистата, начиная с 2014 года, требуемые индикаторы для расчета целевого показателя "Энергоемкость ВРП Республики Коми (для сопоставимых условий)" не предусмотрены Федеральным планом статистических работ и в системе статистики не рассчитываются.


Основной проблемой в сфере энергосбережения остается низкая эффективность использования энергетических ресурсов и повышенная энергоемкость экономики и бюджетной сферы Республики Коми.


При существующем уровне энергоемкости экономики и бюджетной сферы рост стоимости энергетических ресурсов вызывает следующие негативные последствия:


рост затрат предприятий на оплату энергетических ресурсов, приводящий к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;


необходимость компенсации затрат ресурсоснабжающих организаций, обусловленных применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы в связи с необходимостью соблюдения ограничений роста платы граждан за потребленные коммунальные услуги;


снижение эффективности бюджетных расходов, вызванное ростом затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на государственное и муниципальное управление.


Для решения указанной проблемы необходимо продолжение реализации комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в том числе в принятии согласованных мер органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, предприятий и организаций по повышению эффективности потребления энергии на территории Республики Коми.


Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики является одним из резервов повышения конкурентоспособности предприятий региона. С этой целью проводится работа по включению в отраслевые региональные программы мероприятий и целевых показателей в сфере энергосбережения.


Методическими рекомендациями по включению в региональные программы (подпрограммы) в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, одобренными решением Межведомственного координационного совета по реализации подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" от 21 ноября 2014 г. N АН-558пр, предлагается включать в отраслевые региональные программы информацию о показателях энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также информацию о мероприятиях (проектах) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, скоординированных между собой по содержанию, срокам, ресурсному обеспечению, исполнителям, формам финансового обеспечения реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и показателям оценки эффективности их реализации.


В этой связи государственной политикой Республики Коми в области обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности предусматривается реализация энерго- и ресурсосберегающих мероприятий в различных сферах экономической деятельности, рекомендованные Министерством энергетики Российской Федерации целевые показатели распределены по соответствующим государственным программам Республики Коми.


По состоянию на конец 2019 года мероприятия и целевые показатели в сфере энергосбережения были включены в 5 отраслевых государственных программ Республики Коми. Ежегодно Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет мониторинг хода реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне. Целевые показатели региональных отраслевых программ включаются в региональную часть государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации. Работа по включению информации в сфере энергосбережения в отраслевые государственные программы Республики Коми будет продолжена в последующие периоды действия указанных программ.


Прочие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", представлены в приложениях 1 - 2 к Программе.


Программа направлена на исполнение требований пункта 3.5 раздела IV распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. N 703-р, которым утвержден комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, в части принятии и реализации в субъектах Российской Федерации планов мероприятий по повышению энергоэффективности. Соответствующая информация включена в Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Республики Коми (приложение 3).


Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению на период действия Программы являются следующие:


внедрение инновационных решений и подходов при организации и реализации энергосберегающих мероприятий;


привлечение внебюджетных инвестиций для реализации энергосберегающих мероприятий, в том числе посредством механизма энергосервисного контракта и концессионного соглашения;


развитие практики применения контракта жизненного цикла для реализации энергосберегающих мероприятий на объектах бюджетной сферы;


переход от работы по повышению энергетической эффективности отдельных объектов к повышению энергетической эффективности систем;


снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при осуществлении регулируемых видов деятельности;


сокращение потерь энергетических ресурсов и воды при их передаче;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»