Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 18 марта 2020 года N 120

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов атомно-технологического обслуживания" (НП-109-20)

(с изменениями на 29 сентября 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Ростехнадзора от 29 сентября 2020 года N 378 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.10.2020, N 0001202010300009).

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 2019, N 30, ст.4154), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 7, ст.853),

приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов атомно-технологического обслуживания" (НП-109-20).

Руководитель
А.В.Алёшин



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

12 августа 2020 года,

регистрационный N 59247

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 18 марта 2020 года N 120



Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов атомно-технологического обслуживания"
(НП-109-20)

(с изменениями на 29 сентября 2020 года)



I. Назначение и область применения

     

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности судов атомно-технологического обслуживания" (НП-109-20) (далее - Нормы и правила) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 2012, N 51, ст.7203).

2. Настоящие Нормы и правила устанавливают цели, основные критерии и принципы ядерной и радиационной безопасности (далее - безопасность) для судов атомно-технологического обслуживания, а также общие требования к техническим и организационным мерам, направленным на достижение безопасности. Объем реализации принципов, критериев и требований безопасности должен соответствовать федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, а также учитывать требования международных договоров Российской Федерации в области использования атомной энергии и в области безопасности торгового мореплавания. При отсутствии необходимых нормативных правовых актов предлагаемые конкретные технические решения обосновываются в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и производства.

3. Настоящие Нормы и правила распространяются на суда атомно-технологического обслуживания и предназначены для применения организациями, осуществляющими деятельность в отношении данных объектов использования атомной энергии на этапах их проектирования, строительства (включая ввод в эксплуатацию), эксплуатации и вывода из эксплуатации.

4. Настоящие Нормы и правила устанавливают общие требования к системам и элементам, важным для безопасности, обеспечивающим:

прием и хранение ядерного топлива на борту судна;

выполнение транспортно-технологических операций с ядерным топливом в пределах судна и (или) при передаче ядерного топлива на другое судно (береговой пункт хранения ядерного топлива);

прием, переработку и хранение радиоактивных отходов на борту судна;

передачу радиоактивных отходов на другое судно или в береговое хранилище радиоактивных отходов.

5. Порядок приведения судов атомно-технологического обслуживания в соответствие с настоящими Нормами и правилами, в том числе сроки выполнения и объем необходимых мероприятий, определяются в каждом конкретном случае в условиях действия лицензий на строительство, эксплуатацию или вывод из эксплуатации указанных судов.

II. Общие положения

     

6. Судно АТО (перечень сокращений приведен в приложении N 1 к настоящим Нормам и правилам) удовлетворяет требованиям безопасности, если соблюдаются следующие условия:

радиационное воздействие на экипаж и специальный персонал судна АТО (далее - персонал), население и окружающую среду при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации до проектных аварий включительно не приводит к превышению установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации доз облучения персонала судна АТО и населения;

радиационное воздействие на персонал судна АТО, население и окружающую среду ограничивается при запроектных авариях на судне АТО;

ограничивается вероятность возникновения аварий на судне АТО (термины и определения приведены в приложении N 2 к настоящим Нормам и правилам).

7. Безопасность судна АТО достигается за счет проектирования судна и его систем, конструирования и изготовления элементов, строительства и эксплуатации судна АТО в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также формирования и поддержания культуры безопасности, учета опыта эксплуатации и современного уровня развития науки, техники и производства.

8. Допустимые пределы доз облучения персонала судна АТО и допустимые пределы доз облучения населения для нормальной эксплуатации и нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные аварии, значения предельно допустимых выбросов РВ в атмосферный воздух и допустимых сбросов РВ в водные объекты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Безопасность судна АТО должна обеспечиваться последовательной реализацией принципа глубокоэшелонированной защиты, основанного на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения, ЯМ, РВ и РАО в окружающую среду и системы технических и организационных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности, а также по защите персонала судна АТО, населения и окружающей среды.

10. Система физических барьеров хранилища ЯТ (если оно предусмотрено в проекте судна АТО) должна включать:

для хранилища свежего ЯТ (новых ТВС): топливную матрицу, оболочку ТВЭЛ и герметичный транспортный контейнер для хранения новых ТВС;

для хранилища ОТВС: топливную матрицу, оболочку ТВЭЛ, герметичный бак выдержки для хранения ОТВС с системой снятия остаточных тепловыделений с ОТВС (при хранении ОТВС в воде или другой жидкой среде), чехол (пенал) для сухого хранения ОТВС в хранилище ОЯТ (при хранении ОТВС после снижения остаточных тепловыделений до уровня, обоснованного в проекте судна АТО), а также герметичный физический барьер, образованный судовыми элементами конструкции судна вокруг баков хранения ОТВС.

Количество, назначение, надежность и способы контроля физических барьеров должны быть установлены исходя из способа и условий безопасного хранения ЯТ, РВ, РАО, обоснованы в проекте судна АТО.

Система технических и организационных мер должна образовывать пять уровней глубокоэшелонированной защиты.

Уровень 1. Предотвращение нарушений нормальной эксплуатации:

разработка проектной документации судна АТО на основе консервативного подхода с применением свойств внутренней самозащищенности;

эксплуатация судна АТО в соответствии с требованиями руководств и инструкций по эксплуатации;

поддержание в исправном и работоспособном состоянии систем и элементов, важных для безопасности, включая организацию системы технического обслуживания и ремонта, документирование результатов работ;

подбор и обеспечение необходимого уровня квалификации персонала судна АТО для выполнения работ в области использования атомной энергии, для действий при нормальной эксплуатации и при нарушениях нормальной эксплуатации, включая предаварийные ситуации и аварии, для формирования культуры безопасности;

обеспечение эксплуатации судна АТО в месте базирования судна.

Уровень 2. Предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации:

выявление отклонений от нормальной эксплуатации и устранение таких отклонений;

управление при эксплуатации с отклонениями.

Уровень 3. Предотвращение запроектных аварий системами безопасности:

предотвращение перерастания исходных событий в проектные аварии, а проектных аварий - в запроектные с применением систем безопасности;

ослабление последствий аварий, которые не удалось предотвратить, путем локализации РВ.

Уровень 4. Управление запроектными авариями:

предотвращение развития запроектных аварий и ослабление их последствий, в том числе с применением любых технических средств, способных выполнять данные функции в сложившихся условиях.

Уровень 5. Противоаварийное планирование:

подготовка и осуществление планов мероприятий по действиям и защите персонала в случае ядерной и (или) радиационной аварий на судне АТО, планов мероприятий по защите населения, оказание помощи персоналу судна АТО с привлечением дополнительных сил и средств.

Глубокоэшелонированная защита судна АТО должна осуществляться на всех этапах деятельности, связанных с обеспечением безопасности при обращении с ЯТ, РВ и РАО в той части, которая затрагивается данной деятельностью. Приоритетной при этом является стратегия предотвращения неблагоприятных событий, особое внимание должно уделяться уровням 1 и 2.

11. В проекте судна АТО должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие независимость уровней глубокоэшелонированной защиты друг от друга. Указанные меры должны соответствовать достигнутому уровню науки, техники и производства.

12. При нормальной эксплуатации все предусмотренные проектом судна АТО физические барьеры должны быть работоспособными, а система технических и организационных мер по их контролю и защите должна находиться в состоянии готовности.

При выявлении неработоспособности любого из предусмотренных проектом судна АТО физических барьеров, приводящих к нарушению пределов безопасной эксплуатации или неготовности мер по их защите и сохранению их эффективности, выполняемые персоналом судна АТО работы по АТО должны быть остановлены и приняты меры по приведению судна АТО в безопасное состояние.

13. В проекте судна АТО должны быть предусмотрены меры, направленные на предотвращение повреждения одних физических барьеров вследствие повреждения других, а также нескольких физических барьеров вследствие одного воздействия.

14. В проекте судна АТО должны быть обоснованы пределы и условия безопасной эксплуатации, а также предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение нарушения пределов и условий безопасной эксплуатации.

15. Технические и организационные решения, принимаемые в проекте судна АТО для обеспечения его безопасности, должны учитывать ранее реализованные проекты судов АТО и результаты их эксплуатации.

16. Система технических и организационных мер по обеспечению безопасности судна АТО должна быть представлена в ООБ.

ООБ головного судна АТО разрабатывается головной конструкторской организацией с участием разработчиков проектов систем АТО и входит в состав комплекта документов, обосновывающих безопасность последующих судов АТО данного проекта в случае их серийного строительства. ООБ подлежит корректировке по результатам строительства и ввода в эксплуатацию судна АТО.

Соответствие ООБ реальному состоянию судна АТО при его эксплуатации должно поддерживаться ЭО в течение всего срока службы судна АТО.

17. В ООБ должны быть представлены анализы безопасности судна АТО. Анализы безопасности должны быть выполнены для всех эксплуатационных состояний судна АТО, установленных в его проекте, учитывать все имеющиеся на судне места нахождения ЯМ, РВ и РАО.

Анализы проектных аварий должны выполняться на основе консервативного подхода. Анализы безопасности должны сопровождаться оценками погрешностей и неопределенностей получаемых результатов. Используемые при обосновании безопасности программы для электронных вычислительных машин должны пройти экспертизу.

________________

Часть 13 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

18. Устройство и надежность систем и элементов, важных для безопасности, документация, выполняемые работы, влияющие на безопасность судна АТО, должны являться объектами деятельности по обеспечению качества на всех этапах жизненного цикла судна АТО.

Разработка программ обеспечения качества должна осуществляться в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85 (зарегистрирован Минюстом России 19 марта 2012 г., регистрационный N 23509).

19. В проекте судна АТО должны быть предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение аварий, ограничение их последствий и обеспечивающие:

непревышение установленных в проекте пределов для проектных аварий за счет использования свойств внутренней самозащищенности и применения систем безопасности;

ограничение последствий запроектных аварий за счет применения технических средств, способных выполнять данные функции в сложившихся условиях, и за счет реализации организационных мер, включая меры по управлению запроектными авариями.

20. При любом из учитываемых в проекте судна АТО исходном событии не должны быть превышены установленные в проектной документации судна АТО пределы для проектных аварий. Такие исходные события в проекте судна АТО должны учитывать наложение на исходное событие независимого от этого события отказа одного из следующих элементов систем безопасности: активного элемента или пассивного элемента, имеющего механические движущиеся части, или одной независимой от исходного события ошибки персонала судна АТО.

Дополнительно к одному независимому от исходного события отказу одного из указанных выше элементов должны быть учтены все отказы, являющиеся следствием данного единичного отказа, отказы, являющиеся следствием исходного события, а также необнаруживаемые при эксплуатации судна АТО отказы элементов, влияющие на развитие аварии.

21. Время вывода системы (элемента), важной для безопасности, из работы для технического обслуживания и ремонта определяется на основе анализов надежности и безопасности и приводится в проекте судна АТО.