ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2020 года N 753

О государственной гарантии Российской Федерации по обязательствам российских юридических лиц по удовлетворению требований государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", возникающих в связи с исполнением поручительств государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"

(с изменениями на 5 июня 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2020 года N 824 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2020, N 0001202006060001).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления государственной гарантии Российской Федерации по обязательствам российских юридических лиц по удовлетворению требований государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", возникающих в связи с исполнением поручительств государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее - Правила).

2. Предоставить в 2020 году в порядке и на условиях, которые установлены Правилами, государственную гарантию Российской Федерации на сумму до 220 млрд. рублей на срок до 31 марта 2025 г. включительно в пользу государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (ИНН 7750004150, ОГРН 1077711000102, просп.Академика Сахарова, д.9, Москва, 107078, Россия) (далее - государственная корпорация) в обеспечение исполнения до 100 процентов указанных в пункте 2 Правил денежных обязательств принципалов, отобранных в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил (далее - государственная гарантия Российской Федерации).

3. Министерству финансов Российской Федерации в 2020 году в соответствии с Правилами заключить с государственной корпорацией договор о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации и выдать государственную гарантию Российской Федерации.

4. Министерству финансов Российской Федерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на исполнение обязательств по государственной гарантии Российской Федерации.

5. Поручить государственной корпорации выполнять в 2020 году функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления государственной гарантии Российской Федерации, сопровождения, администрирования и исполнения предоставленной государственной гарантии Российской Федерации, в том числе по вопросам ведения аналитического учета предоставленной государственной гарантии Российской Федерации, обязательств принципалов и иных лиц, возникающих в связи с предоставлением и исполнением государственной гарантии Российской Федерации.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 мая 2020 года N 753



Правила предоставления государственной гарантии Российской Федерации по обязательствам российских юридических лиц по удовлетворению требований государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", возникающих в связи с исполнением поручительств государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ"

(с изменениями на 5 июня 2020 года)



1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2020 году государственной гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации (далее - государственная гарантия) по обязательствам российских юридических лиц, отобранных в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил (далее - принципалы), перед государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" (далее - государственная корпорация), возникающим в связи с исполнением поручительств, предоставляемых государственной корпорацией в 2020 году в валюте Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств принципалов, являющихся заемщиками по кредитам, предоставляемым российскими банками (далее - кредиторы) в 2020 году в валюте Российской Федерации на срок до 36 месяцев на цели, указанные в пункте 6 настоящих Правил (далее соответственно - кредиты, кредитные договоры), по возврату сумм кредитов (погашению основного долга) в установленный кредитными договорами срок, в объеме до 50 процентов указанных обязательств принципалов (заемщиков) перед кредиторами (далее - поручительства государственной корпорации, договоры поручительства государственной корпорации), а также порядок и условия исполнения обязательств по государственной гарантии.

2. Государственная гарантия предоставляется в соответствии со статьей 115_1-2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в пользу государственной корпорации в обеспечение исполнения в установленный договорами поручительства государственной корпорации срок денежных обязательств принципалов по возмещению государственной корпорации в полном объеме сумм, выплаченных государственной корпорацией в пользу кредиторов в соответствии с условиями поручительств государственной корпорации в связи с неисполнением обязательств принципалов по возврату сумм кредитов (погашению основного долга) по кредитным договорам в установленный кредитными договорами срок. Государственная гарантия обеспечивает до 100 процентов указанных обязательств принципалов перед государственной корпорацией.

3. Государственная гарантия не обеспечивает исполнение иных обязательств принципалов перед государственной корпорацией, кроме обязательств, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в том числе не обеспечивает исполнение установленных законодательством Российской Федерации, договорами поручительства государственной корпорации или иными договорами обязательств принципалов по возмещению или уплате государственной корпорации процентов, комиссий, неустоек (пеней, штрафов), не обеспечивает ответственность принципалов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и причинение убытков.

4. Государственная гарантия предоставляется без взимания вознаграждения гаранта.

5. Российская Федерация по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность.

6. Кредиты, обеспечиваемые поручительствами государственной корпорации, привлекаются принципалами на цели пополнения оборотных средств для осуществления расходов, предусмотренных Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям и их дочерним обществам на пополнение оборотных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 582 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году системообразующим организациям и их дочерним обществам на пополнение оборотных средств" (далее - Правила предоставления субсидий).

Не допускается привлечение кредитов на цели рефинансирования (погашения) ранее привлеченных принципалами кредитов и займов.

7. Не допускается обеспечение поручительствами государственной корпорации обязательств принципалов по кредитам (кредитным договорам), исполнение обязательств принципалов по которым также обеспечивается государственными гарантиями Российской Федерации.

8. Отбор принципалов для целей предоставления поручительств государственной корпорации и оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами осуществляется государственной корпорацией согласно правилам, утвержденным правлением государственной корпорации и подготовленным в соответствии с требованиями к принципалам, установленными настоящими Правилами. Решение государственной корпорации об отборе принципалов принимается правлением государственной корпорации и оформляется протоколом заседания правления государственной корпорации.

9. К указанному в пункте 8 настоящих Правил отбору допускаются российские юридические лица, соответствующие следующим требованиям:

а) отрасль, в которой осуществляет деятельность юридическое лицо соответствует требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 4 Правил предоставления субсидий;

б) юридическое лицо является заемщиком по кредиту, предоставляемому кредитором 2020 году в валюте Российской Федерации на цели, указанные в пункте 6 настоящих Правил;

в) юридическое лицо является системообразующей организацией, включенной в перечень (перечни) системообразующих организаций и соответствующей критериям или дополнительным основаниям, утвержденным Правительственной комиссией по повышению устойчивости российской экономики, или ее дочерней организацией (при наличии согласия системообразующей организации на получение таким заемщиком кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий);

г) организационно-правовая форма юридического лица соответствует требованиям, установленным пунктом 3 статьи 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

10. Поручительства государственной корпорации, при исполнении которых возникающие денежные обязательства принципалов перед государственной корпорацией обеспечиваются государственной гарантией, предоставляются государственной корпорацией при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие у принципала по состоянию на 1-е число месяца, в котором предоставляется поручительство государственной корпорации (заключается договор поручительства государственной корпорации), просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией либо ее погашение на указанную дату, а также отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) кредитный договор и договор поручительства государственной корпорации содержат условие о запрете на объявление и выплату дивидендов (распределение прибыли) принципалом в течение периода действия договора поручительства государственной корпорации и оказания гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами (за исключением случаев, предусмотренных отдельными решениями Правительства Российской Федерации), а также условие о сокращении вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу принципала и управляющей организации, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа принципала (членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа, единоличному исполнительному органу и его заместителям, главному бухгалтеру (иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), руководителям самостоятельных структурных подразделений принципала и управляющей организации), индивидуальному предпринимателю (управляющему), которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа принципала, на период действия договора поручительства государственной корпорации и оказания гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами;

в) удовлетворительное финансовое состояние принципала, определенное на 1 января 2020 г. по результатам анализа, проведенного в соответствии с методикой проведения анализа финансового состояния принципала, в случае если государственной гарантией Российской Федерации обеспечиваются обязательства принципала по кредиту или облигационному займу, привлекаемому на цели, не связанные с реализацией инвестиционного проекта, предусмотренной приложением N 1 к Правилам определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала, а также осуществления анализа финансового состояния принципала, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2020 г. N 92 (далее - Правила определения объема обеспечения);

г) соответствие принципала требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

д) принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении принципала в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

е) исполнение обязательств принципала по кредитному договору, обеспечиваемому поручительством государственной корпорации, не обеспечивается государственной гарантией Российской Федерации;

ж) кредитный договор содержит положения об обязательствах кредитора осуществлять контроль за целевым использованием заемщиком (принципалом) средств кредита, обеспечиваемого поручительством государственной корпорации. Исключение из кредитного договора положений об указанных обязательствах кредитора не допускается;

з) договор поручительства государственной корпорации содержит положения о прекращении поручительства государственной корпорации в любом из следующих случаев:

внесение не согласованных в предварительном порядке с государственной корпорацией изменений в кредитный договор, обеспечиваемый поручительством государственной корпорации, влекущих изменение суммы или валюты кредита, цели кредита, порядка начисления и уплаты процентов за пользование кредитом, иных платежей (комиссий, процентов, неустойки (пеней, штрафов)), объема, сроков (графика) либо порядка установления объема, сроков (графика) исполнения обязательств принципала по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и уплате процентов за пользование кредитом, ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств принципала по кредитному договору, условий перемены лиц в обязательстве (в том числе уступки (передачи) прав требований (прав и обязанностей), перевода долга), положений о праве (обязанности) принципала досрочно исполнять обязательства по кредитному договору, о праве (обязанности) кредитора потребовать досрочного исполнения обязательств принципала по кредитному договору, положений, устанавливающих обязательства кредитора осуществлять контроль за целевым использованием принципалом средств кредита, влекущих увеличение размера (ставки) процентов за пользование кредитом, иных платежей (комиссий, процентов, неустойки (пеней, штрафов)), влекущих установление новых платежей (в том числе комиссий, процентов, неустойки (пеней, штрафов)), иных (новых) видов ответственности принципала за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств принципала по кредитному договору, новых положений о праве (обязанности) принципала досрочно исполнять обязательства по кредитному договору, о праве (обязанности) кредитора потребовать досрочного исполнения обязательств принципала по кредитному договору;

установление факта нецелевого использования средств кредита, обеспеченного поручительством государственной корпорации;

установление факта несоответствия принципала требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, произошедшего в дату или после выдачи поручительства государственной корпорации;

предоставление государственной гарантии Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств принципала по кредитному договору, обеспеченному поручительством государственной корпорации;

абзац утратил силу с 6 июня 2020 года - постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2020 года N 824 - см. предыдущую редакцию;     

и) предоставление в пользу государственной корпорации иного, наряду с государственной гарантией, обеспечения исполнения денежных обязательств принципалов, обеспечиваемых государственной гарантией (далее - иное обеспечение), соответствующего требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил;

к) процентная ставка по кредиту подлежит субсидированию в соответствии с Правилами предоставления субсидий.

11. Обязательства принципалов, указанные в пункте 2 настоящих Правил, перед государственной корпорацией считаются обеспеченными государственной гарантией при условии соблюдения и выполнения установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами требований (условий) в отношении принципалов, кредитных договоров и договоров поручительства государственной корпорации, а также наличия иного обеспечения, предоставленного в пользу государственной корпорации, и соответствия иного обеспечения требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил.

12. Предоставляемое в пользу государственной корпорации иное обеспечение должно соответствовать требованиям, установленным настоящими Правилами, а также иным требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации в отношении обеспечения исполнения обязательств принципалов по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации (гаранта) к принципалам, возникающих в связи с исполнением государственных гарантий Российской Федерации, в том числе в отношении лиц, предоставляющих указанное обеспечение.

13. В качестве иного обеспечения может приниматься:

а) поручительство российского юридического лица;

б) банковская гарантия российского банка, имеющего генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, который по состоянию на 1 января года, в котором предоставляется банковская гарантия, по величине собственных средств (капитала) входил в число первых ста крупнейших российских банков;

в) залог движимого и (или) недвижимого имущества принципала или иного российского юридического лица. Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) передаваемого в залог имущества проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации и удовлетворяющим условиям, установленным статьей 15_1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - оценщик), не ранее чем за 6 месяцев до даты заключения договора залога. Соответствие отчета об оценке рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также рыночная стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете, подтверждаются положительным заключением эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков. Передаваемое в залог имущество должно быть застраховано от всех рисков утраты и повреждения на сумму не менее его рыночной стоимости, и выгодоприобретателем по договору страхования указанного имущества должна быть указана государственная корпорация. Оценка рыночной стоимости и страхование передаваемого в залог имущества осуществляются залогодателем за свой счет. Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав третьих лиц на него и не должно быть предметом залога по другим договорам. Последующий залог имущества, переданного в залог государственной корпорации, не допускается.

14. Иное обеспечение принимается государственной корпорацией при условии, что само иное обеспечение (поручительство, банковская гарантия, предмет залога), а также юридическое лицо, предоставляющее иное обеспечение (далее - поручитель, банк-гарант, залогодатель), соответствуют требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, в том числе следующим требованиям:

а) поручитель (банк-гарант, залогодатель) не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении него не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

б) у поручителя (банка-гаранта) отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

в) поручитель (банк-гарант) имеет удовлетворительное финансовое состояние, определенное в соответствии с приложением N 6 или 8 (в зависимости от вида обеспечения) к Правилам предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 549 "О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития" (далее - Правила антикризисных гарантий);

г) с даты создания поручителя прошло не менее 3 лет;

д) обеспечение предоставляется на срок не менее срока действия поручительства государственной корпорации, увеличенного на 3 года.

15. Для целей принятия государственной корпорацией в соответствии с настоящими Правилами иного обеспечения минимальный объем (сумма) иного обеспечения, предоставляемого в пользу государственной корпорации, определяется при предоставлении поручительства государственной корпорации в соответствии с Правилами определения объема обеспечения (в порядке, аналогичном порядку определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии Российской Федерации, установленному Правилами определения объема обеспечения) с учетом результатов анализа финансового состояния принципала, проведенного в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 настоящих Правил, и отнесения принципала в соответствии с Правилами определения объема обеспечения к соответствующей группе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»