____________________________________________________________________
Утратил силу с 24.05.2022 на основании распоряжения Правительства Республики Коми от 24.05.2022 N 189-р.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
1. Утвердить региональную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2020 - 2025 годы)" согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
1) распоряжение Правительства Республики Коми от 9 апреля 2010 г. N 145-р;
2) пункт 4 приложения к распоряжению Правительства Республики Коми от 6 мая 2015 г. N 161-р.
Заместитель Председателя
Правительства Республики Коми -
министр финансов
Республики Коми
Г.РУБЦОВА
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2020 - 2025 ГОДЫ)"
Основание для разработки Программы | распоряжение Правительства Республики Коми от 7 июля 2010 г. N 288-р о реализации положений статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
Разработчики Программы | Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми; государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" |
Участники Программы | Органы исполнительной власти Республики Коми: 1. Администрация Главы Республики Коми. 2. Комитет Республики Коми гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. 3. Министерство здравоохранения Республики Коми. 4. Министерство инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми. 5. Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми. 6. Министерство национальной политики Республики Коми. 7. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми. 8. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. 9. Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений. 10. Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми. 11. Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми. 12. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. 13. Министерство физической культуры и спорта Республики Коми. 14. Министерство финансов Республики Коми. 15. Министерство экономики Республики Коми. 16. Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми. 17. Министерство юстиции Республики Коми. 18. Постоянное представительство Республики Коми при Президенте Российской Федерации. 19. Представительство Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации. 20. Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля). 21. Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия. Муниципальные образования в Республике Коми: 1. МО ГО "Воркута" (по согласованию). 2. МО ГО "Вуктыл" (по согласованию). 3. МО ГО "Инта" (по согласованию). 4. МО ГО "Сыктывкар" (по согласованию). 5. МО ГО "Усинск" (по согласованию). 6. МО ГО "Ухта" (по согласованию). 7. МО МР "Усть-Вымский" (по согласованию). 8. МО МР "Ижемский" (по согласованию). 9. МО МР "Княжпогостский" (по согласованию). 10. МО МР "Койгородский" (по согласованию). 11. МО МР "Корткеросский" (по согласованию). 12. МО МР "Печора" (по согласованию). 13. МО МР "Прилузский" (по согласованию). 14. МО МР "Сосногорск" (по согласованию). 15. МО МР "Сыктывдинский" (по согласованию). 16. МО МР "Сысольский" (по согласованию). 17. МО МР "Троицко-Печорский" (по согласованию). 18. МО МР "Удорский" (по согласованию). 19. МО МР "Усть-Куломский" (по согласованию). 20. МО МР "Усть-Цилемский" (по согласованию). Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (по согласованию) |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми |
Цели Программы | Снижение энергоемкости в отраслях экономики Республики Коми |
Задачи Программы | 1. Создание условий по управлению энергосбережением и созданию системы показателей, характеризующих эффективность использования энергетических ресурсов на территории Республики Коми, осуществление мониторинга и анализа этих показателей. 2. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области здравоохранения. 3. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области образования. 4. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области промышленности. 5. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области транспорта. 6. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области сельского хозяйства. 7. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства. 8. Содействие реализации энергосберегающих мероприятий органами местного самоуправления в Республике Коми. 9. Содействие реализации механизма энергосервисного контракта |
Основные целевые индикаторы (показатели) Программы | По задаче 1: 1.1. Энергоемкость валового регионального продукта Республики Коми для фактических условий (т.у.т./млн. руб.); По задаче 2: 2.1. Удельный расход тепловой энергии государственными медицинскими организациями (Гкал/кв.м); 2.2. Удельный расход электрической энергии государственными медицинскими организациями (кВт-ч/кв.м); По задаче 3: 3.1. Удельный расход тепловой энергии государственными образовательными организациями (Гкал/кв.м); 3.2. Удельный расход электрической энергии государственными образовательными организациями (кВтч/кв.м); По задаче 4: 4.1. Доля предприятий, участвующих в мероприятиях, направленных на снижение энергоемкости, в общем количестве предприятий промышленности и транспорта, с которыми заключены соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве и социально-экономическом партнерстве (% в год); 4.2. Доля хозяйствующих субъектов, выпускающих энергоэффективные строительные материалы, в общем количестве хозяйствующих субъектов Республики Коми, выпускающих строительные материалы (% в год); По задаче 5: 5.1. Валовое потребление природного газа в качестве моторного топлива (тыс. куб.м/год); По задаче 6: 6.1. Удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях за год, предшествующий отчетному году (% в год); По задаче 7: 7.1. Оснащенность многоквартирных жилых домов на территории Республики Коми приборами учета используемых энергетических ресурсов (% в год); По задаче 8: 8.1. Доля светодиодных источников света в системах уличного освещения муниципальных образований в Республике Коми (%); По задаче 9: 9.1. Количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами государственной власти Республики Коми и государственными учреждениями Республики Коми; 9.2. Количество энергосервисных договоров (контрактов), заключенных органами местного самоуправления в Республики Коми и муниципальными учреждениями Республики Коми |
Сроки реализации Программы | 2020 - 2025 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование мероприятий Программы осуществляется в рамках соответствующих государственных программ Республики Коми и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Общий объем финансирования Программы составит 2 928 528,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 1 400 721,4 тыс. руб.; 2021 год - 762 467,7 тыс. руб.; 2022 год - 674 810,4 тыс. руб.; 2023 год - 39 912,3 тыс. руб.; 2024 год - 25 563,3 тыс. руб.; 2025 год - 25 053,8 тыс. руб.; из них: 1) средства республиканского бюджета Республики Коми - 65 481,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 21 438,8 тыс. руб.; 2021 год - 21 738,4 тыс. руб.; 2022 год - 22 304,0 тыс. руб.; 2) средства местных бюджетов - 184 749,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 37 977,4 тыс. руб.; 2021 год - 51 716,7 тыс. руб.; 2022 год - 23 538,4 тыс. руб.; 2023 год - 23 970,4 тыс. руб.; 2024 год - 22 987,7 тыс. руб.; 2025 год - 24 559,0 тыс. руб.; 3) внебюджетные средства - 1 102 434,33 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 579 623,50 тыс. руб.; 2021 год - 576 643,40 тыс. руб.; 2022 год - 556 543,90 тыс. руб.; 2023 год - 13 316,50 тыс. руб.; 2024 год - 336,70 тыс. руб.; 2025 год - 332,70 тыс. руб.; 4) средства от приносящей доход деятельности - 951 501,4 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 761 681,7 тыс. руб.; 2021 год - 112 369,2 тыс. руб.; 2022 год - 72 424,1 тыс. руб.; 2023 год - 2 625,4 тыс. руб.; 2024 год - 2 238,9 тыс. руб.; 2025 год - 162,1 тыс. руб. Подробная информация представлена в таблице 7 Программы |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит к 2025 году достичь следующих конечных результатов: снижение энергоемкости валового регионального продукта Республики Коми (для фактических условий) до 21,25 т.у.т./млн. руб.; снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии государственными медицинскими организациями Республики Коми - 100% от планового значения; снижение удельных показателей потребления электрической, тепловой энергии государственными образовательными организациями Республики Коми - 100% от планового значения; доведение доли предприятий, участвующих в мероприятиях, направленных на снижение энергоемкости, в общем количестве предприятий промышленности и транспорта, с которыми заключены соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве и социально-экономическом партнерстве, до 90%; доведение доля хозяйствующих субъектов, выпускающих энергоэффективные строительные материалы, в общем количестве хозяйствующих субъектов Республики Коми, выпускающих строительные материалы, до 19%; повышение валового потребления природного газа в качестве моторного топлива - 100% от планового значения; снижение удельного веса затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях до 4,6% в год; доведение оснащенности многоквартирных жилых домов на территории Республики Коми приборами учета используемых энергетических ресурсов до 41,5%; ежегодное проведение работ органами местного самоуправления по установке (либо замене металлогалогенных, натриевых, ртутных и прочих энергозатратных светоточек) на светодиодные осветительные приборы в системах уличного освещения муниципальных образований Республики Коми не менее 2% от общего количества светоточек уличного освещения Республики Коми; государственными (муниципальными) учреждениями заключены энергосервисные договоры (контракты) в количестве, соответствующем распоряжению Правительства Республики Коми от 13 апреля 2016 г. N 156-р о задолженности организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми за потребленные топливно-энергетические ресурсы и предоставленные коммунальные услуги |
Управление Программой | Общее управление реализацией Программы осуществляет Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми. Координацию деятельности участников Программы и мониторинг хода реализации Программы осуществляет государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" |
Анализ динамики энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2012 - 2017 годах сформирован на основе данных официальной статистической отчетности, аналитических отчетов органов исполнительной власти Республики Коми и соответствующих экспертных оценок.
Согласно данным официальной статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) энергоемкость экономики Республики Коми, рассчитанная в текущих ценах за период 2012 - 2017 годов, снизилась на 9,3%.
В настоящее время Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми (далее - Комистат) осуществляет расчет энергоемкости экономики Республики Коми только в текущих ценах. При таком подходе (в отличие от энергоемкости в постоянных ценах) при расчете используется номинальный ВРП, величина которого зависит от уровня инфляции и текущих цен в стране. Как следствие, значения показателя, рассчитанные за несколько лет при разных уровнях текущих цен, не являются сравнимыми. Указанное обстоятельство значительно затрудняет проведение анализа динамики энергоемкости.
В структуре ВРП Республики Коми по итогам 2017 года наибольшая доля приходилась на следующие виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых (37,1%), обрабатывающие производства (11,7%), транспортировка и хранение (8,0%), строительство (7,2%), социальное обеспечение, государственное управление и обеспечение военной безопасности (6,0%).
На динамику энергоемкости ВРП Республики Коми существенное влияние оказывают показатели таких отраслей, как обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, производство нефтепродуктов.
Относительно высокий уровень энергоемкости ВРП в Республике Коми обусловлен:
климатическими условиями, требующими значительного расхода энергоресурсов;
высоким уровнем устаревания оборудования, зданий и сооружений, приводящим к избыточным расходам энергоресурсов.
В рамках реализации Программы анализируется целевой показатель "Энергоемкость ВРП Республики Коми (для фактических условий), кг у.т./тыс. руб., в год".
Динамика энергоемкости ВРП Республики Коми за 2012 - 2017 годы
Показатель | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
Энергоемкость ВРП Республики Коми (для фактических условий), т.у.т./млн. руб. <1> | 21,53 | 20,97 | 22,66 | 21,56 | 19,69 | 19,53 |
________________
<1> Сведения по значению показателя "Энергоемкость ВРП Республики Коми (для фактических условий)" формируются и публикуются Росстатом. Данные по динамике энергоемкости ВРП Республики Коми (для фактических условий) за 2018 год будут доступны для включения в Региональный доклад "О состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Республике Коми" по мере опубликования их Росстатом в 2021 году.
Согласно информации Комистата, начиная с 2014 года, требуемые индикаторы для расчета целевого показателя "Энергоемкость ВРП Республики Коми (для сопоставимых условий)" не предусмотрены Федеральным планом статистических работ и в системе статистики не рассчитываются.
Основной проблемой в сфере энергосбережения остается низкая эффективность использования энергетических ресурсов и повышенная энергоемкость экономики и бюджетной сферы Республики Коми.
При существующем уровне энергоемкости экономики и бюджетной сферы рост стоимости энергетических ресурсов вызывает следующие негативные последствия:
рост затрат предприятий на оплату энергетических ресурсов, приводящий к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
необходимость компенсации затрат ресурсоснабжающих организаций, обусловленных применением льготных тарифов на коммунальные ресурсы в связи с необходимостью соблюдения ограничений роста платы граждан за потребленные коммунальные услуги;
снижение эффективности бюджетных расходов, вызванное ростом затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на государственное и муниципальное управление.
Для решения указанной проблемы необходимо продолжение реализации комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в том числе в принятии согласованных мер органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, предприятий и организаций по повышению эффективности потребления энергии на территории Республики Коми.
Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики является одним из резервов повышения конкурентоспособности предприятий региона. С этой целью проводится работа по включению в отраслевые региональные программы мероприятий и целевых показателей в сфере энергосбережения.
Методическими рекомендациями по включению в региональные программы (подпрограммы) в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, транспорта информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, одобренными решением Межведомственного координационного совета по реализации подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики" от 21 ноября 2014 г. N АН-558пр, предлагается включать в отраслевые региональные программы информацию о показателях энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также информацию о мероприятиях (проектах) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, скоординированных между собой по содержанию, срокам, ресурсному обеспечению, исполнителям, формам финансового обеспечения реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и показателям оценки эффективности их реализации.
В этой связи государственной политикой Республики Коми в области обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности предусматривается реализация энерго- и ресурсосберегающих мероприятий в различных сферах экономической деятельности, рекомендованные Министерством энергетики Российской Федерации целевые показатели распределены по соответствующим государственным программам Республики Коми.
По состоянию на конец 2019 года мероприятия и целевые показатели в сфере энергосбережения были включены в 5 отраслевых государственных программ Республики Коми. Ежегодно Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет мониторинг хода реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне. Целевые показатели региональных отраслевых программ включаются в региональную часть государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Российской Федерации. Работа по включению информации в сфере энергосбережения в отраслевые государственные программы Республики Коми будет продолжена в последующие периоды действия указанных программ.
Прочие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", представлены в приложениях 1 - 2 к Программе.
Программа направлена на исполнение требований пункта 3.5 раздела IV распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. N 703-р, которым утвержден комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации, в части принятии и реализации в субъектах Российской Федерации планов мероприятий по повышению энергоэффективности. Соответствующая информация включена в Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Республики Коми (приложение 3).
Приоритетными направлениями деятельности по энергосбережению на период действия Программы являются следующие:
внедрение инновационных решений и подходов при организации и реализации энергосберегающих мероприятий;
привлечение внебюджетных инвестиций для реализации энергосберегающих мероприятий, в том числе посредством механизма энергосервисного контракта и концессионного соглашения;
развитие практики применения контракта жизненного цикла для реализации энергосберегающих мероприятий на объектах бюджетной сферы;
переход от работы по повышению энергетической эффективности отдельных объектов к повышению энергетической эффективности систем;
снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при осуществлении регулируемых видов деятельности;
сокращение потерь энергетических ресурсов и воды при их передаче;