Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга"
1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга" (далее - государственная программа)
1 | Ответственный исполнитель государственной программы | Комитет по транспорту |
2 | Соисполнители государственной программы | Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; |
3 | Участники государственной программы | Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие городского электрического транспорта (далее - ГУП "Горэлектротранс"); |
4 | Цели государственной программы | Обеспечение доступности, эффективности и безопасности функционирования транспортного комплекса Санкт-Петербурга, отвечающего потребностям социально-экономического развития и транзитного потенциала Санкт-Петербурга, при приоритетном развитии системы городского пассажирского и внешнего транспорта |
5 | Задачи государственной программы | Обеспечение доступности и качества услуг транспортного комплекса Санкт-Петербурга. |
6 | Основания разработки государственной программы | Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года"; |
7 | Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы | - |
8 | Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы | Подпрограмма "Развитие транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга" (далее - подпрограмма 1). |
9 | Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы | Всего: 1093382129,7 тыс.руб., из них: |
10 | Ожидаемые результаты реализации государственной программы | Увеличение доли населения, удовлетворенного качеством обслуживания на ГПТ, до 88,9 процента. |
________________
* Объем финансирования указан информационно и может уточняться с учетом ежегодно утверждаемых планов финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга.
2. Характеристика текущего состояния транспортной системы Санкт-Петербурга с указанием основных проблем
Эффективное, сбалансированное развитие транспортной системы Санкт-Петербурга - важный фактор повышения привлекательности Санкт-Петербурга для жизни и работы людей, роста экономической активности, расширения производства, сферы обслуживания, повышения конкурентоспособности, общественной и инвестиционной активности.
В крупных европейских городах - Лондоне, Париже, Мадриде - существуют транспортные системы, обеспечивающие высокую эффективность деловых поездок, приемлемую доступность города для всех граждан благодаря большой плотности сети общественного транспорта и высокое качество жизни, при котором гарантируется личная безопасность людей, здоровье окружающей среды и охрана богатого культурного наследия. Этого нельзя сказать о современной транспортной системе Санкт-Петербурга. Улицы перегружены транспортом и зачастую забиты припаркованными автомобилями, система общественного транспорта не может быть названа удовлетворительной ни по объему, ни по качеству перевозок, а экологические показатели и параметры безопасности находятся на низком уровне. Целью государственной программы является комплексная реализация мероприятий, направленных на преодоление этих недостатков и создание транспортной системы, достойной крупного европейского города.
Главной проблемой является то, что очень высокие темпы роста автомобилизации и крупные грузопотоки, идущие через город транзитом, а также формирующиеся в самом городе и направляющиеся в город, создают огромную нагрузку на дорожную инфраструктуру, у которой есть ряд существенных недостатков в плане структуры и управления, в то время как общественный транспорт, страдающий от заторов на дорогах, является недостаточно привлекательной альтернативой индивидуальному автотранспорту даже в самое напряженное время и на самых перегруженных участках УДС Санкт-Петербурга.
2.1. Характеристика текущего состояния УДС Санкт-Петербурга
УДС Санкт-Петербурга, так же как УДС любого другого крупного европейского города, формировалась по мере развития самого города и несет в своем очертании следы различных исторических эпох и в большой степени отражает первоначальный замысел создания морской столицы России. Санкт-Петербург расположен в дельте реки Невы в месте ее впадения в Финский залив на многочисленных островах. Главными и одними из первых зданий Северной столицы были Петропавловская крепость и Адмиралтейство - своеобразные ориентиры для транспортных коммуникаций.
Планировочная структура УДС Санкт-Петербурга имеет достаточно сложную конфигурацию, которую нельзя отнести в целом к одной из классических схем: радиально-кольцевой (Москва, Париж), прямоугольной и прямоугольно-диагональной (Вашингтон, Нью-Йорк) или к другим геометрическим схемам. Сложившаяся система УДС Санкт-Петербурга в настоящее время является комбинированной и включает в себя элементы схем различного геометрического начертания: прямоугольное, радиально-дуговое, лучевое, секущее, свободная планировка.
Транспортный каркас (опорную сеть) мегаполиса должны создавать магистрали скоростного и непрерывного движения. В настоящее время в Санкт-Петербурге существуют только кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга (далее - КАД), в составе которой функционирует транспортная связь через комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, и Западный скоростной диаметр, платная внутригородская магистраль скоростного движения общей протяженностью 46,6 км, связывающая КАД на севере и юге Санкт-Петербурга, обеспечивающая выход на трассу "Скандинавия" и позволяющая проехать через мегаполис менее чем за 20 мин.
Плотность УДС Санкт-Петербурга составляет 3,8 км/кв.км, в то время как аналогичный показатель в Лондоне составляет 9,29 км/кв.км, в Барселоне - 16,88 км/кв.км. Протяженность общей сети рельсового или иного внеуличного ГПТ в Санкт-Петербурге составляет 0,19 км/кв.км или 0,27 км на 1 млн. жителей. В Лондоне указанный показатель равен 0,436 км/кв.км или 0,943 км на 1 млн. жителей, в Мадриде - 0,558 км/кв.км или 1,093 км на 1 млн. жителей.
Недостаточное развитие путей сообщения при стремительном росте спроса на перевозки со стороны населения и бизнеса приводит к ухудшению условий движения и снижению уровня безопасности транспортной деятельности.
Скорости сообщения в часы пик на автомобильном транспорте составляют в среднем по центральной планировочной зоне - 10-15 км/час, в пределах плотной застройки - 20-26 км/час, а на заторовых направлениях - всего 6-10 км/час. Системные заторы регулярно возникают на подходах к 245 перекресткам, что составляет около 20 процентов всех пересечений. При этом в периферийных районах периоды неблагоприятных условий движения продолжаются с 7:30 до 10:30 и с 17:00 до 20:30, в центре - с 8:30 до 22:00, а единичные заторы могут наблюдаться до 1:30. Зона неблагоприятных условий движения охватывает практически всю опорную сеть магистралей городского значения и значительную часть магистралей районного значения.
В разработанных для Санкт-Петербурга региональных нормативах градостроительного проектирования (далее - РНГП) в качестве минимальных рекомендованы следующие расчетные показатели УДС:
плотность УДС Санкт-Петербурга в целом - 4 км/кв.км;
плотность опорной УДС Санкт-Петербурга в целом - 0,5 км/кв.км;
плотность сети магистральных улиц - 2,2 км/кв.км.
Современный показатель плотности УДС Санкт-Петербурга в 7 районах Санкт-Петербурга из 18 и в среднем по Санкт-Петербургу ниже рекомендуемого в РНГП.
На 01.01.2020 в Санкт-Петербурге насчитывается 22 пешеходные улицы, наиболее популярными являются пешеходные зоны на М.Конюшенной ул., Садовой ул. и на 6-7-й линиях В.О., обустроено 116,1 км велосипедных дорожек, в основном в рекреационных зонах.
Ежегодно в Санкт-Петербурге обновляется 550-770 тыс.кв.м дорожной разметки, что составляет 65-92 процента потребности.