МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

УТВЕРЖДАЮ
Министр энергетики
Российской федерации
А.В.Новак
14 октября 2016 года

     

Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года

     

     

     
Введение


Прогноз научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года (далее - Прогноз НТР и ТЭК соответственно) разработан с целью определения возможностей научно-технологического развития и конкретных технологических направлений развития отраслей ТЭК на основе анализа и сценарного прогноза внешних условий развития российской энергетики, оценки достигнутого технического уровня отраслей и анализа макроэкономических, структурных и институциональных факторов научно-технологического развития в Российской Федерации.

Прогноз НТР разработан в целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1217-р.

При подготовке Прогноза НТР учитывались положения Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации" от 13 июля 2015 года N 699.

Прогноз НТР разработан с учетом следующих документов:

- прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 3 января 2014 года N ДМ-П8-5;

- приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 899;

- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития России;

- Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р;

- государственные программы, отраслевые стратегии, генеральные схемы и другие документы стратегического планирования в отраслях ТЭК и смежных отраслях промышленности;

- программы инновационного (технологического) развития отечественных энергетических компаний.

При разработке Прогноза НТР также учитывались результаты прогнозных исследований ведущих мировых и отечественных организаций.

Под "научно-технологическим развитием" в предложенном документе понимается основанное на результатах отечественных исследований и разработок, приобретении лицензий и локализации иностранного производства внедрение и распространение новых для российского ТЭК технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и расширение возможностей отраслей ТЭК в удовлетворении потребностей социально-экономического развития страны.

Отрасли ТЭК в процессе научно-технологического развития выступают в качестве:

- источника инвестиционного спроса на новые научные знания и технологии,

- системного интегратора различных технологий и технических решений,

- среды внедрения, использования и распространения новых научных знаний и технологий.

При анализе и прогнозе развития инвестиционного потенциала ТЭК (в том числе возможности инвестиций в НИР и НИОКР) необходимо учитывать ряд факторов, важнейшими среди которых являются конъюнктура и перспективы рынков (как внутренних, так и мировых) продукции и услуг отраслей ТЭК, а также природно-климатические, инфраструктурные и экономические условия освоения, использования и воспроизводства минерально-ресурсной базы.

В разделе 1 рассматриваются тенденции в основных сферах мирового развития (природная среда, демография, экономика, политика и т.д.), которые влияют или способны существенно повлиять на развитие мировой энергетики, выступая в качестве его драйверов, ограничений или источника ключевых развилок. С учетом анализа тенденций выделяются три сценария развития мировой энергетики: "новая эпоха углеводородов", "эпоха низких цен на углеводороды" и "энергетическая революция".

В разделе 2 анализируются макроэкономические, экономические, структурные и институциональные условия возможного научно-технологического развития российского ТЭК, которые дополняют или преломляют действие внешних факторов, рассмотренных в разделе 1.

В разделе 3 рассматриваются перспективы научно-технологического развития отраслей ТЭК с учетом их текущего технологического состояния и тех возможностей и ограничений, которые им задает российская экономика и мировой контекст.

В качестве основной единицы анализа перспектив и возможностей научно-технологического развития отраслей ТЭК выбраны производственно-технологические цепочки (цепочки создания стоимости, value-added chains). Это связано с тем, что любая технология, как правило, привязана к одному звену (разведка, добыча, транспортировка, генерация и т.д.), или даже к еще более узкому сегменту. В то же время возможности технологического прорыва в каком-то одном звене могут блокироваться отсутствием условий для этого в смежных звеньях, вследствие чего технически перспективная технология оказывается экономически неэффективной и, в конечном счете, не получает применения и распространения.

Кроме того, системный подход к оценке технологий обеспечивается за счет выделения в общем массиве технологий:

основной технологии, обеспечивающей главный рабочий процесс, непосредственное получение искомого результата (продукции),

вспомогательных технологий (или оборудования), обеспечивающих нормальные условия для полноценной, заданной технической и эксплуатационной документацией, реализации основной технологии;

дополнительных технологий, расширяющих возможности основной технологии, в том числе в том, что касается повышения качества продукции, снижения затрат энергии и ресурсов, удовлетворения экологических требований и т.д.

К дополнительным технологиям в Прогнозе НТР относятся также методы и технологии автоматизации и интеллектуализации, которые в первую очередь влияют не на главный рабочий процесс (основная технология), а на систему управления им.

Значение анализа перспектив дополнительных технологий определяется тем, что в современных условиях именно от них в существенной степени зависит доступ основной технологии на рынок и уровень ее конкурентоспособности. Для примера можно указать на значение технологий сетевых накопителей для развития и распространения возобновляемой энергетики и распределенной генерации.

В разделе 4 сделана попытка оценить, в какой мере отечественный научно-технологический потенциал (вообще и в ТЭК, в частности) способен удовлетворить тот технологический спрос, который был выявлен на предыдущих этапах системного анализа.

При прогнозировании научно-технологического развития рассматривались:

а) краткосрочная перспектива (до 2020 года), когда могут внедряться технологии, разработка которых уже в основном завершена;

б) среднесрочная перспектива (до 2025 года), когда могут получить внедрение технологии, находящиеся в настоящее время на средних или поздних стадиях разработки (не прошедшие опытно-промышленного тестирования);

в) долгосрочная перспектива (после 2025 года), когда могут найти применение технологии, в настоящее время находящиеся на стадии НИР, ранних стадиях разработки или требующие значительного совершенствования для достижения конкурентоспособности с альтернативными техническими решениями.

1. Мировые тенденции и их влияние на развитие энергетики

     

     

     
1.1. Мегатенденции


Мировые тенденции научно-технологического развития являются процессами, протекающими в рамках более масштабных процессов, которые могут быть названы "мегатенденциями", и, в свою очередь, оказывают на них большее или меньшее влияние.

1.1.1. Окружающая среда


Климатические изменения и рост экстремальности погодных условий, включая увеличение количества осадков в зонах влажности и их уменьшение в зонах с низким уровнем годовых осадков, увеличение частоты ураганов, тайфунов, засухи и прочих стихийных бедствий, возрастание их разрушительной силы и масштаба наносимого ущерба. Следует отметить, что поскольку объекты энергетики расположены практически во всех географических зонах и регионах планеты, нет ни одного вида стихийных бедствий, от которых они были бы независимы.

Истощение доступных природных ресурсов, обеспечивающих население питьевой водой, продовольствием и энергией. По оценкам, в результате роста мирового населения и увеличения доли "среднего класса" потребности в продуктах питания, воде и энергии возрастут приблизительно на 35, 40 и 50% соответственно. Изменения климата ухудшат перспективу доступности этих жизненно важных ресурсов.

Рост антропогенного, в том числе мутагенного, загрязнения окружающей среды, порождающего, среди прочего, угрозы новых эпидемий и пандемий, ухудшение генофонда человека и других живых существ. Хотя наиболее уязвимыми перед угрозой эпидемий являются африканские страны южнее Сахары, однако глобальная транспортная инфраструктура распространяет эту угрозу фактически на весь мир.

Указанные тенденции влияют на энергетику как непосредственно - в своих экстремальных проявлениях (разрушение объектов ТЭК в результате стихийных бедствий), так и опосредовано - через экономическую сферу (рост расходов на страхование, повышение уровня безопасности объектов энергетики, рекультивация и охрана окружающей среды) и политическую (климатическая и экологическая политика). Изменяются технико-экономические и эксплуатационные требования к объектам энергетики в отношении защищенности, устойчивости, резервирования и т.п.

Необходимость прогнозирования, предупреждения и защиты объектов ТЭК от негативного воздействия указанных изменений окружающей среды, как и необходимость в защите самой окружающей среды от негативного воздействия объектов ТЭК создает спрос на широкий спектр различных технологий и выступает драйвером научно-технологического развития не только в энергетической сфере.

1.1.2. Демография


Замедление роста населения, старение населения и формирование гендерного дисбаланса (перевес на стороне мужчин). Сравнительно быстрый рост ожидается только в Африке и Азии, причем Африка обеспечит почти половину глобального прироста.

Увеличение географического дисбаланса прироста населения. К 2025 году более половины населения планеты будет проживать в Азии, Европа находится в состоянии "демографической катастрофы". Перенаселение в наибольшей степени угрожает Индии, претендующей прийти на смену Китаю в качестве глобального экономического локомотива.

Усиление региональной и трансконтинентальной миграции, в том числе из-за неравномерности роста населения и усиления глобального экономического неравенства.

Урбанизация. Тенденция, главным образом характерная для развивающихся стран, проходящих стадию индустриализации. Свыше 70% мирового населения к 2050 году окажется в городах и агломерациях (которых, по некоторым оценкам, будет около 600), что будет способствовать экономическому росту (на них придется 80% роста), но создаст проблемы с продовольственными, водными и энергетическими ресурсами. Кроме того, урбанизация способствует снижению рождаемости, росту стандартов потребления, социальной нестабильности, распространению эпидемий и кризису инфраструктур жизнеобеспечения.

Перечисленные тенденции обеспечивают структурный сдвиг в энергетике в пользу увеличения доли электроэнергетики.

1.1.3. Социальная сфера


Рост и консолидация глобального "среднего класса". Тенденция затухнет или продолжится в зависимости от темпов экономического роста и продолжения глобализации либерально-капиталистической модели развития. Глобализация среднего класса будет способствовать распространению экономических "стандартов потребления" западного среднего класса (или, по крайней мере, стремление к ним), что закономерно вызовет ряд экономических последствий, в том числе для энергетики.

Диверсификация социальной структуры и увеличение социальной нестабильности, в том числе распространение разного рода криминального и девиантного поведения, включая терроризм.


Углубление кризиса базовых социальных институтов и систем (государственной власти, семьи, образования, здравоохранения, социального обеспечения, церкви, партийной системы, масс-медиа, общественной морали, собственности и т.д.).

Социальные процессы тесно переплетаются с демографическими, политическими, экономическими и процессами развития технологий, формируя довольно пеструю и трудно прогнозируемую картину. Социальная нестабильность считается в настоящее время наиболее распространенной в мире угрозой, нейтрализация которой требует, в том числе, технологических решений.

1.1.4. Геополитика


Нарастание глобальной политической нестабильности с периодическим перерастанием в открытые конфликты в различных регионах земного шара. Одним из проявлений указанной тенденции является развернутая США, ЕС и их союзниками против России война нового типа - рестрикционная, - основанная на использовании широкого набора санкций и акций: экономических, финансовых, технологических, дипломатических, гуманитарных.

Расширение спектра и возрастание роли геополитических и/или геоэкономических коалиций, придерживающихся принципа конкурентного исключения.

Использование глобальных и/или региональных инфраструктур в качестве инструментов контроля и политического влияния, причем не только посредством расширения и интеграции инфраструктуры, но и дефрагментации. Это касается не только материальных инфраструктур (трубы, рельсы, провода), но и виртуальной инфраструктуры Интернета, которая тоже превращается в инструмент подрывной деятельности (кибератак), средство шпионажа и арену борьбы за контроль над информацией.

Политизация видения будущего, то есть использование прогнозируемых будущих ситуаций в качестве оснований для военных, политических и экономических решений и превентивных действий.

Примером политизации будущего является глобальная климатическая политика. Она связывает изменения климата с техногенными факторами воздействия на окружающую среду и включает в себя политически ангажированный рост спроса на технологии мониторинга и управления состоянием окружающей среды (в том числе посредством введения экологических стандартов и принятия разного рода международных и социальных обязательств), глобальное распространение требований и мер энергосбережения, повышения энергоэффективности и декарбонизации экономики. Эффект влияния климатической политики на энергетику способен намного превысить влияние на нее собственно климатических и ресурсных изменений.

Воздействие геополитической нестабильности на экономику и энергетику в целом следует признать негативным, так как приводит к разрыву налаженных связей, отношений и глобальных цепочек создания стоимости, закрытию совместных инвестиционных проектов, сокращению научного сотрудничества, затруднению технологического трансфера, снижению академической мобильности и т.д.

1.1.5. Экономика


Нестабильный, сравнительно медленный и регионально неоднородный экономический рост. Мировая экономика зависит от различных региональных и национальных экономик, для которых характерна значительная разница в скоростях развития. После 2008 года развивающиеся экономики обеспечивали более 80% мирового экономического роста. Сегодня в этой тенденции отмечается "точка перегиба": темпы роста развивающихся экономик снижаются. На смену Китаю в качестве локомотива мировой экономики, как ожидается, может прийти Индия. Высокие темпы экономического роста в последнее десятилетие показывает Африка (свыше 5% в год).

Усугубление структурных диспропорций в экономике, включая диспропорции реальных и финансовых (портфельных) инвестиций, экономического роста, долга, инфляции, монетарной политики и цен на активы. Снижаются не только темпы реального экономического роста, но и потенциальный экономический рост. Поворачивают вспять тенденции прошлых десятилетий, в том числе - перенос промышленного производства из развитых стран в развивающиеся. Практически неизбежным представляется наступление в ближайшие пять лет очередного глобального финансового кризиса и фискального кризиса в целом ряде государств.

Формирование новой архитектуры мировой экономики и переопределение ее правил. На смену нескольких взаимосвязанных главных торговых центров в Европе и Северной Америке пришла сложная разветвленная сеть глобальной торговли. В целях обеспечения экономической, в том числе энергетической, безопасности многие страны стремятся к диверсификации торговых связей и развитию внутреннего рынка. Быстро набирает силу тенденция создания экономических блоков и альянсов. Знаковыми событиями 2015 года стали подписание соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) и принятие Россией и КНР меморандума о "сопряжении" Евразийского экономического союза и проекта "Экономический пояс Шелкового пути". Обратной стороной указанного процесса является уменьшение роли или даже вывод из игры существующих государственных и международных институтов (ООН, ВТО, Всемирный банк, МВФ и т.д.).

Политизация экономических отношений. Практически все виды экономической деятельности - торговля, доступ к финансам и инвестициям, платежных систем и т.д., использующие глобальные инфраструктуры или иные формы межгосударственной зависимости, с нарастающей активностью используются в качестве инструментов экономических войн и политической борьбы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»