МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 28 октября 2020 года N 440

Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства

(с изменениями на 1 сентября 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 3 февраля 2022 года N 27 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.03.2022, N 0001202203180029) (вступил в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 января 2027 года);

приказом Минтранса России от 1 сентября 2022 года N 343 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2022, N 0001202209300008) (вступил в силу с 1 марта 2023 года  действует до 1 сентября 2026 года).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст.6714),

приказываю:

1. Утвердить:

требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к настоящему приказу);

категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение N 2 к настоящему приказу);

правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 3 к настоящему приказу);

правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 4 к настоящему приказу);

правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (приложение N 5 к настоящему приказу).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 сентября 2026 г.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 1 сентября 2022 года N 343. - См. предыдущую редакцию)

Министр
Е.И.Дитрих



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

27 ноября 2020 года,

регистрационный N 61118

     

Приложение N 1
к приказу Минтранса России
от 28 октября 2020 года N 440

     

Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства

(с изменениями на 1 сентября 2022 года)

I. Общие положения

1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее - Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности.

Требования распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление и реализацию тахографов и их компонентов.

2. Тахограф подлежит поверке в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", и должен состоять из бортового устройства, а также следующих компонентов:

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст.3021; 2020, N 44, ст.6890.

1) карт тахографа (далее - карты, если не указано иное);

2) датчика движения, вырабатывающего импульсы, частота которых находится в прямой зависимости от скорости движения транспортного средства (далее - датчик движения);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 1 сентября 2022 года N 343. - См. предыдущую редакцию)

3) антенны для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS;

4) антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

5) подпункт утратил силу с 1 марта 2023 года - приказ Минтранса России от 1 сентября 2022 года N 343 - см. предыдущую редакцию.

3. Бортовое устройство должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержать внутри него:

1) устройство обработки данных;

2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;

3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:

аутентификацию водителя, Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в том числе их территориальных органов (далее - контрольные органы), сервисного центра (далее - мастерская, если не указано иное), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее - владельцы транспортных средств), а также соответствующих карт;

регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);

хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевая информация);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 1 сентября 2022 года N 343. - См. предыдущую редакцию)

измерение параметров навигационных сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС) и выделение навигационных сообщений с целью определения и регистрации в некорректируемом виде пространственных координат транспортного средства и текущего времени (поправки показаний часов);

синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC (SU) при работе по сигналам ГНСС с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд);

________________

Пункт 3.2 ГОСТ Р 8.930-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Передача единиц времени, частоты и национальной шкалы времени UTC (SU) от государственного первичного эталона Российской Федерации с использованием системы ГЛОНАСС. Основные положения, утвержденный приказом Росстандарта от 21 октября 2016 г. N 1482-ст, введен в действие 1 мая 2017 г. (Москва, Стандартинформ, 2019).

4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;

5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографа);

6) датчики ускорения (необходимость установки определяется организацией-изготовителем тахографа);

7) два устройства ввода карт (считывающие устройства);

8) средство отображения информации (дисплей);

9) печатающее устройство;

10) кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

11) средства визуального и звукового предупреждения;

12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;

13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;

14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;

15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);

16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется организацией-изготовителем тахографа);

17) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).

3(1). Бортовое устройство с функцией передачи данных должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус и кроме компонентов, указанных в подпунктах 1, 2, 4, 7-9, 11-14, 17 пункта 3 Требований, содержать внутри него:

1) блок СКЗИ тахографа, обеспечивающий автоматическое формирование, подписание квалифицированной электронной подписью водителя и передачу в зашифрованном и некорректируемом виде информации, регистрируемой тахографом, в автоматизированную информационную систему "Тахографический контроль" (далее - информационная система);

2) конструктивный отсек, обеспечивающий:

размещение и подключение блока СКЗИ тахографа без снятия бортового устройства с функцией передачи данных с транспортного средства и нарушения пломбировки корпуса;

механическую фиксацию блока СКЗИ тахографа внутри отсека;

извлечение блока СКЗИ тахографа только после окончания срока его эксплуатации и (или) регистрации тахографом сбоя в работе СКЗИ тахографа и (или) записи в памяти бортового устройства с функцией передачи данных и в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа информации об извлечении блока СКЗИ тахографа;

3) связной модуль, обеспечивающий передачу информации, регистрируемой тахографами в информационную систему;

4) датчики ускорения;

5) разъем для подключения антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS;

6) слот для SIM-карты.

(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 1 сентября 2022 года N 343)

4. Тахограф должен обеспечивать целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа блока СКЗИ в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа блока СКЗИ.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 1 сентября 2022 года N 343. - См. предыдущую редакцию)

5. Тахограф должен обеспечивать внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее - активизация тахографа).

5(1). Тахограф, имеющий в своем составе бортовое устройство с функцией передачи данных, кроме требований, указанных в пункте 5 Требований, должен обеспечивать:

1) внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты предприятия идентификационных данных транспортного средства и квалифицированного сертификата блока СКЗИ тахографа;

2) запись в памяти бортового устройства с функцией передачи данных и в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа информации об извлечении этого блока СКЗИ тахографа только после аутентификации им карты мастерской или карты предприятия.

(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 1 сентября 2022 года N 343)

6(1). Тахограф, имеющий в своем составе бортовое устройство с функцией передачи данных, прошедший процедуру активизации, кроме режимов, указанных в пункте 6 Требований, должен функционировать в режиме "передача данных" - режиме передачи в информационную систему информации, регистрируемой тахографом (активируется картой предприятия и (или) картой водителя), а также данных для активизации блока СКЗИ тахографа и (или) изменения идентификационных данных транспортного средства (активируется картой мастерской и (или) картой предприятия).

(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2023 года приказом Минтранса России от 1 сентября 2022 года N 343)

6. Тахограф, прошедший процедуру активизации, должен функционировать в следующих режимах:

1) "рабочий" - режим регистрации информации тахографом, активируется картой водителя;

2) "контроль" - режим проверки деятельности водителя, активируется картой контролера;

3) "корректировка установочных данных" - режим внесения изменений в установочные данные тахографа, активируется картой мастерской;

4) "предприятие" - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.

II. Карты водителя, контролера, мастерской и предприятия

7. В тахографе должны применяться следующие типы карт:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»