Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ПРИКАЗ

от 6 июля 2020 года N 783

Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора



В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3169; 2018, N 46, ст.7050), подпунктом 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3347; 2013, N 24, ст.2999),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившими силу:

2.1. приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2012 N 191 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16.11.2012, регистрационный N 25824) с изменениями, внесенными приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2017 N 178 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.2017, регистрационный N 47060), от 08.11.2017 N 593 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.12.2017, регистрационный N 49108);

2.2. приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.03.2017 N 79 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.05.2017, регистрационный N 46852);

2.3. приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.10.2017 N 553 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях особо охраняемых природных территорий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.12.2017, регистрационный N 49424);

2.4. приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.10.2017 N 554 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.12.2017, регистрационный N 49310).

Руководитель
С.Г.Радионова



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

5 ноября 2020 года,

регистрационный N 60749

     

     

          УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной
службы по надзору
в сфере природопользования
от 6 июля 2020 года N 783

     

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора

I. Общие положения

Наименование функции

1. Федеральный государственный экологический надзор.

Наименование органа, осуществляющего государственный контроль (надзор)

2. Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (далее - Росприроднадзор), исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (в случае передачи им осуществления части полномочий по федеральному государственному экологическому надзору на основании соглашения).

Нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора)

3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного экологического надзора, (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования) размещен:

3.1) на официальном сайте Росприроднадзора в сети "Интернет" (далее - официальный сайт Росприроднадзора);

3.2) в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр);

3.3) в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

4. Росприроднадзор обеспечивает актуализацию перечня нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного экологического надзора, на своем официальном сайте, а также в соответствующем разделе федерального реестра.

Предмет государственного контроля (надзора)

5. Предметом федерального государственного экологического надзора является соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели соответственно) и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования).

6. В настоящем Регламенте под федеральным государственным экологическим надзором (далее также - надзор) понимается осуществление Росприроднадзором следующих полномочий:

6.1) государственный земельный надзор;

6.2) государственный надзор в области обращения с отходами;

6.3) государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

6.4) государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

6.5) государственный надзор за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой;

6.6) государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

6.7) государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

6.8) государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

6.9) государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

6.10) федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на указанной категории земель;

6.11) федеральный государственный пожарный надзор в лесах на землях особо охраняемых природных территорий;

6.12) федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

6.13) федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

6.14) федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

6.15) государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)

7. Должностное лицо Росприроднадзора, являющееся государственным инспектором в области охраны окружающей среды (далее - инспектор), при осуществлении надзора имеет право:

7.1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

7.2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора или его территориального органа о назначении проверки (далее - приказ о проведении проверки) посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования;

7.3) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю;

7.4) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7.5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

7.6) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции, в том числе о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

8. Помимо прав, указанных в пункте 7 Регламента, инспектор при осуществлении отдельных видов надзора пользуется правами, указанными в пунктах 9-16 Регламента.

9. Инспектор при осуществлении государственного земельного надзора имеет право:

9.1) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

9.2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о проведении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов, и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;

9.3) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;

9.4) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;

9.5) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;

9.6) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

10. Инспектор при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха имеет право:

10.1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о проведении проверки посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), на которых имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования;

10.2) проверять соблюдение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, работу установок очистки газа, средств контроля за такими выбросами, а также реализацию мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровней физических воздействий на атмосферный воздух, которые включены в план мероприятий по охране окружающей среды, разработанный в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, и мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2222; 2019, N 30, ст.4097) (далее - Закон N 96-ФЗ);

10.3) вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;

10.4) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей.

11. Инспектор при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов имеет право:

11.1) запрашивать у лиц, находящихся на водных объектах и в их водоохранных зонах и осуществляющих использование водных объектов и (или) деятельность в их водоохранных зонах, документы, подтверждающие право этих лиц на осуществление водопользования и (или) деятельности в водоохранных зонах водных объектов, и проверять эти документы при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах;

11.2) проводить отбор проб сточных вод и воды водных объектов для проведения исследования (испытания) таких вод;

11.3) выдавать предписания о проведении мероприятий по охране водных объектов, а также об организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;

11.4) осматривать и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;

11.5) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов;

11.6) проверять соблюдение обязательных требований к использованию и охране водных объектов, земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон.

12. Инспектор при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального государственного пожарного надзора в лесах на землях особо охраняемых природных территорий имеет право: