ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2020 года N 1836
О государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда"
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Создать государственную информационную систему "Современная цифровая образовательная среда" (далее - система) на базе информационного ресурса (портала), обеспечивающего доступ по принципу "одного окна" к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными платформами, и созданного в рамках приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".
2. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда".
3. Установить, что:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции оператора системы;
ввод в эксплуатацию системы и отдельных подсистем системы осуществляется на основании правовых актов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
финансирование создания, развития и эксплуатации системы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Положение о государственной информационной системе "Современная цифровая образовательная среда"
1. Настоящее Положение устанавливает назначение, задачи, цель, и принципы создания и развития государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда" (далее - система), ее структуру, основные функции и участников системы, их полномочия и ответственность, порядок обеспечения доступа к системе, правовой режим информации, содержащейся в системе, и программно-технических средств системы, требования к хранению информации, содержащейся в системе, требования к техническим и программным средствам системы, правила информационного взаимодействия системы с иными информационными системами и образовательными платформами, а также требования к защите содержащейся в системе информации.
2. Система создается в рамках реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование" в целях предоставления свободного доступа (бесплатного для участников системы) по принципу "одного окна" для всех категорий граждан, в том числе обучающихся по образовательным программам высшего образования и образовательным программам дополнительного профессионального образования, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - образовательные организации), и образовательными платформами.
3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"образовательные платформы" - информационные площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых образовательными организациями размещаются онлайн-курсы, освоение которых осуществляется обучающимися путем использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
"обучающийся" - физическое лицо, осваивающее образовательную программу непрерывного образования в соответствии с персональной образовательной траекторией;
"онлайн-курс" - учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций, образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения;
"паспорт онлайн-курса" - обязательная структурированная информация об онлайн-курсе, содержащая сведения, достаточные для принятия обучающимся решения о выборе онлайн-курса;
"персональная образовательная траектория" - принятое обучающимся решение об освоении образовательной программы непрерывного образования, заключающееся в выборе им образовательных программ (модулей, учебных курсов, онлайн-курсов), реализуемых образовательными организациями, и образовательных платформ, обеспечивающих реализацию таких программ, модулей, курсов, а также последовательность их освоения;
"портал" - открытая часть системы, содержащая новостное наполнение, а также предоставляющая доступ к информации об онлайн-курсах, содержащей публичные данные;
"работодатель" - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее или планирующее вступить в трудовые отношения с обучающимся;
"требования к размещению онлайн-курса" - требования к информации об онлайн-курсе, в том числе к его составу, структуре и форматам размещения, экспертизе и оценке качества онлайн-курса, для его размещения в системе, устанавливаемые Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;
"цифровое индивидуальное портфолио обучающегося" - структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, профессиональных компетенциях, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, в том числе документах, подтверждающих освоение онлайн-курса;
"экспертиза онлайн-курса" - процедура обязательной оценки качества онлайн-курса, проводимая образовательными организациями в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса, для принятия оператором решения об обеспечении доступа в системе к онлайн-курсу и его освоению обучающимися. Порядок и условия привлечения экспертов устанавливаются образовательными организациями самостоятельно.
4. Система обеспечивает выполнение следующих задач:
а) формирование и ведение реестра онлайн-курсов, реализуемых различными образовательными организациями. Порядок формирования и ведения реестра онлайн-курсов устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;
б) интеграция с образовательными платформами и информационными системами образовательных организаций, а также организация централизованного учета результатов обучения на онлайн-курсах;
в) учет образовательных программ высшего образования и образовательных программ дополнительного профессионального образования и результатов их освоения (при их прохождении).
5. Система обеспечивает выполнение следующих функций:
а) проведение образовательными организациями экспертизы онлайн-курса и оценки качества онлайн-курса;
б) присвоение онлайн-курсам уникальных идентификаторов цифровых объектов;
в) хранение оценок и отзывов об онлайн-курсе обучающихся, завершивших освоение такого онлайн-курса;
г) идентификация и аутентификация участников в системе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации);
д) обеспечение достоверности, актуальности и хранения информации о результатах освоения онлайн-курсов обучающимися;
е) формирование независимых рейтингов онлайн-курсов, в том числе по критерию зачета (незачета) образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - образовательные организации высшего образования), результатов их освоения обучающимися;
ж) предоставление с согласия обучающегося доступа к информации, содержащейся в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося, иным лицам;
з) обеспечение формирования цифрового индивидуального портфолио обучающегося;
и) обеспечение обмена информационными данными цифрового индивидуального портфолио обучающегося между системой и информационными системами (базами данных) образовательных организаций, в которых обучается обучающийся, а также образовательными платформами, на которых обучающийся осваивает либо планирует освоить онлайн-курс;
к) организация электронного документооборота, обеспечивающего автоматизацию процессов заключения и обмена договорами об образовании, о сетевой форме реализации образовательных программ между образовательными организациями, договорами об обеспечении доступа к онлайн-курсу, а также иными договорами, подписанными усиленной квалифицированной электронной подписью, заключаемыми пользователями системы в целях реализации полномочий, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящего Положения, а также обмена сопроводительной документацией в электронном виде;
л) обеспечение единого учета обучающихся по образовательным программам высшего образования на основе обезличенных данных обучающихся;
м) обеспечение информационного обмена (интеграции) с информационными системами образовательных организаций высшего образования;
н) формирование сводной аналитической и статистической информации об обучающихся в образовательных организациях высшего образования на основе обезличенных данных обучающихся;
о) обеспечение проверки технических ошибок, дублирований, актуальности и достоверности данных об образовательных программах высшего образования и образовательных программах дополнительного профессионального образования.
6. Создание, развитие и эксплуатация системы осуществляются на основе следующих принципов:
а) обеспечение полноты, достоверности и актуальности информации, содержащейся в системе;
б) обеспечение информационной безопасности при создании, развитии и эксплуатации системы;
в) интеграция и взаимодействие системы с иными информационными системами;
г) однократность размещения информации в системе и многократность ее использования;
д) размещение информации в системе без получения оплаты или иного встречного требования;
е) безвозмездность доступа к онлайн-курсам, размещенным в системе, для всех участников системы.
7. Участниками системы являются:
а) оператор системы - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
б) пользователи системы - зарегистрированные физические и юридические лица (далее - зарегистрированные пользователи) и незарегистрированные физические и юридические лица.
8. Оператор системы реализует следующие полномочия:
а) предоставление возможности доступа участникам системы к информации в системе;
б) предоставление обучающемуся в целях освоения онлайн-курса после выполнения установленных в системе правообладателем онлайн-курса требований (при их наличии) к его прохождению возможности:
освоения выбранного онлайн-курса, доступ к которому обеспечивается с помощью системы;
прохождения промежуточной аттестации по завершении освоения онлайн-курса;
доступа к результатам освоения онлайн-курса в цифровом индивидуальном портфолио обучающегося;
получения по запросу на условиях правообладателя онлайн-курса документа, подтверждающего успешное освоение онлайн-курса, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
в) осуществляет мониторинг системы образования в части внедрения онлайн-технологий в образовательный процесс, реализации персональных образовательных траекторий и обеспечения доступности онлайн-контента в целях принятия управленческих решений по вопросу обеспечения базового уровня цифровизации образовательных организаций высшего образования;
г) разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий правовые акты и иные документы, необходимые для функционирования системы;
д) обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе обеспечивает контроль за получением согласия пользователей системы на обработку их персональных данных;
е) обеспечивает доступ к системе участников системы и их информационную поддержку по техническим вопросам;
ж) обеспечивает фиксирование сведений о фактах доступа к системе;
з) обеспечивает соблюдение требований информационной безопасности, в том числе защиту системы от несанкционированного доступа.
9. Зарегистрированные пользователи реализуют следующие полномочия:
а) образовательные организации, являющиеся правообладателями онлайн-курсов, и операторы образовательных платформ:
размещают информацию в системе в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса;
актуализируют и корректируют имеющуюся в системе информацию об образовательных организациях, образовательных платформах и онлайн-курсах, а также вносят в систему информацию о новых онлайн-курсах и образовательных платформах;
осуществляют выбор онлайн-курсов из содержащейся в системе информации об онлайн-курсах в целях их включения в образовательную программу;
осуществляют оценку качества онлайн-курсов в соответствии с требованиями к размещению онлайн-курса;
б) эксперты размещают в системе в порядке, установленном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, заключения по итогам экспертизы онлайн-курсов;
в) обучающиеся:
осуществляют выбор онлайн-курсов, размещенных в системе, для их освоения;
участвуют в оценке качества онлайн-курса с размещением отзыва и проставлением баллов онлайн-курсу;
предоставляют в системе согласие на доступ для иных участников системы к данным, содержащимся в индивидуальном цифровом портфолио обучающегося;