ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2020 года N 1994
Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения
(с изменениями на 24 марта 2023 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2024 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 14 ноября 2023 года N 1910
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 года N 1342 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.08.2021, N 0001202108230008) (о порядке вступления в силу см. пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 года N 1342);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 года N 471 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.03.2022, N 0001202203260016);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2023 года N 471 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2023, N 0001202303280011) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2023 года N 471).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 5_2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
абзац утратил силу с 23 августа 2021 года - постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2021 года N 1342 - см. предыдущую редакцию.
2. Установить, что информирование граждан, предусмотренное Правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется:
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год, в части создания и развития информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами", развития и эксплуатации Единой государственной информационной системы социального обеспечения, а также в части расходов на услуги связи для участников информирования, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 3 Правил, утвержденных настоящим постановлением;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 марта 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2023 года N 471. - См. предыдущую редакцию)
в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на соответствующий финансовый год, в части развития федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
в пределах бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год в части осуществления функций информирования многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением:
абзацев третьего и четвертого пункта 10, подпункта "г" пункта 19 (в части учета и хранения информации о предпочтительных способах информирования) Правил, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 июля 2021 г.;
подпункта "г" пункта 6, подпункта "б" пункта 7 и абзаца пятого пункта 10 Правил, утвержденных настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2022 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Правила информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления
(с изменениями на 24 марта 2023 года)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее соответственно - жизненное событие, меры социальной защиты), а также об условиях их назначения и предоставления (далее - информирование).
2. Информирование гражданина осуществляется в автоматизированном режиме на основании возникновения жизненного события, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты и информация о котором сформирована в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - система социального обеспечения), а также на основании обращения гражданина в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил (далее - обращение гражданина).
3. Участниками информирования являются:
а) гражданин;
б) Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
в) Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на назначение и предоставление мер социальной защиты, организации, предоставляющие меры социальной защиты;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 марта 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2023 года N 471. - См. предыдущую редакцию)
г) Федеральная служба по труду и занятости;
д) многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры);
е) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
4. Гражданин в целях обеспечения возможности его информирования:
а) дает согласие на получение персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты;
б) представляет сведения, необходимые для получения персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, путем заполнения анкеты в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), в случае их отсутствия в системе социального обеспечения;
в) определяет предпочтительный способ информирования;
г) обращается к участникам информирования, указанным в подпунктах "в" - "д" пункта 3 настоящих Правил;
д) получает информацию предпочтительным способом информирования;
е) выполняет действия, позволяющие его идентифицировать, в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
5. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
а) осуществляет мониторинг обработки обращений граждан Федеральной службой по труду и занятости, подведомственными федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 28 марта 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2023 года N 471. - См. предыдущую редакцию)
б) утверждает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок взаимодействия участников информирования при рассмотрении (обработке) обращений граждан и предоставлении им соответствующей информации.
6. Участники информирования, указанные в подпункте "в" пункта 3 настоящих Правил, обеспечивают:
а) рассмотрение обращения гражданина и предоставление полной и достоверной информации по нему в сроки, установленные настоящими Правилами;
б) предоставление гражданину персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты;
в) корректность соответствия предоставляемых мер социальной защиты жизненному событию;
г) контроль обработки обращений граждан, в том числе в подведомственных государственных учреждениях и организациях.
7. Федеральная служба по труду и занятости обеспечивает:
а) рассмотрение обращения гражданина и предоставление полной и достоверной информации по нему в сроки, установленные настоящими Правилами;
б) контроль обработки обращений граждан.
8. Многофункциональные центры обеспечивают возможность получения гражданином информации при личном посещении в соответствии с настоящими Правилами.
9. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) обеспечивает возможность получения гражданином информации посредством единого портала в соответствии с настоящими Правилами;
б) осуществляет передачу из федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации) в систему социального обеспечения следующих персональных данных о лицах, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации и давших согласие на получение персонифицированной информации о возникновении у них прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты:
фамилия, имя, отчество (при наличии);
страховой номер индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета (далее - страховой номер индивидуального лицевого счета);
адрес регистрации по месту жительства;
в) обеспечивает формирование информации, предусмотренной абзацем вторым подпункта "а" пункта 18 настоящих Правил, с учетом сведений, представленных гражданином при заполнении анкеты, предусмотренной подпунктом "б" пункта 4 настоящих Правил.
10. Информирование гражданина осуществляется:
с использованием личного кабинета гражданина на едином портале путем автоматического предоставления персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты, сформированной в системе социального обеспечения;
с использованием единого телефонного номера для информирования о возникновении прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты участниками информирования, указанными в подпунктах "в" и "г" пункта 3 настоящих Правил;
с использованием текстовых сообщений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", поступающих посредством единого портала (далее соответственно - текстовые сообщения, сеть "Интернет"), для информирования о возникновении прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты участниками информирования, указанными в подпунктах "в" и "г" пункта 3 настоящих Правил;
при личном посещении гражданином органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров.
11. Пункт утратил силу с 3 апреля 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 года N 471. - См. предыдущую редакцию.
12. Идентификация гражданина, осуществляемая в соответствии с настоящими Правилами, необходима для предоставления персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты.
13. Основным идентификатором при обработке запроса от гражданина является страховой номер индивидуального лицевого счета в совокупности с информацией о фамилии, имени, отчестве (при наличии), полученной от гражданина при поступлении от него запроса.
14. При предоставлении персонифицированной информации о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты посредством единого портала или текстовых сообщений в сети "Интернет" идентификация гражданина осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
15. При предоставлении персонифицированной информации о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты посредством единого телефонного номера идентификация гражданина осуществляется с помощью секретного кода, состоящего из букв и (или) цифр (далее - секретный код), при одновременном совпадении телефонного номера обратившегося гражданина с телефонным номером, указанным гражданином при установлении секретного кода. В случае несовпадения телефонного номера обратившегося гражданина с телефонным номером, указанным гражданином ранее, помимо секретного кода гражданину необходимо назвать данные документа, удостоверяющего личность, и страховой номер индивидуального лицевого счета.
16. При личном посещении гражданами участников информирования, указанных в подпунктах "в" - "д" пункта 3 настоящих Правил, идентификация граждан проводится по документу, удостоверяющему личность, и страховому номеру индивидуального лицевого счета.
17. Секретный код и телефонные номера, с которых предполагается осуществлять звонки для получения персонифицированной информации о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты, до 1 июня 2023 г. устанавливаются гражданином при личном посещении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальных органов), с 1 июня 2023 г. - при личном посещении участников информирования, указанных в подпунктах "в" - "д" пункта 3 настоящих Правил. Для установления секретного кода при личном посещении необходимо представление документа, удостоверяющего личность, страхового номера индивидуального лицевого счета и телефонных номеров, с которых предполагается осуществлять звонки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 года N 471; в редакции, введенной в действие с 28 марта 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2023 года N 471. - См. предыдущую редакцию)