Действующий

Методические рекомендации по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов

4. Аналитические мероприятия

     

4.1. Аналитическую работу целесообразно выстраивать исходя из фактических обстоятельств деятельности органа (организации), а именно количества служащих (работников) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, количества проводимых органом (организацией) закупок и иных обстоятельств.

В этой связи для целей организации аналитической работы необходимо определить критерии выбора закупок, в отношении которых подразделение по профилактике коррупционных правонарушений уделяет повышенное внимание.

Указанные критерии могут основываться на следующих аспектах:

- размер начальной (максимальной) цены договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (далее - контракт), цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги;

- коррупционная емкость предмета (сферы) закупки (строительство (в том числе жилищное), здравоохранение и т.д.);

- частота заключаемых контрактов с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в части возможного установления неформальных связей между конечным выгодоприобретателем-служащим (работником) и представителем поставщика (подрядчика, исполнителя);

- иные применимые аспекты.

4.2. Анализ соблюдения положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, может основываться на следующем:

- абсолютный анализ всех служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также всех участников закупки;

- абсолютный анализ всех служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок;

- выборочный анализ служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки с учетом положений пункта 4.1 настоящих Методических рекомендаций;

- выборочный анализ служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также поставщиков (подрядчиков, исполнителей), определенных по результатам закупок, с учетом положений пункта 4.1 настоящих Методических рекомендаций;

- выборочный анализ служащих (работников), участвующих в закупочной деятельности, а также участников закупки в связи с поступившей в орган (организацию) информацией от физических или юридических лиц, в том числе иных органов;

- иные основания для проведения анализа.

4.3. В целях выявления личной заинтересованности подразделению по профилактике коррупционных правонарушений рекомендуется уделить особое внимание анализу поступающих в орган (организацию) и содержащих замечания писем уполномоченных органов (например, ФАС России, Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства).

Анализу в том числе подлежит информация, поступившая в связи с проведенным общественным контролем гражданами и общественными объединениями и объединениями юридических лиц, а также информация, поступившая от указанных и иных субъектов в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В этой связи в органе (организации) целесообразно организовать такой порядок взаимодействия, который будет способствовать оптимальному доступу сотрудников подразделений по профилактике коррупционных правонарушений к указанной и иной информации (например, предоставлять доступ через систему электронного документооборота).

Одновременно подразделением по профилактике коррупционных правонарушений может быть организован личный прием лиц, обладающих информацией о фактах совершения служащими (работниками) коррупционных правонарушений, и (или) может быть, помимо телефона "горячей линии", создан адрес электронной почты, на который гражданин сможет направить рассматриваемую информацию.

________________

Подобная информация не является основанием для проведения проверки соблюдения служащим (работником) в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, в частности, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.

Однако она подлежит анализу и по его результатам служащий (работник) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений может ходатайствовать о проведении соответствующей проверки (пункт 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065).

Указанный анализ направлен на выявление фактов, которые могут свидетельствовать о личной заинтересованности служащих (работников), участвовавших в проведении такой закупки.

В этой связи подразделению по профилактике коррупционных правонарушений, в первую очередь, необходимо определить природу, представленной информации: свидетельствует ли данная информация о нарушении положений Федерального закона N 44-ФЗ или Федерального закона N 223-ФЗ и (или) она содержит сведения о наличии у служащих (работников) личной заинтересованности в закупке.

Положительным опытом в рамках обмена информацией является заключение соглашений между органами (организациями) и, например, межрегиональными управлениями Росфинмониторинга об информационном обмене в целях предупреждения выделения бюджетных средств недобросовестным исполнителям для выявления ряда рисков (например, хищения бюджетных средств, ненадлежащего исполнения работ и т.п.). Поступающая в рамках подобного соглашения информация также может быть проанализирована для целей предупреждения коррупции и, в частности, выявления личной заинтересованности служащих (работников).

При наличии возможности может быть организовано рабочее взаимодействие между служащим (работником) подразделения по профилактике коррупционных правонарушений, специализирующимся в сфере закупочной деятельности, и ответственными служащими соответствующих органов, в том числе для целей обмена информацией и получения необходимых консультаций.