6.1 При проектировании подземного пространства следует учитывать, что необходимый объем его использования определяется перспективной схемой развития территорий городских поселений, сложившейся исторической застройкой, транспортной инфраструктурой, природно-климатическими особенностями региона, сложностью инженерно-геологических условий.
6.2 В целях компактной организации городской среды при формировании многофункционального подземного пространства должны быть предусмотрены:
- размещение подземного пространства в непосредственной близости от центров концентрации населения (в общественных центрах, многофункциональных подземных комплексах, ТПУ, станциях метрополитена, крупных торговых и развлекательных центрах и др.);
- формирование системы общественных многофункциональных и специализированных зон, градостроительных ансамблей и комплексов представительского, культурного, досугового и туристического профиля, объединенных системой подземных пространств;
- многоуровневое функциональное зонирование подземных объектов капитального строительства.
6.3 Многофункциональные подземные объекты и комплексы
6.3.1 Многофункциональное подземное пространство может включать в себя предприятия торговли и сферы обслуживания, объекты культуры, досуга, спортивные сооружения, пешеходные и транспортные коммуникации, в том числе железнодорожные вокзалы, станции пригородной и внутригородской железной дороги и метрополитена, автотранспортные тоннели, гаражи, стоянки автомобилей, объекты инженерной инфраструктуры и другие сооружения и объекты, в том числе запроектированные с учетом требований ГО.
6.3.2 В районах железнодорожных вокзалов следует предусматривать создание многофункционального подземного пространства, включающего ТПУ с устройством подземной пешеходной зоны, связывающей перроны вокзала со станциями метрополитена, торговыми центрами, остановочными пунктами общественного транспорта, стоянками автомобилей. При этом рекомендуется совмещать пешеходные тоннели, подземные подходные коридоры железнодорожных вокзалов и подземные вестибюли станций метро.
6.3.3 Автотранспортные тоннели в составе многофункциональных подземных пространств рекомендуется устраивать для подъезда к стоянкам автомобилей и ТПУ.
6.3.4 В составе ТПУ (по 6.7) на базе станций метрополитена целесообразно размещать в подземном пространстве многофункциональные комплексы, объединяющие объекты торговли и общественного питания, стоянки автомобилей и пешеходные связи между ними и станциями метрополитена.
6.3.5 В подземной части надземно-подземных многофункциональных комплексов целесообразно размещать складские помещения, разгрузочные площадки, стоянки автомобилей и подъезды к ним, гардеробы, технические помещения и другие сооружения кратковременного посещения и (или) эксплуатируемые без постоянного присутствия персонала.
6.3.6 Функциональное распределение площадей подземного пространства в составе многофункциональных комплексов рекомендуется предусматривать: 70% - помещения общественных зданий, включая предприятия торговли; 30% - стоянки автомобилей.
6.3.7 В подземных общественных пространствах, в том числе в ТПУ и многофункциональных подземных комплексах, рекомендуется использование атриумов дневного света в зонах, предназначенных для длительного нахождения неограниченного количества посетителей.
6.3.8 При размещении многофункциональных подземных комплексов в условиях сложившейся застройки следует обеспечивать сохранение исторического облика района строительства.
6.3.9 При строительстве в пределах жилого микрорайона (квартала) многофункционального подземного комплекса, в нем необходимо предусматривать объекты инженерной и социальной инфраструктуры микрорайона, в том числе спортивные объекты (бассейны, фитнес-центры и др.), технические и складские помещения, предназначенные для обеспечения функционирования района (ТП, ЦТП и проч.).
Примечание - Рекомендуется предусматривать в ночное время использование подземной автостоянки в составе такого комплекса для хранения личного автотранспорта жителей жилого микрорайона (квартала), проживающих в зоне пешеходной доступности.
6.3.10 Плоские кровли многофункциональных подземных комплексов следует использовать для размещения объектов социальной инфраструктуры, и зон зеленых насаждений.
6.3.11 В подземных сооружениях многофункциональных комплексов и ТПУ могут предусматриваться дополнительные сооружения и устройства, позволяющие использовать их в качестве защитных сооружений гражданской обороны для защиты работающих и населения в соответствии с СП 88.13330, СП 165.1325800, СП 263.1325800.
6.4 Подземные сооружения транспортного и инженерно-технического назначения
6.4.1 Подземные сооружения транспортной инфраструктуры должны способствовать обеспечению безопасного скоростного движения автомобильного и рельсового транспорта.
6.4.2 Подземные сооружения транспортной инфраструктуры необходимо размещать, в первую очередь, в центральной части городских поселений, районах сложившейся плотной застройки, охранных зонах, местах пересечения с различными видами транспорта, водотоками и водопадами, участках наиболее загруженных магистральных улиц и дорог, в сложных топографических условиях.
6.4.3 Технические решения автотранспортных тоннелей в городских поселениях определяются:
- выбором автомобильных трасс, на которых целесообразно устройство тоннелей;
- необходимостью пересечения водных преград или существенных перепадов рельефа;
- обеспечением разделения в тоннелях встречного движения.
6.4.4 В местах расположения исторической застройки городского поселения рекомендуется предусматривать строительство автомобильных тоннелей глубокого заложения.
6.4.5 Допускается устройство автотранспортных тоннелей для двухстороннего и одностороннего движения.
Тоннели с односторонним движением должны предназначаться для разведения встречных транспортных потоков при условии их полного разделения, а также при необходимости обхода капитальных сооружений и монументов или для устройства съездов между тоннелями.