ПРИКАЗ
от 23 октября 2020 года N ЕД-7-26/775@
Об утверждении Положения о Реестре доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 марта 2022 года на основании
приказа ФНС России от 29 октября 2021 года N ЕД-7-26/936@
____________________________________________________________________
В целях обеспечения функционирования системы юридически значимого электронного документооборота между хозяйствующими субъектами
приказываю:
1. Утвердить Положение о Реестре доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота согласно приложению к настоящему приказу.
2. Включить в Реестр доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота операторов электронного документооборота, включенных в сеть доверенных операторов электронного документооборота на дату вступления в силу настоящего приказа.
3. Управлению электронного документооборота (Ф.В.Новиков), Управлению информационной безопасности (А.Н.Соловьев) создать комиссию ФНС России по регулированию деятельности операторов юридически значимого электронного документооборота в срок не позднее двух недель с даты вступления в силу настоящего приказа.
4. Признать утратившими силу:
распоряжение ФНС России от 24.09.2013 N 180@ "О внесении изменений в распоряжение ФНС России от 11.05.2012 N 75@";
распоряжение ФНС России от 29.07.2014 N 118@ "О внесении изменений в распоряжение ФНС России от 11.05.2012 N 75@".
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по методологическому и организационному обеспечению взаимодействия налогоплательщиков с ФНС России по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
Д.В.Егоров
Положение о Реестре доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота
1.1. Настоящее положение о Реестре доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота (далее - Положение) определяет основы организации Реестра доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота (далее - Реестр доверенных ОЭД), обеспечивающих электронный документооборот по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.11.2015 N 174н "Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи" (далее - Приказ N 174н).
1.2. Оператор юридически значимого электронного документооборота (далее - ОЭД) - организация, обладающая достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого электронного документооборота.
1.3. Соискатель - ОЭД, представивший документы в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России) для прохождения процедуры включения в Реестр доверенных ОЭД.
1.4. Реестр доверенных ОЭД - перечень ОЭД, прошедших процедуру включения в Реестр доверенных ОЭД.
1.5. Целью создания Реестра доверенных ОЭД является:
повышение доверия к деятельности ОЭД при обмене документами в электронной форме по ТКС;
обеспечение гарантий качества деятельности доверенных ОЭД для хозяйствующих субъектов, участников юридически значимого электронного документооборота и контролирующих органов;
обеспечение выполнения установленных требований при обмене документами в электронной форме по ТКС;
обеспечение возможности налоговым органам эффективно исполнять полномочия, предусмотренные статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации, по истребованию документов, в том числе счетов-фактур в электронной форме по ТКС;
обеспечение организационной и технической инфраструктуры системы электронного документооборота доверенного ОЭД;
осуществление контроля со стороны ФНС России за соответствием уровня технических возможностей доверенных ОЭД и квалификации их специалистов, качества их деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
обеспечение упорядочения деятельности доверенных ОЭД, оказывающих услуги в сфере юридически значимого электронного документооборота по ТКС;
информирование хозяйствующих субъектов и доверенных ОЭД о ненадлежащем исполнении доверенным ОЭД требований нормативных правовых актов.
1.6. Администратором Реестра доверенных ОЭД (далее - Администратор) является ФНС России.
1.7. Включение ОЭД в Реестр доверенных ОЭД добровольное. Соискатель в случае успешного прохождения процедуры включения в Реестр доверенных ОЭД в соответствии с требованиями настоящего Положения, добавляется в Реестр доверенных ОЭД.
2.1. Основными функциями Администратора являются:
организация работы комиссии ФНС России по регулированию деятельности доверенных ОЭД (далее - Комиссия ФНС России);
контроль деятельности доверенных ОЭД;
обеспечение уникальности идентификатора доверенных ОЭД;
ведение Реестра доверенных ОЭД и публикация информации о доверенных ОЭД на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет-сайт ФНС России);
осуществление иных полномочий в соответствии с Приказом N 174н, законодательством о налогах и сборах и иными нормативными правовыми актами, регулирующими юридически значимый электронный документооборот (далее - нормативные правовые акты).
2.2. Внесение сведений в Реестр доверенных ОЭД, а также изменение и исключение сведений из Реестра доверенных ОЭД осуществляется на основании решения Комиссии ФНС России.
3.1. Сведения, содержащиеся в Реестре доверенных ОЭД, являются открытыми и общедоступными. Реестровая запись содержит следующие сведения:
номер реестровой записи, дату включения в реестр сведений о доверенном ОЭД;
текущий статус реестровой записи (действует, приостановлен, исключен);
срок действия текущего статуса реестровой записи;
уникальный идентификатор доверенного ОЭД, присвоенный Администратором;
наименование доверенного ОЭД;
местонахождение доверенного ОЭД в соответствии с учредительными документами;
дата и номер решения Комиссии ФНС России.
4.1. Комиссия ФНС России создается из представителей структурных подразделений центрального аппарата ФНС России и при необходимости специалистов подведомственных или сторонних организаций.
4.2. Состав Комиссии ФНС России утверждается ФНС России.
4.3. Членами Комиссии ФНС России не могут быть лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с Соискателем.
4.4. Комиссия ФНС России осуществляет следующие основные функции:
осуществляет прием заявлений на включение в Реестр доверенных ОЭД от Соискателя;
рассматривает документы Соискателя;
проводит проверку программных средств Соискателя на соответствие нормативным правовым актам;
при необходимости организует проверки в отношении Соискателя;
принимает решение о включении Соискателя в Реестр доверенных ОЭД либо об отказе во включении;
принимает решение о статусе ОЭД в Реестре доверенных ОЭД;
организует рассмотрение апелляций по вопросам определения статуса ОЭД в Реестре доверенных ОЭД;
уведомляет Соискателя и доверенного ОЭД об изменениях требований, предъявляемых к доверенным ОЭД;
организует при необходимости проведение контроля деятельности доверенного ОЭД.
4.5. При осуществлении основных функций Комиссией ФНС России допускается привлечение к работе при необходимости третьих лиц, в том числе специалистов территориальных налоговых органов.
4.6. Контроль деятельности доверенного ОЭД включает в себя:
анализ поступающей информации о деятельности доверенного ОЭД;
создание при необходимости рабочей группы для проведения контроля;
проверку деятельности доверенного ОЭД и анализ ее результатов;
проверку программных средств доверенного ОЭД на выполнение требований нормативных правовых актов;
оформление результатов проведенного контроля и принятие решений.
5.1. Основными функциями доверенного ОЭД являются:
обеспечение гарантий выполнения требований нормативных правовых актов, регулирующих информационное взаимодействие между хозяйствующими субъектами, доверенными ОЭД и налоговыми органами;
обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов при обмене документами в электронной форме по ТКС;
регистрация фактов обмена документами в электронной форме по ТКС между хозяйствующими субъектами;
обеспечение фиксации даты отправки (выставления)/получения документов в электронной форме по ТКС и формирование подтверждения даты их выставления/получения;
установка и техническое сопровождение программных средств для хозяйствующих субъектов, включая средства криптографической защиты информации, реализующие электронный документооборот в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
учет хозяйствующих субъектов в качестве участников юридически значимого электронного документооборота по ТКС и выдача соответствующих идентификационных реквизитов участников;
доведение идентификационных реквизитов участников до контрагента;
информационное сопровождение хозяйствующих субъектов.
Требованиями к Соискателю являются:
6.1. Регистрация Соискателя в качестве организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6.2. Наличие действующих лицензий ФСБ России:
на разработку, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств;