Недействующий

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ

от 16 марта 2020 года N 11н

Об утверждении Порядка реализации Федеральным казначейством функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2022 года на основании
приказа Казначейства России от 15 июня 2021 года N 21н
____________________________________________________________________



Во исполнение части 5 статьи 15 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; 2016, N 1, ст.65) и в соответствии с подпунктом 5.18(2) пункта 5 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст.4908; 2016, N 17, ст.2399),

приказываю:

Утвердить Порядок реализации Федеральным казначейством функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей в прилагаемой редакции.

Руководитель
Р.Е.Артюхин


СОГЛАСОВАНО:

Первый заместитель

Министра финансов

Российской Федерации

Т.Г.Нестеренко____"____________ 20____ г.

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

20 июля 2020 года,

регистрационный N 59021

УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального казначейства
от 16 марта 2020 года N 11н



Порядок реализации Федеральным казначейством функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей



I. Общие положения

Предмет регулирования

     

1. Порядок реализации Федеральным казначейством функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей (далее - Порядок) разработан в соответствии с Требованиями к порядку реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, утвержденными приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 397 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 декабря 2018 г., регистрационный N 53026), и определяет процедуру выполнения Федеральным казначейством функций аккредитованного удостоверяющего центра (далее - УЦ), а также его права и обязанности.

2. Федеральное казначейство осуществляет функции УЦ в целях обеспечения квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей (далее - сертификат) участников бюджетного процесса бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (их обособленных подразделений), юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (их обособленных подразделений), и крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей при казначейском сопровождении целевых средств (далее - заявитель) и действующих от их имени представителей.

3. Федеральное казначейство осуществляет функции УЦ непосредственно и через территориальные органы Федерального казначейства (далее - ТОФК).

Сведения о Федеральном казначействе

     

4. Информация о месте нахождения и графике работы Федерального казначейства и ТОФК размещена на официальном сайте Федерального казначейства, на официальных сайтах ТОФК в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") соответственно.

Порядок информирования об осуществлении Федеральным казначейством функций аккредитованного удостоверяющего центра

     

5. Информация об адресах официальных сайтов ТОФК размещается на официальном сайте Федерального казначейства в сети "Интернет".

Информация о справочных телефонах, адресах электронной почты ТОФК размещается на официальных сайтах ТОФК в сети "Интернет".

6. Информация об осуществлении Федеральным казначейством функций УЦ доступна на официальном сайте Федерального казначейства, официальных сайтах ТОФК в сети "Интернет", а также путём направления запроса в порядке, установленном статьёй 18 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 7, ст.776; 2011, N 29, ст.4291).

II. Перечень реализуемых функций аккредитованного удостоверяющего центра

     

7. Федеральное казначейство в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст.2036; 2019, N 52, ст.7794) (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) реализует следующие функции:

а) создает и выдает сертификаты;

б) подтверждает владение лицом, обратившимся за получением сертификата, ключом электронной подписи (далее - ключ ЭП), соответствующим ключу проверки электронной подписи (далее - ключ проверки ЭП), указанному для получения сертификата;

в) устанавливает сроки действия сертификатов;

г) аннулирует действие сертификатов;

д) выдает по обращению заявителя средства электронной подписи, обеспечивающие возможность создания ключа ЭП и ключа проверки ЭП;

е) ведет реестр выданных и аннулированных сертификатов (далее - реестр сертификатов);

ж) создает по обращению лица, обратившегося за получением сертификата, ключи ЭП и ключи проверки ЭП;

з) проверяет уникальность ключа проверки ЭП в реестре сертификатов;

и) проверяет электронную подпись по обращениям заявителей;

к) осуществляет иную связанную с использованием электронной подписи деятельность.

III. Права и обязанности при реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра

     

8. Федеральное казначейство в соответствии с частью 4 статьи 13 и частью 4 статьи 14 Федерального закона N 63-ФЗ вправе:

а) наделять третьих лиц полномочиями по приему заявлений на выдачу сертификатов (далее - заявление на сертификат), а также вручению сертификатов от имени Федерального казначейства;

б) выдавать сертификаты как в форме электронных документов, так и в форме документов на бумажном носителе.

9. Федеральное казначейство в соответствии с частью 2 статьи 13, частями 1, 2.1, 3, 4 статьи 15, пунктами 1-3 части 1 и части 3 статьи 18 Федерального закона N 63-ФЗ обязано:

а) информировать лицо, обратившееся за получением сертификата, об условиях и порядке использования электронных подписей и средств электронной подписи, о рисках, связанных с использованием электронных подписей, и о мерах, необходимых для обеспечения безопасности электронных подписей и их проверки;

б) обеспечивать актуальность информации, содержащейся в реестре сертификатов, ее защиту от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, иных неправомерных действий;

в) предоставлять безвозмездно любому лицу в соответствии с Порядком формирования и ведения реестров выданных аккредитованными удостоверяющими центрами квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также предоставления информации из таких реестров, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 августа 2017 г. N 436 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 сентября 2017 г., регистрационный N 48283) (далее - Порядок ведения реестров сертификатов) информацию, содержащуюся в реестре сертификатов;

г) обеспечивать конфиденциальность ключей ЭП, созданных Федеральным казначейством;

д) отказать в создании сертификата, если не подтверждено владение лицом, обратившимся за получением сертификата, ключом ЭП, который соответствует ключу проверки ЭП, указанному им для получения сертификата;

е) отказать в создании сертификата в случае отрицательного результата проверки в реестре сертификатов уникальности ключа проверки ЭП;

ж) хранить в течение всего периода осуществления функций УЦ, если более короткий срок не предусмотрен нормативными правовыми актами Российской Федерации, следующую информацию:

реквизиты основного документа, удостоверяющего личность владельца сертификата;

сведения о наименовании, номере и дате выдачи документа, подтверждающего правомочие представителя заявителя, обращаться за получением сертификата;

сведения о наименовании, номере и дате выдачи документа, подтверждающего полномочия владельца сертификата действовать от имени заявителя, если информация о таких полномочиях владельца сертификата включена в сертификат;

информацию, подтверждающую ознакомление лица, обратившегося за получением сертификата, с информацией, содержащейся в сертификате, в течение всего срока осуществления функций УЦ;

з) использовать квалифицированную электронную подпись, основанную на сертификате, выданном головным удостоверяющим центром;

и) обеспечивать круглосуточную доступность реестра сертификатов в сети "Интернет", за исключением периодов технического обслуживания;

к) при принятии решения о прекращении выполнения функций УЦ:

сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 976 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере использования электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7283; 2018, N 40, ст.6142) (далее - уполномоченный федеральный орган), не позднее чем за один месяц до даты прекращения выполнения функций УЦ;

передать в уполномоченный федеральный орган в соответствии с Порядком передачи реестров выданных аккредитованными удостоверяющими центрами квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и иной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере использования электронной подписи, в случае прекращения деятельности аккредитованного удостоверяющего центра, утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 416 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 сентября 2017 г., регистрационный N 48141) реестр сертификатов, информацию, подлежащую хранению в аккредитованном удостоверяющем центре;

л) при обращении за созданием и выдачей сертификата:

идентифицировать лицо, обратившееся за получением сертификата;

получить от лица, обратившегося за получением сертификата, подтверждение правомочия обращаться за получением сертификата.

IV. Процедуры (действия), необходимые для осуществления функций аккредитованного удостоверяющего центра, в том числе требования к документам, предоставляемым в рамках осуществления функций аккредитованного удостоверяющего центра, и сроки их выполнения

Процедура создания ключей ЭП и ключей проверки ЭП

     

10. Создание ключа ЭП и ключа проверки ЭП осуществляется следующими способами:

самостоятельно лицом, обратившимся за получением сертификата, на его автоматизированном рабочем месте (далее - АРМ) с использованием информационной системы, обеспечивающей реализацию Федеральным казначейством функций аккредитованного удостоверяющего центра (далее - ИС УЦ);

ТОФК на АРМ ТОФК в присутствии лица, обратившегося за получением сертификата.

11. Создание ТОФК ключа ЭП и ключа проверки ЭП осуществляется после идентификации лица, обратившегося за получением сертификата, и подтверждения его правомочия обращаться за получением сертификата.

Идентификация проводится при личном присутствии по основному документу, удостоверяющему личность, или без личного присутствия с использованием электронной подписи при наличии действующего сертификата (далее - идентификация).

12. АРМ ТОФК, используемое для создания ключа ЭП и ключа проверки ЭП, должно соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 7, ст.863; 2016, N 26, ст.4049).

Планы, основание, процедуры, сроки смены ключей ЭП Федерального казначейства, а также порядок информирования владельцев сертификатов об осуществлении такой смены

     

13. Смена ключа ЭП Федерального казначейства осуществляется в связи с истечением срока его действия (далее - плановая смена ключа ЭП).

Плановая смена ключа ЭП производится не позднее 10 рабочих дней до истечения срока его действия.

Информирование владельцев сертификатов о плановой смене ключа ЭП, в том числе указание доверенного способа получения сертификата Федерального казначейства, осуществляется путём размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального казначейства в сети "Интернет".

14. Смена ключа ЭП Федерального казначейства осуществляется в случаях нарушения его конфиденциальности, угрозы нарушения его конфиденциальности (далее - внеплановая смена ключа ЭП).

Внеплановая смена ключа ЭП осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня установления факта нарушения его конфиденциальности, угрозы нарушения его конфиденциальности.

К угрозам нарушения конфиденциальности ключа ЭП относятся:

заражение программных средств УЦ вредоносным программным обеспечением;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»