ПРИКАЗ
от 22 мая 2020 года N 91н
Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита"
(с изменениями на 4 октября 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минфина России от 1 сентября 2021 года N 120н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2021, N 0001202109300049);
приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.09.2023, N 0001202309060006) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н);
приказом Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.11.2023, N 0001202311030005) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 22 апреля 2020 года)
приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".
Министр
А.Г.Силуанов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
23 июня 2020 года,
регистрационный N 58746
Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита"
(с изменениями на 4 октября 2023 года)
1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101), применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при осуществлении внутреннего финансового аудита и определяет порядок реализации результатов внутреннего финансового аудита, включая:
составление и представление субъектом внутреннего финансового аудита заключений, содержащих информацию о качестве финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2023 года приказом Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
принятие руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) субъектами бюджетных процедур решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента;
формирование субъектом внутреннего финансового аудита информации о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, включая информацию о реализованных (выполненных) мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (далее - мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
составление и представление субъектом внутреннего финансового аудита годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
Составление и представление, признание (непризнание) заключений, содержащих информацию о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляется в соответствии с положениями настоящего Стандарта и иных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, регулирующих планирование, проведение и реализацию результатов аудиторских мероприятий, целью которых является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101) ведомственным (внутренним) актам.
(Абзац дополнительно включен с 11 октября 2021 года приказом Минфина России от 1 сентября 2021 года N 120н)
2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
________________
Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863).
3. Информация, а также предложения и рекомендации, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящего Стандарта, отражаются по окончании проведения аудиторского мероприятия в заключении, а также по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия), в том числе в форме аналитических записок (справок), направляемых субъектам бюджетных процедур.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
4. Заключение должно содержать следующую информацию:
а) тему аудиторского мероприятия;
б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;
в) описание значимых бюджетных рисков, в том числе остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
г) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной(ых) пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов:
о степени надежности внутреннего финансового контроля;
о достоверности бюджетной отчетности (суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 и пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и (или) информация о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 октября 2021 года приказом Минфина России от 1 сентября 2021 года N 120н; в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2023 года приказом Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
о качестве финансового менеджмента, в том числе о достижении главным администратором (администратором) бюджетных средств значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2023 года приказом Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
е) дату подписания заключения;
ж) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии);
з) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.
4(1). Описание значимых бюджетных рисков, предусмотренное подпунктом "в" пункта 4 настоящего Стандарта, включает описание причин и возможных последствий реализации значимых бюджетных рисков.
При указании фактов реализации значимых бюджетных рисков в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Стандарта их описание в заключении не отражается.
(Пункт дополнительно включен с 14 ноября 2023 года приказом Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года)
5. Выводы, а также предложения и рекомендации, предусмотренные подпунктами "г" и "д" пункта 4 настоящего Стандарта, формируются руководителем аудиторской группы (уполномоченным должностным лицом (работником) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия) в целях решения задач внутреннего финансового аудита, указанных в пунктах 14-16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2023 года приказом Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
При формировании вышеуказанных выводов следует учитывать, что в рамках одного аудиторского мероприятия может достигаться как одна, так и одновременно несколько целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
6. В целях обеспечения полноты и достоверности заключения отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:
а) указанные в заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;
б) указанная в заключении информация должна быть:
точной, что означает отсутствие ошибок, искажений и фактическое описание результатов проведения аудиторского мероприятия;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2023 года приказом Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
полной, что означает отражение в заключении всех существенных выводов по результатам проведения аудиторского мероприятия, на основании которых могут быть приняты решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;
объективной, что выражается в беспристрастности при подготовке указанной информации;
ясной, что означает логичность и легкость восприятия информации, обеспечение получателей заключения всей существенной и относящейся к делу информацией;
краткой, что выражается в указании необходимой информации (по рассматриваемому вопросу) и отсутствии ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности;
конструктивной, то есть направленной на оказание помощи субъектам бюджетных процедур (в случае необходимости) в части разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента, в том числе мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2023 года приказом Минфина России от 18 июля 2023 года N 118н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
своевременной, что выражается в направлении информации в сроки, позволяющие субъектам бюджетных процедур принять меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению нарушений и (или) недостатков;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 ноября 2023 года приказом Минфина России от 4 октября 2023 года N 158н, применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 года. - См. предыдущую редакцию)
в) в заключении, рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита и (или) лиц, подписывающих указанные документы;
г) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков.
Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций;
д) заключение, содержащее сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
е) заключение должно быть составлено на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
7. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (члены аудиторской группы, уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита) принимают участие в подготовке заключения.
Руководитель аудиторской группы обеспечивает подготовку заключения и представляет проект заключения руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита с учетом положений абзаца третьего пункта 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" имеет право направить проект заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия.
________________
Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862).