Министерство просвещения Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПИСЬМО
от 20 июля 2020 года N 05-772
О направлении инструктивно-методического письма
Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Департамент) направляет инструктивно-методическое письмо по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования.
Заместитель директора Департамента
Н.А.Бебенина
Инструктивно-методическое письмо по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования
В рамках Плана мероприятий по реализации федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 7 декабря 2018 г., Министерством просвещения Российской Федерации запущен процесс по реализации комплекса мероприятий, связанных с внедрением в практику работы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, современных методик и практик преподавания общеобразовательных дисциплин, учитывающих образовательные потребности обучающихся.
Выполнение поставленных задач связано с необходимостью совершенствования подходов к реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования (программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих), программ подготовки специалистов среднего звена), что обусловило формирование данных методических рекомендаций.
Методические рекомендации включают в себя описание практик субъектов Российской Федерации по внедрению современных методик преподавания общеобразовательных дисциплин в систему среднего профессионального образования и предназначены для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (далее - образовательные организации, СПО).
Методические рекомендации содержат разделы, включающие понятийный аппарат, нормативно-правовое регулирование, описание организационных и методических основ, средств и способов индивидуализированного выбора профилей при получении среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования (далее - ООП СОО и ООП СПО).
Общеобразовательный цикл - раздел учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, содержащий общеобразовательные и дополнительные учебные дисциплины, часы на их изучение с учетом осваиваемой профессии или специальности СПО.
Общеобразовательные учебные дисциплины - учебные предметы обязательных предметных областей федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), включенные в общеобразовательный цикл ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом осваиваемой профессии или специальности СПО. Различают базовые и профильные учебные дисциплины.
Базовые учебные дисциплины - общеобразовательные учебные дисциплины: общие и по выбору из обязательных предметных областей ФГОС СОО, изучаемые с учетом требований ФГОС СОО на базовом уровне в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Профильные учебные дисциплины - общеобразовательные учебные дисциплины, изучаемые в соответствии с требованиями ФГОС СОО на базовом уровне в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, но более углубленно с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемой профессии или специальности СПО.
Дополнительные учебные дисциплины - дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации (например, "Искусство", "Мировая художественная культура" "Психология", "Технология", "Дизайн", "История родного края", "Экология моего края", "Эффективное поведение на рынке труда" и др.)
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
В соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), в случае получения среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования, ООП СПО разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.
Нормативно-правовые вопросы получения среднего общего образования в пределах ООП СПО регламентируют следующие нормативные документы:
Федеральный закон об образовании;
Организационное обеспечение среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО по специальности/профессии направлено на обеспечение качественного освоения общеобразовательных предметов.
В практике работы профессиональных образовательных организаций используются две основные модели реализации среднего общего образования в пределах ООП СПО:
на базе профессиональных образовательных организаций в пределах контрольных цифр приема, установленных по конкретной ООП СПО по профессии/специальности;
на базе общеобразовательных организаций по договорам о сетевом взаимодействии.
В случае реализации ООП СПО на базе основного общего образования, образовательная программа разрабатывается образовательной организацией на основе требований ФГОС СОО и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии/ специальности.
Для реализации модели по договорам о сетевом взаимодействии на региональном уровне определяются и законодательно закрепляются финансово-экономические основы взаимодействия общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, в том числе, определяется порядок финансового обеспечения образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций по видам образовательных программ, установленный в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации о региональных нормативах финансирования образовательных организаций.
При реализации ООП СПО с применением сетевой формы взаимодействия могут быть заключены договоры о совместной деятельности в сфере реализации общеобразовательных дисциплин между профессиональными образовательными и общеобразовательными организациями.
В договоре о сетевом взаимодействии по реализации общеобразовательных дисциплин между профессиональной и общеобразовательной организацией должны быть установлены требования к способам и срокам реализации сетевого взаимодействия.
Данным договором регламентируются следующие вопросы:
уведомление обучающихся о том, что ООП СПО реализуется в сетевой форме;
подтверждение согласия обучающегося на освоение ООП СПО в сетевой форме;
организация академической мобильности (в том числе порядка перевода обучающихся в организацию-партнер для освоения части (частей) ООП СПО);
зачета образовательной организацией части (частей) ООП СПО, освоенной в образовательной организаци-партнере (в том числе порядок признания этих результатов без проведения процедуры переаттестации);