Современная пространственная структура северных и арктических территорий Красноярского края сформирована под влиянием четырех основных факторов, дифференцирующих условия социально-экономического развития:
транспортной доступности;
крупных проектов промышленного освоения природных ресурсов, находящихся на разных стадиях развития;
сложившихся культурно-исторические районов (в том числе районов проживания коренных малочисленных народов);
природной зональности.
С точки зрения последней различают зоны тайги и тундры с соответствующим распространением лесного хозяйства в южной части, дифференциацией типов оленеводства, возможностей ведения сельского хозяйства и продовольственного самообеспечения. Сложившиеся историко-культурные и институциональные особенности в Красноярском крае определяются наличием обособленных Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края, законодательно закрепленных территорий проживания КМНС, районов с традиционной старожильческой (в том числе старообрядческой) культурой, районов интенсивной индустриализации советского времени (преимущественно мигранты 2 - 3 поколения с незначительной долей коренных малочисленных народов Севера: г. Игарка, г. Диксон). Однако наибольшее воздействие на социально-экономического развитие оказывают первые два фактора: транспортная доступность и размещение крупных предприятий разработки природных ресурсов.
Специфической чертой большей части северных и арктических территорий Красноярского края является отсутствие круглогодичного наземного сообщения, что приводит к высоким транспортным издержкам, связанным с необходимостью осуществления срочных перевозок воздушным путем, содержания зимников, а также дополнительной складской инфраструктуры для сезонного завоза по рекам. Высокие цены на топливо и горюче-смазочные материалы, стройматериалы, продовольствие и другие завозимые в северные и арктические территории Красноярского края грузы снижает окупаемость инвестиционных проектов и экономическую эффективность многих видов экономической деятельности. Удаленность и транспортная изоляция от основных экономических, культурных и управленческих центров воздействует практически на все аспекты социально-экономического развития: в частности, приводит к повышению затрат на содержание управленческого аппарата (командировочные расходы), зачастую оказывает угнетающее психологическое воздействие, сужает возможности повышения квалификации (в силу высоких транспортных издержек при поездке в крупные образовательные центры) и т.д.
Влияние крупных ресурсных проектов на социально-экономическое развитие также всесторонне, но более сложно ввиду стадийности самих процессов. На ранних этапах освоения массивов природных ресурсов (фронтирный цикл) крупные ресурсные проекты связаны со строительством инфраструктуры, созданием новых рабочих мест, но в то же время и с повышением экологических рисков, в том числе для традиционного природопользования и др. На стадии истощения природных запасов в конкретном месте происходит обвальное снижение эффективности использования инфраструктуры и вывод ее из эксплуатации (и соответственно, риски ухудшения качества жизни местного населения), уменьшение числа рабочих мест, отток населения, распространение деструктивных форм поведения в силу угнетающего психологического воздействия прекращения масштабной экономической деятельности и т.д.
По совокупности транспортной ситуации и стадии реализации крупных ресурсных проектов северные и арктические районы Красноярского края делятся на шесть основных типов:
1. Типы территорий вне зон реализации крупных проектов промышленного освоения:
относительно освоенные территории с круглогодичным наземным транспортным сообщением,
прибрежные зоны рек и зона Северного морского пути, доступные для крупнотоннажных перевозок водным транспортом,
зона бездорожья, в которой сообщение осуществляется сезонным наземным транспортом (преимущественно по зимникам), по малым рекам и воздушным путем.
2. Типы территорий в зонах реализации крупных проектов промышленного освоения природных ресурсов: