Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года




Рис. 3. Динамика численности населения северных и арктических территорий Красноярского края


Третий тип. Зона бездорожья с преимущественно традиционным хозяйством. В современных условиях отсутствие круглогодичных дорог снижает потенциал экономического роста из-за трудностей вывоза продукции оленеводства и других традиционных отраслей, высоких издержек на завоз топлива, сложностей оказания медицинских и образовательных услуг в изолированных и малонаселенных поселениях. В целом зоны бездорожья - наиболее проблемные северные и арктические территории Красноярского края, требующие незамедлительного внедрения экономных технологий жизнеобеспечения, народосбережения; новых маркетинговых решений в сфере организации транспортировки и сбыта продукции традиционных отраслей, повышения качества жизни населения.


Четвертый и пятый типы (территории реализации ресурсных проектов на стадии роста добычи или падения производства) характеризуются быстрым изменением как транспортной ситуации (причем в обе стороны: возможны как сооружение новых, так и утрата существующих транспортных путей), экономической специализации, состава населения, культуры, экологической ситуации. Наличие крупных запасов природных ресурсов, добыча которых позволяет окупить строительство транспортной инфраструктуры, ломает зональность транспортной доступности и создает новые, зачастую изолированные очаги освоения. В зависимости от характера залегания природных ресурсов эти участки отходят вглубь территории от ключевых водных магистралей, заставляя прокладывать самостоятельную сеть дорог, взрезывающую зону бездорожья. Гипотетически эти новые дороги могли бы радикально изменить жизнь местного населения прилегающих районов, однако зачастую они находятся в собственности крупных ресурсных корпораций, проезд по ним местных жителей затруднен, что составляет один из важных парадоксов современного пространственного развития Красноярского края.


К территориям реализации крупных промышленных проектов на стадии освоения относятся:


районы масштабной нефтедобычи (Ванкорский нефтедобывающий кластер, или группа Ванкорских месторождений ПАО "НК "Роснефть" - Ванкорское, Сузунское и прилегающие месторождения в Туруханском районе, месторождения Юрюбчено-Тахомской зоны, потенциально также районы нефтедобычи Восточно-Таймырского (Хатангского) блока);


район масштабной золотобычи в Северо-Енисейском районе (Олимпиаднинское и прилегающие месторождения, компания ЗАО "Полюс");


район новых лесоразработок в Богучанском и Кежемском районах;


потенциально: район добычи угля в районе пгт Диксон, разработка новых месторождений нефти и природного газа в Приангарье.


Территории новых ресурсных проектов, казалось бы, являются точками экономического роста и создания новых рабочих мест, однако их развитие сопряжено с повышением экологических рисков и проблемой сохранения традиционных видов хозяйства; в некоторых случаях новые ресурсные проекты входят в противоречие с целями сохранения действующих ООПТ. Начало мощных разработок зачастую чревато разрушением существующей транспортной инфраструктуры вследствие несанкционированного проезда большегрузных автомобилей (проблема особенно актуальна для Кежемского района). Кроме того, уже на стадии разработки новых месторождений необходимо учитывать потенциальные затраты устранение последствий прекращения их эксплуатации по мере истощения.